Как в итоге возник тот самый Голливуд, каким мы его воспринимаем сейчас? К этому ведет множество предпосылок…
Начало
В начале XX века кино как во всем мире, так и в США, было балаганным искусством. По большей мере ярмарочные кинематографы имели семейный и кустарный характер. Однако в Соединенных Штатах Америки по аналогии мюзик-холлов в Англии стали появляться «никель-одеоны», сосредотачивавшиеся в руках определенных владельцев. «Никель-одеоны» привлекали самую бедную клиентуру среди эмигрантов, прибывавших в Америку. Доходы были настолько высоки, что это позволяло владельцам открывать по одному-два новых кинозала. Так к концу первого десятилетия в руках нескольких крупных владельцев сформировались цепи кинозалов: Цукор, Леммле, Фокс и другие. В результате всего за 5 лет (с 1905 до конца 1909) количество кинозалов увеличилось в тысячу раз. Кино из кустарного производства превратилось в промышленность: началось создание больших предприятий, возрос интерес капитала.
Борьба за выживание
Также начало данного периода можно охарактеризовать борьбой «Треста» Эдисона («MPPK») и «Независимых». Эдисон хотел монополизировать кинопроизводство и распространил влияние своего треста на большую часть американского проката (57% кинозалов принадлежало им), однако в скором времени владельцы кинотеатров, заинтересованные в прибыли стали обращать внимание на фильмы «Независимых», что привело к краху Эдисона.
В то время киноиндустрия сосредотачивалась в двух городах: Нью-Йорке и Чикаго. Со временем часть предприятий перебирается на Западное побережье, организуются студии: например, «Кистоун» Марка Сеннета, открывшего миру талант Чарли Чаплина, который сильно повлиял на становление американской комической. В свою же очередь на Чарли Чаплина повлиял Макс Линдер, именно под впечатлением от образа интеллигента с котелком был создан облик всем известного бродяги. В 1919 году Чаплин совместно с Гриффитом и другими известными представителями индустрии создают киностудию «United Artists» для создания независимых фильмов.
Первые шаги
Одним из самых значимых американских режиссеров эпохи немого кино является Дэвид Уорк Гриффит, которого многие историки кино называют «Шекспиром экрана». В первую очередь, он известен тем, что начал активно использовать технику параллельного монтажа. Однако ошибочно приписывать это открытие Гриффиту. Так как одним из родоначальников монтажа в Соединенных Штатах Америки является Эдвин Стэнтон Портер. Например, две его известные картины «Жизнь американского пожарного» и «Большое ограбление поезда» уже обладают сложными повествовательными конструкциями. Так, в «Жизни американского пожарного» сцена спасения смонтирована перекрестно (одновременно показываются действия пожарных и жертвы в горящем доме), а в «Большом ограблении поезда» в финале попеременно возникают события, происходящие на станции и в лесу, где пытаются скрыться грабители. Уже в этих фильмах изображено параллельное действие. В фильмах Портера начинают осмысливаться пространственно-временные монтажные переходы.
Но большое влияние на режиссуру Портера произвели фильмы Уильямсона, представителя брайтонской школы. Так, «Жизнь американского пожарного» практически полностью копирует «Пожар» (1901г.). Новаторство Эдвина Портера можно отметить в том, что при съемках «Спасённый из орлиного гнезда» использовалась механическая кукла, изображавшая орла. Это был первый шаг к созданию в будущем больших механических кукол в кино. Фильм повествовал о похищении мальчика орлом, с которым сражался отважный спаситель. В роли персонажа, борющегося с птицей, выступил в будущем великий режиссер американского кино – Дэвид Уорк Гриффит.
Шекспир экрана и отец всего кинематографа
Во второй половине двадцатого столетия вместе с «появлением» Голливуда началось и формирование системы звезд. Зрителям было по нраву смотреть на понравившихся им актеров в каждом новом фильме и формула «знаменитые артисты в знаменитых пьесах» положила основу Голливуда. Гриффит способствовал этому: под его крылом выросли такие таланты, как Мак Сеннет, Флоренс Лауренс, Мэри Пикфорд, Роберт Харрон, Мэй Марш, Лилиан и Доротти Гиш.
Дебютом великого режиссера становится короткометражный фильм «Приключения Долли». Уже в нем содержались практически все элементы, присущие следующим работам Гриффита: похищение, погоня, либо ее имитация, и обязательно хэппи-энд со спасением в последний момент, что создавало напряжение и заставляло зрителей увлеченно следить за сюжетом.
