Кристофер Нолан по праву считается одним из лучших режиссёров современности. Лайфхакер разбирает любимые кинематографические приёмы мастера и приводит примеры фильмов, в которых они представлены.
Начав когда-то с полностью авторского фильма «Преследование», который он сам написал, срежиссировал, снял и даже смонтировал, Нолан с каждым следующим проектом набирал популярность. После двух малобюджетных, но весьма успешных картин «Помни» и «Бессонница» он перешёл к масштабным блокбастерам, окончательно покорившим весь мир.
Фильмы Нолана обладают совершенно уникальной атмосферой и неповторимым режиссёрским почерком. Вот несколько отличительных черт его работ.
Драматичность и неожиданные повороты сюжета
Немногие из работ Кристофера Нолана можно назвать детективами. Но почти в каждой картине случаются события, переворачивающие ощущения зрителя буквально с ног на голову. Совершенно неожиданные повороты есть даже в, казалось бы, простом супергеройском фильме «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», не говоря уже о совершенно запутанном «Помни».
Кроме того, каждая картина обязательно раскрывает судьбу и настоящую драму персонажа. В любом, даже самом фантастическом сюжете на первом месте оказываются человеческие отношения.
Что посмотреть
«Престиж»
- Драма, триллер.
- США, Великобритания, 2006 год.
- Длительность: 130 минут.
- IMDb: 8,5.
История двух иллюзионистов, когда-то бывших напарниками, но потом ставших безжалостными конкурентами. Стремясь навредить сопернику, каждый из них готов не только сорвать его выступление, но и подвергнуть опасности жизни его близких.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Сюжет «Престижа» состоит по большей части из флэшбеков — воспоминаний персонажей о событиях прошлого. Фильм, который начинается как драма о дружбе и конкуренции, в какой-то момент приобретает мистический оттенок. В финале, когда, казалось бы, зрителю выдали уже все тайны, история покажет ещё одну иллюзию, предсказать которую практически невозможно.
Нелинейное повествование и работа с цветом
Ещё один излюбленный приём Нолана — нелинейность повествования. События происходят не одно за другим, как в большинстве сюжетов, а параллельно, в обратную сторону или в разных временных плоскостях, то есть как угодно, но только не по порядку. Эту манеру съёмки он использовал ещё в самой первой своей работе «Преследование» и в дальнейшем только развивал и усложнял.
Что посмотреть
«Помни»
- Детектив, триллер.
- США, 2000 год.
- Длительность: 113 минут.
- IMDb: 8,5.
Главный герой фильма (Гай Пирс) ищет человека, который изнасиловал и убил его жену. Но основная его проблема заключается в том, что после травмы он не может держать в памяти события дольше нескольких минут.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
В других картинах режиссёр может использовать и более сложные структуры. В «Помни» сюжет идёт параллельно в двух направлениях: некоторые события показаны ровно так, как они происходят, а другие развиваются от конца к началу, делая главной загадкой не традиционное «чем всё закончится», а «с чего всё началось».
«Начало»
- Научная фантастика, детектив, триллер.
- США, Великобритания, 2010 год.
- Длительность: 148 минут.
- IMDb: 8,8.
Фантастический фильм о талантливом воре (Леонардо Ди Каприо), который крадёт идеи из подсознания во время сна. Но ему предстоит совершить своё лучшее преступление по ровно противоположному принципу — внедрить идею во сне.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
В «Начале» Нолан использует другие приёмы — картинку внутри картинки и замедление времени. Главные герои создают многослойные сны, и в каждом следующем слое время идёт медленнее, чем в предыдущем. За то время, пока на первом уровне сна машина падает с моста, в более глубоких успевают произойти существенные события. Но регулярно в кадре показываются события всех слоёв сна, происходящие одновременно с разным темпом.
В обоих случаях Кристофер Нолан разделяет различные этапы, выделяя их цветом, и это становится ещё одним фирменным знаком режиссёра. В «Помни» прямая хронология показана в чёрно-белых тонах, а обратная — в цвете. А в «Начале» каждый уровень сна выполнен в своей цветовой гамме: на первом всё показано в холодных синих цветах, во втором — в жёлтых, а далее всё уже покрыто снегом и используется в основном белый цвет. На последнем же этапе все эти цвета смешиваются в фантасмагоричную гамму самого глубокого уровня сна под названием Лимб.
