Конвейер спортсимов: почему фанаты покупают их ежегодно?

На примере серии футбольных симуляторов EA Sports FIFA.

Конвейер спортсимов: почему фанаты покупают их ежегодно?

В комментариях под каждой новостью об анонсе или выпуске новой части любого спортивного симулятора вы увидите вполне справедливые обвинения в конвейерности, совсем уж небольших отличиях от прошлой части и дойке фанатов на фоне полнейшего отсутствия конкуренции. И такие обвинения отчасти будут правдивы.

На первый взгляд кажется, что EA выпускают каждый год одну и ту же часть FIFA с новой цифрой в названии за 60 долларов, продают несколько десятков миллионов копий, чтобы через год опять сделать то же самое. И снова. И снова, и снова. Но всё не совсем так.

Что сейчас из себя представляет FIFA?

FIFA долго время была самым обыкновенным футбольным симулятором. Включала в себя как обычные матчи с ИИ или друзьями, так и целые режимы: карьера за клуб, карьера за одного футболиста, чемпионаты Европы и Мира. В FIFA 2009 появился новый — FIFA Ultimate Team. Если коротко, то это онлайн-режим, позволяющий собрать команду мечты. Состоящую из футболистов разных лиг и национальностей, а после сразиться с такой же командой мечты противника. Этот режим на сегодняшний день является основным режимом игры как среди игроков, так и среди внимания разработчиков.
Игроков можно приобретать на огромном трансферном рынке FUT (здесь и далее — FIFA Ultimate Team), либо попытаться поймать их в лутбоксах, которые здесь называют паками или наборами. Приобрести эти самые наборы можно как за внутриигровые монеты, так и за FIFA Points — валюту, которую можно пополнить только за реальные деньги. В Ultimate Team есть дивизионы, как в реальном футболе, и так называемый FUT Champions — режим, где нужно сыграть 30 матчей за 3 дня (пятница-суббота-воскресенье) и чем больше матчей выиграете, тем лучше будет награда.

С недавних пор один из трейлеров новой части посвящают нововведениям именно режима FUT

В плане создания своей команды есть множество нюансов, а у каждой карточки игрока есть свои характеристики: скорость, удары, пасы, дриблинг, защита и физические данные. При этом у каждого игрока есть некий общий рейтинг, выражающийся в цифре от 1 до 99. Карточки делятся на бронзовые, серебряные и золотые. К последним относятся действительно играбельные футболисты. У команды есть сыгранность, от которой зависит увеличение характеристик каждого игрока на поле. Для максимальной сыгранности должны быть соблюдены нации, лиги и позиции игроков между друг другом.

У Electronic Arts присутствует абсолютное большинство лицензий Международной Ассоциации Футбола, поэтому в игре есть огромное количество чемпионатов и игроков, а так же легенд футбола. Выбор поистине огромен и сборка своего состава и эксперименты в ней — отдельное удовольствие, ради которого многие и играют в саму FIFA и FUT в частности.

Структура Ultimate Team и немного про карточки

Чтобы покупать игроков, вам нужны монеты. Их вы зарабатываете за сами матчи, за выполнение определенных заданий или путём продажи игроков и расходных предметов (контракты, стили сыгранности и тд) на трансферном рынке. Покупаете их либо там же, либо пытаетесь заполучить их из наборов, но вероятность получить конкретного футболиста очень небольшая.

С недавних пор EA Sports разработали очень простую схему вовлечения: каждую неделю в реальном футболе проводятся матчи топовых чемпионатов в Европе, и лучшие игроки из этих матчей попадают в игру как улучшенные версии их обычных карточек — Игроки команды недели. Вы играете в FUT Champions, и в зависимости от успехов в этих 30-ти матчах, вам дадут на выбор определенное количество наборов, в которых теоретически вам выпадет какой-нибудь игрок из команды недели.

