Коллеги с GameMag посетили выступление Хидэо Кодзимы в московском музее «Гараж». Практические полную версию интервью вы можете посмотреть по ссылке, а здесь мы отметим основные моменты. И прежде всего — ужасную, со слов посетителей мероприятия, организацию.
Желающих послушать public talk с Кодзимой было очень много, и организаторы не были к этому готовы. Большинство наблюдали за геймдизайнером стоя, периодически выслушивая замечания в затруднении обзора. Еще большее возмущение, впрочем, вызвали странные вопросы ведущих. Например, его спрашивали, «посещает ли он выставки и смотрит ли какие-нибудь видео?» и как он соотносится с миром современного искусства.
Один момент и вовсе вызвал бурю эмоций у посетителей. Пытаясь задать Кодзиме вопрос о непрямом взаимодействии, куратор «Гаража» выдала почти двухминутный монолог (25:56 на видео):
«Что видим мы… В отличие от продукции других компаний, других студий, в ваших играх происходят периодически такие, ну, пространственно-временные какие-то выпады… То есть ты идешь-идешь, играешь-играешь, и вдруг тебя, вдруг, как бы не относящийся к действию некий видеокусок, который каким-то образом уточняет твой опыт. Причем опыт не игрока, а опыт абсолютно человеческий. Или продолжая вашу историю, то, что вы сейчас сказали, про объекты, которые являются посредниками, которые осуществляют связь между людьми. В принципе, это довольно фрустрирующее ощущение для любого человека, когда ты не можешь напрямую взаимодействовать со своим адресатом. То есть когда у тебя есть череда каких-то опосредованных коммуникаций — это страшно тревожное состояние. Вы не можете себе представить, какое количество видеоработ самых известных художников было посвящено вот этой проблематике невозможности прямой связи как бы в том мире, в котором мы живем. Поэтому когда я говорю о современном искусстве, я говорю скорее о том, что ваше, так сказать, совершенно другой хронотоп, совершенно другая механика взаимодействия между персонажами, она вас притягивает больше к полюсу современного искусства, а не геймдизайна в чистом виде».
После перевода, который занял некоторое время, Кодзима ответил лишь «спасибо» и зал разразился оглушительными аплодисментами.
Сообщается, что Кодзима вел себя очень скромно. Спокойно реагировал на выкрики «гений», отвечал на все вопросы и даже шутил. Например, на просьбу рассказать о маскоте своей студии Люденсе, Кодзима ответил, что в детстве хотел быть космонавтом, а в Россию приехал, потому что русские в этом деле молодцы.
Источник