«Элементарно»
За последние лет десять я пропустил, наверное, половину мультфильмов Пиксар, если не больше, но не сказать, что очень жалею. Так как среди другой, просмотренной половины почти ни одна из работ не достигала уровня ранних творений студии, чей постепенный упадок начался уже на исходе нулевых. Единственным исключением стала «Душа», не безупречная сюжетно и философски, но все же поразившая и тронувшая фантазией, показавшей нам иную реальность. (В «Тайне Коко» это вышло куда более плоско и банально). Удалось ли добиться того же и мультфильму «Элементарно» (или, скорее, «Элементально»), удалось ли хоть чем-нибудь удивить нас? Скорее нет, чем да.
Тема поиска себя и своего предназначения, конфликт долга и свободы самовыражения, эффект притягивания противоположностей, соединяющий очередные влюбленные сердца, – все это, конечно, тысячи раз пройдено, обыграно многократно. Обыграно совсем простодушно, без особого блеска, если говорить о конкретной истории про огненное семейство, приехавшее искать счастья в современном мегаполисе. Разумеется, отец будет души не чаять в своей дочери и будет при этом стареть, кашлять, угасать, а она, такая своенравная и юная, – вспыхивать, жалеть, страдать. Понимая (и не понимая), что хочет одного, а живет по-другому, что принятые семейные, да и общественные взгляды требуют, вероятно, пересмотра. Само собой, трагедию выбора и взросления она преодолеет, следуя четкой сюжетной последовательности, равно предсказуемой и драматически эффективной.
Звучит, пожалуй, не слишком обнадеживающе, и все же история эта для меня сложилась. И секрет успеха здесь, прежде всего, – в лицах. Как было оно, например, и в «Тачках», да и в других произведениях Пиксар, где взаимодействуют вроде бы не люди (и даже не животные), но человеческое бьет фонтаном. Точно так же мгновенно располагают к себе Эмбер и Уэйд – главные герои «Элементарно». Типажи, конечно, узнаваемые, условные, поверхностные, но то, как режиссер показывает эмоции, глаза, обмены взглядами, ответные реакции героев, убеждает и трогает тебя помимо собственной воли. Это и есть та простая, но действенная магия кино, что заставляет снова становиться ребенком и романтиком вне возрастов.
«Химия» же между персонажами имеет здесь и буквальный смысл. Как говорит Уэйд, соприкосновение огня и воды, физически невозможное и разрушительное для обоих, поменяло их внутренний состав, самую природу их с Эмбер существа, сделавшегося новым в свете и действии любви. По-моему, очень красивая и трогательная метафора, да и к тому же наглядно в мультфильме обыгранная. В общем, при всех упущениях и натяжках этой подростковой лав стори искренне веришь. Веришь именно по глазам, по интонациям, по тому, что и сердце собственное не обманешь, при всей даже критичной настроенности мозга. По этому поводу мне вспоминается «Пятый элемент», где, опять же, так красиво и эффектно обернутая, подается простая и вечная мысль. О том, что Любовь – такая же основа мироздания, как и четыре природные стихии. Более того, она – квинтэссенция, перводвигатель, что запускает в действие весь механизм. И думаю, что в случае «Элементарно» работает именно он.
Возможно, мультфильм этот удался Питеру Сону и потому, что история Эмбер – по сути, его собственная. Режиссер действительно знает своих героев, что подтверждают, например, забавные вставки на родном языке семейства, медленно адаптирующемся к местному произношению. Ведь и он – кореец по происхождению, приехавший с родителями в Америку, – не знал когда-то ни слова по-английски. В очевидный плюс идет и масса всяких милых визуальных находок (моя любимая – рыдающие водяные), столь красочно демонстрирующих особенности стихий, а также их явные различия и возможные пути к единению. В общем, «Элементарно» – хотя и не пылающий огонь искусства и не пламень потухшей новизны, но уж точно – добрая и веселая искорка, радующая глаз своим трескучим блеском и поселяющая в сердце тепло.
