Коллективная травма или почему «засилье sjw, чернокожих и женщин» в современном искусстве — это хорошо

Последние 5-10 лет принято жаловаться на «руку sjw» в играх, фильмах и другом искусстве. То русалочка у нас чернокожая, то Доктор Кто женщина, то часть персонажей относятся к ЛГБТ, а обсуждаются теперь проблемы расизма, дискриминации и системного насилия.

Коллективная травма или почему «засилье sjw, чернокожих и женщин» в современном искусстве — это хорошо

Дело в том, что западное общество, а особенно жители США последние 150 лет переживают коллективную травму рабства.

Никто не будет спорить с тем, что рабство — омерзительное явление, которому не может быть оправданий. Всего 150 лет назад 4 млн человек в Америке были рабами, которые работали от заката до рассвета за еду, не могли иметь имущества, свободно передвигаться, вступать в брак. Их покупали и продавали, били и насиловали. Гражданская война положила конец этому ужасу и сделали эти 4 млн несчастных людей свободнее. Загвоздка в том, что освобождение рабов через войну решило одну проблему и создало другую.

Север не имел права на военное вторжение в южные штаты. Согласно действующим в тот момент законам и договоренностям, южане абсолютно в своем праве держать рабов. Новые штаты, которые присоединялись к США, по очереди отходили югу и северу для сохранения баланса. Президент Линкольн нарушил эти договоренности и развязал Гражданскую войну. Казалось бы, итог является абсолютным благом — миллионы людей получили свободу. Но другие миллионы людей посчитали себя обманутыми, а свои права нарушенными.

Это и привело к дискриминации чернокожих в штатах. Черные стали получили свободу, но остальная часть общества не относилась к ним как свободным и равным людям. Это и привело к политике сегрегации.

До Мартина Лютера Кинга и движения за гражданские права чернокожие были людьми второго сорта. У них были свои места в транспорте, свои туалеты, свои школы, ограничения на работу и учебу. За редким исключением они не снимались в кино и не издавали книги. Да и после победы и восстановления в правах проникновение в искусство было очень медленным. Давайте вспомним оригинальную трилогию Звездных Войн. На всю галактику есть один чернокожий и одна женщина. Или знаменитую сцену из Star Trek, где поцелуй белого мужчины и черной женщины был чем-то из ряда вон выходящим.

США до сих пор переживают коллективную травму войны 150 летней давности. Протесты и погромы BLM прошлого года яркое тому подтверждение. Если вы думаете, что этот случай уникален, то нет.

Положение женщин во многих странах было не лучше чернокожих в Америке. Минимум гражданских прав и свобод, а репрезентация в искусстве только как матери, хозяйки или девы в беде. То же самое касается ЛГБТ, чьё положение в части стран мира всё ещё достаточно ужасное.

Что касается западной Европы, то тут коллективных исторических травм хватает в каждой стране. Велибритания и Франция владели гигантскими колониями, в которых эксплуатировали и терроризировали местных жителей. Испания пережила страшную гражданскую войну и околофашистскую диктатуру Франко. Не говоря уже о Германии, которая за 20 век пережила: поражение в войне, гибель империи, глубокий кризис во времена республики, нацизм, гестапо, холокост, поражение во второй, гораздо более разрушительной войне, разделение страны на две части, берлинскую стену, штази. С воссоединения прошло больше 30 лет, а немецкое общество до сих пор разделено.

Что касается восточной Европы и СНГ, то мы с вами только начинаем как-то рефлексировать и осознавать весь тот ужас, который произошел в 20 веке.

В России это: гражданская война, коммунизм, ГУЛАГ, репрессии, Великая Отечественная война, Варшавский договор, железный занавес, Афганистан, дефицит, августовский путч, расстрел парламента, чеченская война, новая автократия.

Нашему обществу также предстоят десятки лет рефлексии на эти темы и, разумеется, это будет находить отражение в искусстве. Это можно видеть уже сейчас. Несколько лет назад выходил фильм «Матильда». Им оскорбились православные и монархисты, через несколько месяцев вышла комедия о смерти Сталина, и уже коммунисты возмущаются надругательством над памятью вождя.

Когда в России закончится текущий политический режим, а с ним централизация искусства и цензура, то весь наш багаж нерешенных проблем и противоречий также выльется наружу.

Так почему же «засилье SJW и повесточки» в современном западном искусстве это хорошо? Это диалог. В наше время мы можем спорить и рефлексировать в играх, фильмах, в литературе и соц сетях. Да, часто получается глупо и безвкусно, как в Battlefield 5, новой трилогии Star Wars или каком-нибудь Капитане Марвел. Да, корпорации встроились в тренд социальной справедливости и всеми силами пытаются показать, что они в теме. Но, во-первых, часто на самом деле получается интересно и здорово, во вторых это не навсегда. Дискурс изменится, женщины, чернокожие, лгбт в искусстве станут абсолютной нормой и люди начнут обсуждать другие вещи.

Я же с нетерпением жду, когда этот диалог откроется в нашей стране, и мы начнем массово рефлексировать ужас 20 века. Чувствую, этим не закончат заниматься даже наши внуки, насколько много всего есть обсудить.

 

Источник

Читайте также