Красота несовершенства: создатели Final Fantasy рассказали о работе над Fantasian

Хиронобу Сакагути и Нобуо Уэмацу — о том, как сделать игру уютной и трогательной.

Красота несовершенства: создатели Final Fantasy рассказали о работе над Fantasian

Сегодня, 2 апреля в Apple Arcade вышла первая часть Fantasian — новой игры Хиронобу Сакагути, создателя серии Final Fantasy. Музыку для неё написал композитор серии Нобуо Уэмацу. Недавно портал IGN взял интервью у двух легенд, а мы публикуем главное.

Fantasian — классическая пошаговая JRPG. У неё в рукаве есть козыри, которые могут освежить формулу — например, случайных противников можно будет телепортировать в специальное измерение, чтобы не отвлекаться от путешествия и потом сразиться с ними всеми сразу. К тому же, все декорации в игре состоят из сделанных вручную диорам.

Но Сакагути подчёркивает, что Fantasian — ода классике жанра. Однажды он перепрошёл с коллегами Final Fantasy VI и загорелся желанием сделать игру старой закалки.

Индустрия видеоигр ещё относительно молодая и стремительно развивается, поэтому часто кажется, что нужно стремиться ко всему новому. Но прошло уже 40 лет с тех пор, как игры стали популярными. Думаю, пора уже признать, что старые стили хороши сами по себе. Устаревший жанр — не повод не делать игру. Для меня делать классические RPG — значит просто быть собой. Я понимаю, что современные пользователи могут назвать Fantasian старомодной. Порой эта мысль пугает меня, но думаю, нужно бороться с этим страхом и просто делать то, что считаешь правильным.

Хиронобу Сакагути
геймдизайнер

Услышав слова коллеги, Нобуо Уэмацу рассмеялся и сказал, что тот стареет.

Когда ты молод, хочешь выделиться через что-то доселе невиданное. Я был таким. Хотел создать несравненную музыку. Но с возрастом начинаешь задумываться, зачем ты вообще занимаешься своим делом. Чтобы познать суть своего творчества, важно быть самим собой. Выражать своё истинное я страшно, но без этой «обнажёнки» бессмысленно заниматься творчеством.

Нобуо Уэмацу
композитор

Уэмацу думает, что Fantasian может стать последней игрой, для которой он пишет весь саундтрек.

После года работы над Fantasian я чувствую, что в будущем мне будет сложно отдавать всего себя одному саундтреку — морально и физически. Создание музыки для большой RPG требует полного погружения, на другие дела не остаётся времени. В этот раз все мои концерты были отменены из-за пандемии, поэтому появилась возможность сосредоточиться на Fantasian. Но за свою жизнь я сочинил столько музыки, что в будущем хочу как можно больше исполнять её на публику, а не работать над очередной игрой.

Нобуо Уэмацу
композитор

Уэмацу сказал, что пытался подойти к работе над Fantasian с позиции молодого и мечтательного композитора. В каждой части Final Fantasy есть пара треков, которыми он гордится, но в Fantasian таковых гораздо больше.

Я сделал всё так, как хотел. Музыка — дело вкуса, но думаю, что для Fantasian я создал лучший саундтрек в своей жизни.

Нобуо Уэмацу
композитор

При этом, композитор не считает, что его стиль эволюционировал. Он думает, что вся его музыка одинаковая, а игровые саундтреки эволюционировали вместе с технологиями. Для Final Fantasy VI он впервые смог записать оперную музыку, а для Final Fantasy VII — полноценные песни. Уэмацу рад, что композиторам больше не приходится сталкиваться с техническими ограничениями, но признаётся, что со временем он перестал рисковать.

В какой-то момент я выработал шаблон музыки для RPG и с тех пор следовал ему. Но с недавних пор я понял, что это скучный подход. Для Fantasian пытался забыть всё, чему научился, и настроить себя на мысль, что всё дозволено. В некотором смысле, я снова начал рисковать.

Нобуо Уэмацу
композитор

Уэмацу признаётся, что ему это далось нелегко. Чем больше опыта у творца, тем сильнее его работа превращается в развитие собственных наработок. Делать что-то принципиально новое становится сложнее. Чтобы добиться свежего звучания, Уэмацу вернулся к своим истокам и добавил старые ограничения. В качестве примера он приводит работу над главной темой Fantasian.

Сделав глубокий вдох, я решил ограничить себя синтезатором. Раньше я использовал его в группах и оркестрах, но никогда не обходился им одним. Люблю синтезатор, ведь в молодости именно из-за этого инструмента я захотел стать композитором. Я вернулся к прежнему себе и начал играть на нём. Дальше работа пошла гладко.