Оценка: 6,5 из 10
«Неизменный: Майкл Дж. Фокс»
В каком-то смысле снимать такие фильмы нечестно. В том плане, что невозможно отнестись к нему негативно, а уж для всякого поклонника трилогии «Назад в будущее» – невозможно вдвойне. Трагедия молодого Майкла Дж. Фокса и его борьба с болезнью Паркинсона были известны достаточно широко еще с конца 90-ых. Но подробности этой истории, как и биография самого актера, до сих пор проходили мимо меня, из-за чего три вещи в этой документалке вызвали некоторое удивление.
Первая связана с тем фактом, что Майкл, как оказалось, не целиком посвящал себя работе над первым фильмом Земекиса из трилогии, а был еще и звездой телешоу. Именно «Семейные узы» раскрыли его комедийный талант и в то же время вынудили продолжать съемки параллельно с «Назад в будущее». Так, в течение нескольких месяцев актер разрывался между двумя площадками, переставая уже понимать, где он и кто он, поскольку на сон оставалось немного. Среди прочего этот факт также негативно сказался на его здоровье, несмотря на молодые вроде бы годы.
Вторая вещь, особенно меня поразившая, – о болезни Дж. Фокса, диагностированной в 1991-ом, никому не было известно в течение семи (!) долгих лет, притом что он по-прежнему активно снимался, поддерживаемый приемом таблеток. Знали только внутри семьи и, видимо, поддержали его решение молчать. Большим утешением (в том числе и для меня в качестве зрителя) была и остается для Майкла жена, с которой он встретился на пике популярности. Они вместе уже больше тридцати лет, и ни эта жизненная катастрофа, ни тяжелый период алкоголизма и непринятия актером реального положения вещей не помешали паре сохранить привязанность, а также и вырастить нескольких детей.
Наконец, третья вещь – некоторая все же радость, что любимец Америки второй половины 80-ых борется и держится молодцом. Да, одержать победу ему, может, и не удастся, но то, как он ведет себя на публике и перед камерой, его неиссякающее чувство юмора и любовь к близким – все это, как минимум, достойно уважения, достойно веры в человеческую волю. Многие тяжелые детали и особенности быта, наверняка, замалчиваются, либо героически и скромно приглушаются этим страдающим каждый день человеком, но, так или иначе, при всей очевидной мрачности центральной темы фильм получился жизнеутверждающим и бодрым, не говоря уже о визуальном мастерстве.
Признанный режиссер-документалист Дэвис Гуггенхайм захватывающе сочетает хронику и кадры из художественных фильмов с выстроенными им самим эпизодами. Дополнить реальность документальную реальностью художественной, да так, чтобы смотрелось оно и достоверно, и увлекательно разом – дело уж точно не из легких. Кое-где это выходит у него просто хорошо, профессионально, но местами от монтажа натурально захватывает дух, и тогда ты чувствуешь высший пилотаж режиссуры. Хотя, в целом, повествование идет ровно, без эксцентрики, то и дело возвращаясь к Дж. Фоксу сегодняшнему, нередко травмированному из-за неслушающихся ног, но продолжающему с энтузиазмом записывать интервью.
И его подвижное поневоле тело, живое лицо, живые горящие глаза – все это не позволяет испытывать ничего иного, кроме самой искренней и сочувствующей симпатии. Некогда кумир и принц Голливуда, но, кроме того, – явно хороший и храбрый человек, написавший несколько автобиографических книг и способный воодушевить всякого, кому знакома похожая боль. И в понятной, порой безыскусной, но цепляющей форме нам рассказывают об этом в фильме. И, вопреки привычке, мне не хочется копаться здесь в художественных тонкостях, сравнивая с образцами и холодно-рассудочно взвешивая. Хочется лишь пожелать Майклу терпения, счастья, уюта и чтобы семья его оставалась такой же. А мы, в свою очередь, будем помнить, будем смотреть, будем, конечно, пересматривать. Не только «Назад в будущее», но и «Военные потери», «Страшил» и разные другие приятные мелочи. В ту славную и ушедшую эпоху они, к счастью, не были редкостью.
Оценка: 7 из 10