В начале карьеры Гриффита в киносообществе было принято снимать все фильмы общим планом и в размер одной катушки. Но Дэвид Уорк поставил в 1913 г. картину «Юдифь из Бетулии», большой художественный фильм в четырех частях. Длительность фильма составила 61 минуту. Он был поставлен в четырех частях, тем самым уже нарушая установленный стандарт. Разразился скандал, после которого Гриффит разорвал контракт со студией «Байограф» и перешел в стан «Независимых», где начал подготовку к своему первому полнометражному фильму.
Рождение кино и нации
В 1915 году Гриффит заканчивает работу над своим первым большим фильмом «Рождение нации». Это самая масштабная для своего времени трехчасовая картина. В него Дэвид Уорк вложил все свои знания в области режиссуры, поэтому картину можно назвать апогеем творчества режиссера. Например, батальные сцены были смонтированы таким образом, что совмещали общие панорамные планы с крупными, позволяя увидеть битву, словно изнутри. А финал фильма снова содержал параллельное действие, когда спасители из Ку-клукс-клана появлялись в последний момент. В дальнейшем такой прием, прозванный «кавалерия из-за холмов», развился в штамп и стал использоваться повсеместно в приключенческом кино, и даже применяется до сих пор. Режиссер чередовал кадры с разными планами и ракурсами, что позволяло повышать динамику финальной сцены и безупречно решало эпизод со спасением в последний момент, создавая необходимое напряжение у зрителей. Фильм «Рождение нации» имел небывалый успех. Картина окупила бюджет уже в течение двух месяцев, а зрителями впервые стали все слои населения.
Не монтажом едины
Однако монтажными нововведениями эксперименты Гриффита не закончились. Режиссер всегда экспериментировал в визуальном ключе. Так в фильмах Дэвида Уорка появляется движущаяся камера. Например, в «Нетерпимости»(один из первых пеплумов в кино) камера была помещена на подъемник с платформой (съемочных кранов еще не существовало): камера двигалась плавно, начиная с панорамы, и спускалась к лестнице, выделяя важную деталь. В этой же картине Гриффит применил интересное световое решение. Большинство сцен было снято при естественном освещении, а для того, чтобы зритель мог визуально различать новеллы, режиссер тонировал изображения разными оттенками: современность была серой, вавилонская битва — красной, ночные сцены — синими. Такая цветовая гамма помогала усилить драматизм каждой отдельной сцены.
Актерская школа
Не менее важным достижением Дэвида Уорка Гриффита являются разработанные им принципы актерской игры на камеру. В эпоху немого кино в большей части фильмов артисты злоупотребляли жестикуляцией, переигрывали, чтобы их эмоции были видны на общем плане. Впервые медленные и размеренные движения, спокойные позы актеров появились в фильме «Убийство герцога Гиза» в постановке Ле Баржи и Анри Кальметта. Данный урок был воспринят Гриффитом и преобразован. Так на репетициях было введено музыкальное сопровождение для создания определенного настроения у актера, а на съемках «Невидимого врага» он ввел сестер Гиш в ступор, заведя их в маленькую комнату и начав стрелять из револьвера в воздух. Дэвид Уорк предпочитал приглашать молодых неопытных актеров и самому формировать их талант методами, схожими с методами Станиславского. Так режиссер строил образ, идя от душевного переживания к внешнему его проявлению, соединяя это с крупными и средними планами. Например, в картине «Сиротки бури» с помощью «американского» плана и прекрасной актерской игры Лилиан Гиш, не переходящей в пантомиму, в сцене казни создается впечатление истинного ужаса и страха. Такое же чувство возникает и при просмотре «Сломанных побегов», где появляются более крупные планы, захватывающие гнев отца героини и страдания девушки. Также данный фильм можно рассматривать и как пример профессионализма реалистической «школы Гриффита»: в сцене, когда отец просит дочь улыбнуться, та, в свою очередь, вместо улыбки поднимает двумя пальцами уголки своих губ. Этот прием был придуман самой исполнительницей роли – Лилиан Гиш.
Действительно, ОТЕЦ Голливуда
Дэвид Уорк Гриффит оказал огромное влияние на кинематограф. Он заложил основы киноязыка в Голливуде, преодолев простоту и схематичность киноискусства. Режиссеру удалось найти новые решения кинематографических задач, разработать концепции реалистической актерской игры и использовать старые приемы (например, параллельный монтаж) не как аттракцион, а в качестве полноправного художественного элемента киноязыка. Творчество Гриффита повлияло на кинематограф настолько, что многие его новаторские концепции построения фильма до сих пор применяются в современном кино. Поэтому Дэвид Уорк Гриффит по праву признается отцом мирового кинематографа и «Шекспиром экрана».
Дорогие друзья, если вам понравилась данная статья, то можете поддержать автора материально, либо подписаться на канал Youtube, где выходит больше контента о кино и его истории. Спасибо.