Помимо Team of the Week выходит огромное количество других карточек, приуроченных к каким-то событиям. Например, карточки Хэллоуина или карточки Future Stars — будущих звёзд футбола по предположениям самих EA Sports. Примерно раз в полгода EA выпускают команду из лучших карточек прошлого сезона или первой половины текущего — Team of the Season или Team of the Year. Они разделены на пять частей: каждой лиге даётся свой список лучших игроков чемпионата. Это самые настоящие имбы — состав хотя бы из одной или двух таких карточек может заметно усилиться и стать для более слабого соперника практически непобедимым, особенно если за геймпадом находится очень хороший игрок.

Дак какие же претензии могут быть к ЕА в данном случае? Да, в игре есть донатная валюта, однако никто вам её не навязывает. Всех игроков можно купить за игровую валюту или попытаться выбить в паках. А то, что игра снабжает нам всё новыми и новыми карточками — это же хорошо. Разве нет? Сейчас разберёмся.

Основные претензии

Одной из самых главных причин недовольства является очень, очень маленькая вероятность выпадения достойного футболиста из любого набора.

На Youtube есть огромное количество так называемых pack-opening-видео, где люди просто открывают большое количество паков в надежде выбить хотя бы одного футболиста сезона, потому что доступны к выпадению они всего пару недель. Поймать хотя бы одну футбольную звезду — целое событие, достойное отдельного ролика. Я играю в Ultimate Team с 14-ой версии и без доната поймал всего одного достойного на мой взгляд игрока — это был Серхио Агуэро в FIFA 19.

W2S стал популярен в том числе как автор самых эмоциональных роликов про открытие наборов

Наибольшая вероятность получить желаемого футболиста — приобрести самые дорогие паки. Если вы не готовы отдавать игре минимум по несколько часов в день, то на большое количество наборов без доната монет у вас не хватит. То есть, либо вы долго и нудно их копите, либо просто берёте и покупаете FIFA Points. А на них уже спокойно открываете паки.

При этом вполне нормальной является ситуация, когда человек донатит в игру больше $1000 и при этом не выбивает ни одного игрока из команды года. То есть даже потратив кучу денег, далеко не факт, что вы получите желаемого игрока.

Монетизируется игра в итоге очень просто: человек покупает игру за $60. Заходит в FUT и собирает свою первую команду. Потом задумывается о том, что у других игроков составы посильнее и у него не получается с ними соперничать. И тут он либо начинает копить на улучшенные карточки футболистов, либо донатит и пытается выбить их из паков. Последних в списке, судя по финансовому отчёту ЕА, большинство. Карточек с каждой новой версией игры становится всё больше, ведь чем их больше, тем больше и доната в надежде на их заполучение. Нередки случаи настоящей зависимости, когда человек попросту не может остановиться открывать всё новые и новые наборы.
Но давайте отодвинем жадность Electronic Arts на второй план и обсудим сам футбол. Чем дальше, тем больше он будто бы отходит на второй план. Сама FIFA уже не особо похожа на именно симулятор футбола. В плане геймплея заметно огромное количество скриптов и очевидны тактики по забитию голов. Например, в FIFA 15 вполне рабочим вариантом было пробежать после развода мяча с центра поля за одного игрока и забить гол, при правильном дриблинге вас никто не мог остановить. В прошлой FIFA 19 очень хорошо работали удары под 45° щёчкой, а в нынешней версии до сих пор работает так называемый kick off-баг: после развода мяча забить оказывается гораздо проще, потому что защитники будто бы играют не в полную силу.

Во многих игровых моментах очевидно, что ваша креативность всегда будет заканчиваться перехватом соперника, задумали вы неожиданный навес, заброс или хитрый пас. Надёжнее сыграть коротким пасом, довести до штрафной и ни в коем случае не бить издали, ведь шанс на такой гол в FIFA гораздо меньше, чем в реальном футболе. Уже несколько частей подряд обсуждается так называемый гандикап — по сообщениям многих игроков и по моим ощущениям он включается, когда ваша команда либо гораздо сильнее, чем у соперника, либо когда вы ведёте в счёте. В такие моменты ваши игроки будто начинают играть гораздо хуже, чем играли, промахиваются по воротам в 100%-ных ситуациях, защитники не могут отобрать мяч, а все отскоки идут на ногу сопернику.