Нобуо Уэмацу
композитор

На этом эксперименты со звуком не закончились. Уэмацу впервые за свою карьеру включил в саундтрек импровизиацию. Для одной композиции он пригласил в студию четверых джазовых музыкантов и дал им волю, а после просто подредактировал дорожки, чтобы подстроить их под игру.

Уэмацу сказал, что для работы над Fantasian он позвал многих музыкантов, с которыми работал над серией Final Fantasy. Он признался, что не планировал это, просто давние коллеги идеально подходили для записи треков — поэтому саундтрек Fantasian можно назвать эдаким воссоединением.

Причём, Уэмацу позвал даже тех музыкантов, которые в прошлом его подвели. В работе над одной из частей Final Fantasy композитору помогал аранжировщик, который не справлялся со своими обязанностями, и всё закончилось тем, что он «плакал в туалете». Композитор говорит, что даёт даже таким коллегам второй шанс, потому что уже знает их зоны роста и может давать более чёткие инструкции. С работой над Fantasian, по словам Уэмацу, этот аранжировщик справился блестяще.

Сакагути признался, что новая работа Уэмацу тронула его до слёз.

Я всегда получаю демозаписи ранних версий музыки, чтобы добавить её в игру. Когда мне в руки попал окончательный вариант, я уже знал, что эти мелодии — исключительные. Но вокал и аранжировка финальной версии смогли меня удивить. Казалось, я слышу пение самой души Уэмацу. Я прослушал весь саундтрек и несколько раз просто расплакался. Его музыка проникает в самое сердце.

Хиронобу Сакагути
геймдизайнер

Дальше Сакагути прокомментировал необычный подход студии к созданию декораций Fantasian: мир игры состоит из 150 сделанных вручную диорам, которые разработчики просто отсканировали и добавили в проект. По мнению геймдизайнера, ручная работа создаёт атмосферу «теплоты», которой он хотел наделить Fantasian.

Иронично получилось. Работая над Final Fantasy VII или фильмом «Последняя фантазия: Духи внутри», я был уверен, что CG — будущее видеоигр, но теперь я внезапно говорю, что в ручной работе больше индивидуальности.

Хиронобу Сакагути
геймдизайнер

Уэмацу считает, что для Сакагути переход к диорамам ознаменовал завершение творческих поисков: после долгих лет работы геймдизайнер понял, что для него действительно важно. Композитор сравнил декорации игры с виниловым проигрывателем.

Сакагути сказал, что визуальный ряд напрямую связан с нарративом игры.

Мир Fantasian — сложная вселенная, поделённая на множество измерений. Каждое отличается от остальных, а главная тема игры — «порядок и хаос». В измерении, которым заправляют машины, всё организовано, а технологии поддерживают порядок. Но в мире хаоса все вещи — аналоговые и беспорядочные. Эти два измерения конфликтуют, но ни одно из них не совершенно. Игра — о том, как поддерживать баланс двух этих крайностей.

Хиронобу Сакагути
геймдизайнер

Уэмацу сравнил темы игры с красотой живой музыки.

Есть что-то волшебное в звуке, который извлекает человеческая рука. Когда кто-то играет на скрипке или гитаре; когда кто-то поёт, рано или поздно он обязательно попадёт мимо нужной ноты. Но именно в несовершенстве кроется красота. Нас привлекают изъяны. Думаю, дело в том, что наш слух воспринимает их как «теплоту».

Нобуо Уэмацу
композитор

Сакагути согласен, что маленькие ошибки рождают человеческую красоту. По его словам, к диорамам Fantasian это тоже применимо.

Работая с CG, мы бы смогли настроить размер травы так, чтобы он идеально сочетался с размером листвы на деревьях. Но в работе с диорамами контроль над масштабом объектов сильно ограничен. Добавляя зелёную текстуру, ты понимаешь, что не сможешь создать траву абсолютно реалистичного масштаба, но это и делает диорамы такими уютными.

Хиронобу Сакагути
геймдизайнер

Fantasian будет состоять из двух частей. Первая, с акцентом на сюжете, вышла сегодня и длится примерно 20-30 часов. Вторая часть, по словам Сакагути, будет больше концентрироваться на квестах и путешествиях. Дата выхода пока неизвестна.

2 апреля — неслучайная дата. В 1994 году именно в этот день вышла Final Fantasy VI, главный источник вдохновения Fantasian.

 

Источник

Читайте также