Внимание к мелким деталям
Многие фильмы Нолана начинаются с изображения какой-то детали, заставляя зрителя сразу сфокусироваться на мелочах. Кроме того, в большинство сюжетов он вводит достаточно простой и даже обыденный предмет, который в финале станет едва ли не самым важным объектом повествования. Как, например, волчок в фильме «Начало», фотография в «Помни» или часы в «Интерстеллар».
Что посмотреть
«Бессонница»
- Триллер.
- США, 2002 год.
- Длительность: 118 минут.
- IMDb: 7,2.
Двое полицейских (Аль Пачино и Мартин Донован) прибывают на Аляску для расследования убийства юной девушки. Устроив западню для преступника, один из них случайно убивает напарника. Но был ли этот случай действительно случаем и почему сам преступник так хочет пообщаться с детективом?
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
В эпизоде с осмотром тела погибшей девушки показано крупным планом, как ей состригают ногти на руках. Впоследствии пальцы и ногти неоднократно демонстрируются таким же крупным планом, раз за разом напоминая зрителю о первой сцене.
Современный взгляд на супергероев
В 2005 году Кристофер Нолан «перезагрузил» историю о Бэтмене, одном из популярнейших героев комиксов, и представил зрителям совершенно новый взгляд на персонажа, какого ещё не было на больших экранах.
Что посмотреть
«Бэтмен: Начало»
- Неонуарный супергеройский боевик.
- США, Япония, Великобритания, 2005 год.
- Длительность: 140 минут.
- IMDb: 8,3.
Юный Брюс Уэйн становится свидетелем убийства своих родителей. Спустя годы он решает начать лично бороться с преступностью в родном городе, облачившись в костюм летучей мыши.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
«Тёмный рыцарь»
- Неонуарный супергеройский боевик, триллер.
- США, Великобритания, 2008 год.
- Длительность: 152 минуты.
- IMDb: 9,0.
Новым противником Бэтмена становится Джокер (Хит Леджер) — психопат, наводящий страх не только на обычных жителей города, но даже на матёрых преступников. Бэтмену предстоит объединиться с прокурором Харви Дентом (Аарон Экхарт) и комиссаром Джимом Гордоном (Гэри Олдман), чтобы справиться с безумцем.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
«Тёмный рыцарь: Возрождение легенды»
- Неонуарный супергеройский боевик.
- США, 2012 год.
- Длительность: 163 минуты.
- IMDb: 8,5.
В Готэме появляется новый, самый опасный в истории преступник — Бэйн (Том Харди). Он захватывает власть в городе, и противостоять ему не может даже сам Бэтмен.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Бэтмен у Нолана совершенно реалистичен. Хоть он и живёт в вымышленном городе, но теперь тот ничем не напоминает готично-сюрреалистичный Готэм из фильмов Тима Бёртона. Все три картины Нолана сняты в мрачных тонах, Бэтмен использует максимум современных технологий, а его транспортные средства больше напоминают военную технику, чем забавные машины из старых комиксов и предыдущих фильмов.
Именно Кристофер Нолан подарил зрителям новый и более живой взгляд на фильмы-комиксы, а также всеми любимый образ Джокера в исполнении Хита Леджера.
Глобальность и научный подход
Во всех своих фильмах Кристофен Нолан очень внимательно относится к деталям и правдивости происходящего. Поэтому даже самые фантастические сюжеты у него проработаны до мелочей и кажутся совершенно реальными. Во время съёмок он консультируется с инженерами, учёными, подрывниками и прочими специалистами для проработки той или иной сцены.
Что посмотреть
«Интерстеллар»
- Научно-фантастическая драма.
- США, Великобритания, 2014 год.
- Длительность: 169 минут.
- IMDb: 8,6.
Земле грозит засуха и вымирание. Группа астронавтов отправляется на космическом корабле сквозь червоточину в пространстве-времени в далёкие миры, находящиеся рядом с чёрной дырой, чтобы выбрать новую планету для колонизации.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
В фильме «Интерстеллар» на фоне основного действия довольно простым языком объясняется суть многих явлений из астрономии и теоретической физики. Нам рассказывают о свойствах чёрной дыры, о том, что такое горизонт событий. И даже наглядно показывают тессеракт — четырёхмерный куб. Для приближения к реальности сцен с астронавтами при подготовке фильма Нолан посещал NASA и SpaceX. Картину по достоинству оценили многие астрофизики, не говоря уже о простых зрителях.