Даже после этого видео EA умудряется отрицать существование какой-либо формы гандикапа в игре

Сам режим FUT настолько популярен, что в FUT Champions, еженедельной лиге с 30-тью матчами, сервера просто не справляются с нагрузками и большинство поединков проходит с лагами, высоким пингом или вылетами из игры с последующими поражениями у вас и соперника. Проблема с серверами стала настолько актуальна, что многие игроки стали играть по ночам или ранним утром, чтобы доиграть оставшиеся матчи в комфортных условиях.

Почему люди продолжают покупать новые части FIFA?

После всего прочитанного у вас наверняка появилось ещё больше вопросов к тем, кто ежегодно покупает новую часть FIFA и потом ещё добровольно тратит в ней свои деньги. Если игра из года в год практически не меняется, имеет очевидные признаки казино и не может стабильно работать, зачем же её каждый раз покупать?

  1. Каждый год игра чуть-чуть, но всё же меняется. Меняется точность и полезность разных передач, меняется эффективность скриптов, меняется эффективность ударов с разных позиций, иногда в новой части начинает работать то, что не работало в предыдущей. Например, навесы становятся более опасными, и их теперь действительно можно использовать. Даже такие небольшие изменения уже здорово разнообразят по сути ту же самую игру, которая за год тебе сильно приелась.
  2. У FIFA нет достойных конкурентов. Здесь можно поспорить и привести в пример Pro Evolution Soccer, но тут как сравнить муху со слоном. Футбольный симулятор от Konami не обладает и пятой частью лицензий FIFA, поэтому без фанатских патчей в неё почти невозможно играть. При этом в PES более деревянный геймплей, на ощупь он медленнее и менее богатый на различные анимации. В ней хоть и есть свой аналог Ultimate Team, но он скуден на футболистов, страдает от гандикапа ещё сильнее, чем FIFA, а сетевой код тут такой же, как в худшие времена у конкурента. А в Football Manager кроме глубокой тактики нет самого геймплея, она про другое.
  3. EA не делятся подробной статистикой, но рискну предположить, что многие покупают новую часть FIFA в том числе для игры в другие режимы, например, в режим карьеры, который с каждым годом тоже меняется. Летние трансферы EA Sports к тому же добавляют только в новую часть серии, а ведь это в карьере очень важный момент для многих.
  4. Сам FUT тоже потихоньку дорабатывают. Появляются новые режимы по типу Draft, где нужно собирать команду из предлагаемых игрой футболистов на каждую позицию и выиграть потом 4 матча подряд для наивысшей награды. При этом и старые режимы в FUT становятся интереснее.
  5. Футбол — самый популярный вид спорта в мире. Очень многие покупают её для игры с друзьями за одной консолью, ведь FIFA подходит для людей любых возрастов, потому что смотреть на неё и играть, как и реальный футбол, довольно интересно. Покупка симулятора от ЕА стала стандартной практикой для игры на любой вечеринке, где можно устраивать целые турниры между собой.
  6. Даже несмотря на все недостатки, FIFA — достойный спортсим. Сам геймплей, песни болельщиков и рёв трибун, празднования, выходы из подтрибунного помещения, большое количество настоящих стадионов и тренеров, реальных лиц футболистов и их движения на поле, турниры вроде Лиги Чемпионов или Чемпионата Мира — всё это создаёт атмосферу настоящего праздника для фанатов футбола. И с каждой частью подобные элементы становятся лучше.

Из-за подобной атмосферы Лиги Чемпионов многие и любят футбол

Если смотреть на игру целиком, то в ней просто огромнейшее количество контента для любой футбольной прихоти. Будем надеяться, что EA всё-таки находятся на пути исправления основных недостатков серии, увеличения вероятности выпадения играбельных футболистов и, наконец, решения проблем с серверами.

Спасибо за прочтение данного материала! Надеюсь, было интересно и хоть немного познавательно.

 

Источник

Читайте также