«Не все проблемы — решаемые головоломки».
Когда смотришь на геймплей The Last Campfire со стороны, довольно трудно поверить, что идею именно этого проекта небольшая часть команды Hello Games (No Man’s Sky) вынашивала несколько лет. Да, игра очень красивая и милая, технически всё выполнено на высоком уровне, придраться не к чему. Но по существу — это всего лишь набор несложных и не особо оригинальных головоломок.
Однако стоит прислушаться к закадровому голосу в игре, и становится понятно, что геймплей здесь — далеко не главное. На первом месте в списке приоритетов у разработчиков стоял нарратив. Не сюжет в целом, хотя и он здесь есть, а скорее общая линия повествования. Персонажи, которых мы встречаем, их истории и то, что за ними скрывается.
В самом начале главный герой Уголёк, оказывается в «месте, куда попадают, когда свет начинает гаснуть», если верить рассказчице. Может показаться, что это очередная метафора загробного мира, но это не совсем так.
Мир, в который попадает Уголёк — настоящий лабиринт из загадок и препятствий. Дойти до конца непросто, и в любой момент тут рискуешь потеряться, потерпеть неудачу или просто впасть в отчаяние от того, что не можешь выбрать, куда идти дальше. Именно это и случается с другими угольками, которых главный герой встречает на своём пути. Зацикливаясь на своих внутренних переживаниях, они обращаются в камень и больше не желают продолжать своё путешествие.
Таких здесь называют «Потерянными». В это состоянии угольки впадают по разным причинам. От одиночества или, например, от того, что забыли — в мире ещё существует человеческая доброта. К счастью, почти всех Потерянных можно вернуть к жизни: кому-то стоит напомнить, что ошибиться может каждый, кому-то протянуть руку помощи, а кому-то просто подсказать, что стоит быть к себе чуть добрее.
Слушая истории других Угольков, постепенно понимаешь, что мир вокруг — это и в самом деле «последнее путешествие». Но это не загробный мир, а скорее аллюзия на взрослую жизнь. И проблемы у Потерянных ничем не отличаются от тех, с которыми сталкиваемся мы каждый день. Тревожность, чувство одиночества, страх неизведанного — у каждого свои трудности.
Лучше всего это проявляется при встрече со отдельно прописанными персонажами, чьи истории рассказаны чуть подробнее, чем у остальных. Например, в местном лесу живёт один старик, который каждый день приходит с удочкой на плече к пруду, всего себя посвящая рыбной ловле. Даже его главные достижения в жизни связаны с рыбалкой.
Но однажды в пруду появляется гигантская жаба, которая умеет ловить рыбу намного лучше. Старик только забрасывает удочку, а жаба уже хватает очередного окуня своим языком — c такой лёгкостью и простотой, о которой рыбаку приходится только мечтать. Все его умения и успехи больше ничего не значат в сравнении с этой жабой, нет никакого смысла продолжать приходить к пруду каждое утро. Куда проще последний раз присесть на край причала и навсегда обратиться в камень.
За пять часов игрового процесса разработчики успевают показать множество ситуаций, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни. Гиперопека родителей, эскапизм, понимание, что те, на кого ты когда-то равнялся — такие же неуверенные в себе люди, попытки найти хоть какой-то смысл в том, чтобы продолжать своё путешествие и тому подобное.
Не обходят стороной и тему депрессии. Так, после первой главы, когда главный герой уже наловчился помогать Потерянным, мы встречаем очередного Окаменевшего. Привычным нажатием клавиши мы пытаемся помочь ему, но в этот раз что-то идёт не так.
Уголёк понимает, что именно он должен чувствовать и как он должен себя вести, чтобы придти в норму, но он просто не в силах принять чью-то помощь. Ему страшно и одиноко, он полностью ушёл в собственные переживания, но поделать с этим ничего нельзя. А чтобы усилить эффект, закадровый голос почти ломая четвёртую стену прямо говорит — Не все проблемы можно решить как какую-то головоломку.
Несмотря на такой, казалось бы, депрессивный настрой, путешествие в The Last Campfire всё же яркое и в первую очередь весёлое. Персонажи здесь зачастую комичны, а само приключение увлекательно, даже несмотря на простые головоломки.
В игре интересная история, размышления на важные темы и тёплая, чарующая атмосфера. В созданном Hello Games мире приятно находиться, несмотря на то, что не всегда здесь удаётся сохранять позитивный настрой. И этот эффект усиливается благодаря приятному закадровому голосу. Рассказчица здесь повествует о том, что происходит в игре, озвучивает мысли персонажей и их реплики, словно вы слушаете сказку перед сном.
Но и без этого The Last Campfire напоминает хорошие метафорические детские произведения. Такие, как «Маленький Принц» или, например, графические романы Шона Тана — трогательные и о многом заставляющие задуматься.
Особенно сильно это чувствуется в финале, когда речь заходит о принятии смерти как части «большого путешествия». В диалоге с одним из персонажей нам предлагают разобраться, ради чего мы вообще отправились в этот путь и почему по нему продолжают идти все остальные, хотя и знают, что конечной цели у них нет и остаётся только надеяться, что всё это было не зря.