Коммунистическая партия одобряет: как в Китае цензурят игры

Разработчики идут на компромиссы с издателями и своей совестью, чтобы получить доступ к самому большому игровому рынку мира.

Современный Китай известен строгой внутренней политикой: интернет в стране регулируется властями, а любое неповиновение общей линии партии пресекается соответствующими органами. Неудивительно, что китайский игровой рынок тоже вынужден подчиняться требованиям правительства.

В издании The Guardian вышла большая статья об игровой цензуре в Китае. Мы изучили материал и выбрали из него самое интересное.

По данным агентства Niko Partners, в Китае более 740 миллионов геймеров — это почти в два раза больше населения США. В год китайский игровой рынок приносит выручку в 46 миллиардов долларов.

Неудивительно, что большинство игровых студий желают получить доступ к такой широкой базе игроков. Но попасть на китайский игровой рынок не так-то просто: нужно заключить партнёрское соглашение с местными IT-компаниями вроде Tencent. Обычно это значит лишь одно — подчиняться всем их требованиям.

Так произошло с Paradox Interactive. Издатель, известный сериями Hearts of Iron и Crusader Kings, попытался выйти на китайский игровой рынок со Stellaris — стратегией об освоении космоса. Для этого компания заключила соглашение с Tencent и продала ей 5% своих акций.

Руководители Paradox посчитали, что этого будет достаточно для получения разрешения на продажу Stellaris в Китае, но что-то пошло не так — там игра всё ещё не вышла.

Некоторые компании всё же идут на крайние меры для выхода на китайский рынок. Так, в 2011 году Riot Games продала 93% своих акций Tencent за 400 миллионов долларов. В 2015 году китайский издатель выкупил оставшиеся 7% акций, став владельцем студии. Это решение позволило создателям League of Legends без проблем выпустить игру в Китае, но им пришлось переделать игру по требованиям местного министерства культуры.

Во-первых, разработчикам из Riot пришлось изменить некоторых персонажей. Китайским цензорам не нравились зомби, скелеты и другие ходячие мертвецы, поэтому их искусственно «оживляли», добавляя текстуры кожи на модельки. Этим дело не ограничилось.

Нам сказали, что в игре не должно быть персонажей с торчащими костями или рёбрами. А ещё у нас есть вампир, который в китайской версии пьёт черную, а не красную кровь.

дизайнер Riot, пожелавшая остаться неизвестной

Во-вторых, Tencent запретила дизайнерам Riot создавать персонажей, сочетающих элементы одежды из разных азиатских культур. По мнению руководителей компании, неверный дизайн мог оскорбить китайских игроков, поэтому в Riot стали тщательно следить за процессом создания новых героев.

В-третьих, разработчиков попросили создавать побольше милых героев, похожих на «молодёжь из аниме», и поменьше гоблинов и орков. Tencent объяснила это тем, что в Китае не любят «уродливых монстров». А ещё специально для этого рынка Riot пришлось менять размер ягодиц у персонажей. Владельцы из Tencent часто вносили свои правки и однажды дали разработчикам пример идеального дизайна героев.

Они нам сказали: «Русалка — хороший персонаж, потому что у неё женский торс и рыбий хвост. А вот рыба с женскими ногами нам не подходит».

дизайнер Riot, пожелавшая остаться неизвестной

Такие неочевидные правила объясняются одним важным фактором: в Китае нет своего агентства по возрастным рейтингам. В стране попросту не выпускают игры, в которые могут поиграть только люди старше 18 лет. Поэтому цензоры в первую очередь вырезают контент, который, по их мнению, не подходит детям и подросткам. По словам гонконгского активиста Локмана Цуя, китайские власти таким образом «заботятся» о своём населении.

Коммунистическая партия Китая считает себя авторитетом в отношении морали.

Локман Цуй

доцент Китайского университета Гонконга

Ещё один пример цензуры для китайского рынка — PlayerUnknown’s Battlegrounds. Изначально министерство культуры не одобрило её выход в стране из-за концепции самой игры, в которой нужно убивать других игроков для победы. Но Tencent решила помочь разработчикам с изданием, и в Китае вышла версия под названием Game for Peace.

В версии для китайского рынка убрали кровь и убийства. Когда игрок погибает, его персонаж встаёт на колени, машет рукой на прощание и исчезает.

Также китайские власти не одобряют некоторые элементы научной фантастики вроде путешествий во времени. По мнению экспертов, министерство культуры не хочет, чтобы игроки думали о возможности переместиться в прошлое до образования Коммунистической партии Китая.

А ещё министерство культуры готово запретить все игры в стране, если того потребуют обстоятельства. В 2018 году без объявления причин китайские власти запретили выход всех новых игр, включая китайские. Запрет продлился около 9 месяцев, и за это время Tencent потеряла около 40% стоимости своих акций. Автор The Guardian считает, что Коммунистическая партия пошла на этот шаг, чтобы ещё сильнее контролировать игровой рынок в стране и обязать частные компании подчиняться её требованиям.

С тех пор цензура в стране только ужесточилась. Теперь разработчики обязаны полностью убирать кровь любого цвета из своих игр. Кроме того, министерство культуры следит за тем, чтобы в играх не было сексуальных меньшинств и женщин, забеременевших до свадьбы.

Сейчас Tencent ввела дополнительные ограничения для игроков младше 13 лет: теперь они могут играть не больше одного часа в сутки. Китайские приложения перед запуском проверяют возраст пользователей через камеру телефона, и обойти эти ограничения невозможно.

До этого года китайские игроки могли получить доступ к иностранным играм без цензуры через Steam и другие лаунчеры. Но недавно Valve выпустила китайскую версию своего магазина, в которой есть лишь 53 игры, включая дополнения. Из версии Steam для местного рынка также убрали все социальные функции, в том числе форумы. Автор The Guardian считает, что в скором времени министерство культуры может запретить глобальную версию Steam, чтобы вынудить игроков пользоваться адаптированным приложением для местного рынка.

И ситуация, кажется, со временем станет лишь хуже. Цензура Коммунистической партии распространяется и за пределы Китая: так, Blizzard забанила профессионального игрока в Hearthstone за его высказывания в поддержку Гонконга.

И таких случаев немало. Например, CD Projekt RED убрала из своего магазина GOG игру Devotion после того, как в ней нашли мем с высмеиванием председателя Коммунистической партии Китая Си Цзиньпина. А Riot рекомендовала ведущим мероприятий по League of Legends не обсуждать политические темы, связанные с Гонконгом.

К требованиям Китая также прислушивается Ubisoft, 5% акций которой принадлежат Tencent, и Electronic Arts. Представители компаний отказались дать автору The Guardian комментарии о цензуре в Китае.

Автор оригинальной статьи считает, что ситуация с китайской цензурой пока не такая плачевная. Некоторые компании открыто выражают своё несогласие с политикой Коммунистической партии и отказываются подчиняться её требованиям. Среди них — Epic Games, 40% акций которой принадлежат Tencent. Глава компании Тим Суини заявлял, что студия всегда будет поддерживать свободу слова и не станет заниматься самоцензурой.

Но крупные западные издатели так или иначе идут на компромиссы, чтобы получить доступ к самому большому игровому рынку мира. Ради прибыли они готовы подчиняться самым абсурдным требованиям Коммунистической партии. Судя по тенденциям последних лет, цензура начинает распространяться и за пределы Китая.

#китай #tencent #истории #leagueoflegends

 

Источник

Читайте также