Есть, конечно, и те, кто критикует некоторые спорные моменты, как, например, близость планеты Миллер к чёрной дыре. Хотя именно это добавило в сюжет любимую нолановскую нелинейность (один час на этой планете равен семи годам на Земле). Но большая часть научных фактов подана довольно точно, ведь при создании сценария авторы консультировались со знаменитым физиком-теоретиком Кипом Торном — одним из ведущих мировых экспертов по общей теории относительности.
Другие фирменные черты
Нелюбовь к визуальным эффектам
При всеобщем засилье визуальных эффектов в кино Кристофер Нолан остаётся одним из приверженцев максимально реалистичных съёмок. Он является ярым противником цифровых форматов и большую часть работ снимает на плёночные камеры.
Многие сцены из его фильмов, которые, казалось бы, уж точно сделаны на компьютере, на самом деле сняты вживую. В первых, малобюджетных фильмах это не имело особого значения, но когда Нолан вышел на уровень блокбастеров, его принципы проявились во всей красе. Подобно героям «Начала» сам режиссёр, словно архитектор, создаёт реальность, только не во снах, а в самом настоящем мире.
Большинство странных машин и прочих аппаратов строили в натуральную величину. Знаменитый Бэтпод, мотоцикл из «Тёмного рыцаря», действительно был создан к съёмкам и на самом деле ездил. Правда, управлять им было очень трудно, справился с этим только профессиональный водитель-каскадёр Жан-Пьер Гой.
Взрывы на улице в фильме «Начало» тоже были сняты вживую, а после только доработаны графикой. Причём действие происходит на улице реального Парижа, для этого пришлось согласовывать съёмки и перекрытие улиц с властями. Даже взрыв госпиталя в «Тёмном рыцаре» произошёл на самом деле: для съёмок взяли здание, которое готовили к сносу.
В «Интерстеллар» сцену в воде снимали в настоящем озере в Исландии, на компьютере была добавлена только гигантская волна. А космические корабли, которые, конечно же, не получалось построить в натуральных масштабах, делали в уменьшенных копиях.
В «Начале» землетрясение и затопление здания были сняты в павильоне, но всё равно с минимумом графики. Причём немаловажно, что в большей части сцен в кадре действительно актёры, а не их дублёры. Для съёмок обрушения лавины поехали в канадские горы и наняли специальных подрывников. Даже сцена, где гравитация начинает сходить с ума и герои бегают по стенам и потолку, создана с помощью специальных вращающихся комнат и тросов.
Музыка и звук
Звуковое сопровождение в фильмах Нолана играет важнейшую роль. И дело даже не только в том, что он давно работает с одним из лучших композиторов современности — Хансом Циммером. Музыка, конечно, совершенно великолепна, но есть ещё один важный момент: она звучит только там, где должна звучать, и уходит на второй план, когда оказывается лишней. Её место занимают сторонние звуки, пульсирующий гул, скрипы и многое другое. Причём потом всё это очень легко и органично снова вплетается в музыку.
Любимые актёры
Во многих фильмах Кристофер Нолан снимает одних и тех же актёров. Чаще всего в картинах режиссёра можно увидеть Майкла Кейна, он снялся в семи фильмах. Также регулярно появляются Кристиан Бэйл, Киллиан Мёрфи, Расс Фега и другие актёры.
Недавно на экраны вышел новый фильм Нолана «Дюнкерк». Режиссёр впервые обратился к исторической и военной теме. Хотя сам он неоднократно подчёркивал, что этот фильм не о войне, а о людях и спасении.
В этой картине Кристофер Нолан снова использует почти все свои любимые приёмы.
Действие сюжета происходит в трёх временных плоскостях: на суше проходит целая неделя, на море показаны события одного дня, а в воздухе всё происходит за час.
Большая часть фильма снята на IMAX-камеры с минимумом визуальных эффектов. Впервые в истории кинематографа на реальные самолёты прикрепили IMAX-камеры, чтобы показать всю красоту полёта. А саундтрек зачастую сменяется просто тиканьем часов, чтобы передать всю напряжённость ожидания.
В картине снова появляются Киллиан Мёрфи и Том Харди, а ещё, конечно же, незримо присутствует Майкл Кейн. Хотя его и нет в кадре, его голос звучит по радио.
Как и большинство предыдущих работ, фильм получает восторженные отзывы критиков и зрителей, собирает огромную кассу в кинотеатрах, а доля положительных отзывов приближается к 100%.
Источник