Организаторы турниров по Battlerite рассказывают, как развивалось киберспортивное сообщество в русскоязычном регионе.
Привет! Уже больше года я работаю организатором турниров по игре Battlerite в СНГ. И недавно вместе с региональным менеджером выступал кафедре киберспорта в университете РГУФКСМиТ . Мы обсуждали зачем вообще нужны турниры небольшим играм, как их начать проводить и делились опытом по battlerite. Эта беседа и послужила толчком для написания этой статьи.
Раз уж мы будем говорить об организации турниров, давайте сначала ответим на вопрос: “Зачем нужны турниры?”. А еще лучше – “Зачем нужен турнир?”
Все просто – эмоции, шоу, формат будущего, деньги и т.п. Но такой ответ слишком размыт. Необходимо рассмотреть всех участников отдельно: игроков, зрителей, организаторов и тех, кто даст денег.
Игроки
Они приходят с за победой. Их мотивирует цель, желание самореализоваться, получение эмоций и призы. Тут важно заметить, что в небольших проектах, где нет официальных лиг, самым сильным игрокам становится скучно – нет конкуренции в ладдере, и поэтому они начинают играть приватные матчи и всячески искать новых вызовов. Кстати, это является отличным маркером, что игре необходимы турниры или доработки рейтинговой системы. Например, в battlerite режим 3х3 не самый популярный в ладдере, но он интереснее для сильных игроков, чем 2х2, поэтому многие играют турниры и закрытые матчи только ради этого режима.
Зрители
В небольшом ламповом сообществе их почти полностью составляют игроки. Они приходят посмотреть за высоким уровнем игры (учится), болеть за друзей, получить эмоции и т.п. Главное здесь понимать на какой турнир какие зрители придут, но об этом позже.
Организаторы
Здесь уж каждый сам за себя. Кто-то видит в этом бизнес, кто-то авантюру и опыт. У меня же было желание сделать игру лучше. В снг много сильных игроков по бр и чувствовалось, что есть острая необходимость в возможности официально соперничать, официально стать “номер 1” в регионе.
Деньги
Самый сложный пункт – Дядя Бэн, что оплатит мероприятие. Жаль, но он обычно всегда занят и не отвечает. Поэтому вот несколько альтернатив: вложится самостоятельно, разместить рекламу на трансляции, сделать платный пропуск или написать издателю/разработчику игры и попытаться объяснить ему пользу турниров.
Как убедить издателя-разработчика?
Если исключить риски связанные с организацией, необходимо задуматься зачем издателю небольшой игры небольшой турнир? Есть несколько причин:
- Турниры формируют дополнительные цели для игроков. Это скажется на удержании, но, правда, только небольшой части пользователей.
- Дополнительный контент на твич/ютуб
- Снижение рисков при проведении более крупного турнира (отработаны форматы, есть игроки, есть зрители)
- Возможность отладить некоторые механики ладдера (например ввести драфт героев на турнирах, а по результатам – реализовать его в игре) и в целом проследить баланс игры на хай-рейтинге.
- Основание для киберспортивного будущего
В нашем случае все просто – турниры официальные, поэтому сразу был доступ к уникальным внутриигровым призам, а впоследствии ( после нескольких недель успешных турниров) начали формироваться призовые фонды, зарплаты комментаторам и т.п.
С общими моментами все. Поэтому давайте переходить к главной части этой статьи: “7 этапов развития региональных турниров”. На самом деле их скорее всего больше, но мы пока еще находимся на предпоследнем и не можем судить, что там дальше.
0. Никого не забыли?
Это крайне важный пункт. В первую очередь надо проверить – точно ли есть все 4 компонента и подходит ли игра для киберспорта. Так как это не имеет прямого отношения к развитию турниров и сообщества – пункт имеет гордый индекс “0”.
Что должно быть в игре для турниров?
- Игроки. Без них никуда. Я бы с радостью поучаствовал в турнире по игре Insurgency..но, там в лучшем случае наберется 5 игроков.
- Возможность собрать приватный матч. Без этого условия вы физически не сможете провести. Бывает, что на старте развития игры такого режима нет, либо с ним есть сложности.
- Честные правила.Это спорный момент. В WoW чуть не с первых патчей есть свой ламповый киберспорт (особенно на пиратках), но честный ли он? Много рандома, куча шмота и улучшений… Но в целом этот пункт не проблема, главное чтобы игроки хотели соревноваться.
- Подходящий геймплей / атмосфера.Есть немало игр с pvp, но без турниров, без ладдера. В сталкер, где есть неплохой pvp режим, играют не за челленджем “кто сильнее”, а за атмосферой, хабаром и анекдотами у костра. Важно, чтобы желание победить соперника было в основе игры.
Если игра подходит под все пункты, а у вас полно энергии и желания проводить турниры, да еще и Дядя Бэн прочитал ваше письмо – тогда можно переходить к следующему шагу.
1. Анонс
Теперь нужно задуматься – как рассказать о турнире игрокам? Идеально, когда есть встроенные в игру уведомления, но этого может и не быть. А если есть – мало какой разработчик рискнет дать этим пользоваться для анонса стороннего турнира. В нашем случае такой системы не было. Зато у нас была официальная группа в вк и паблик фан-контента. Через него-то мы и решили анонсить турниры.
Вообще, нельзя недооценивать важность пабликов с артом, мемами и прочим контентом. Многим игрокам хочется дольше находится в мире игры, чем это обычно возможно. Учеба, работа, какие-либо дела – и приходится оставить комп в покое. А погрузится-то хочется. Рассказать, как затащил 1в2, пожаловаться на дисбаланс или тиммейтов. Иногда уже нет желания играть – банально устал – но хочется остаться в виртуальном мире. Наш паблик был создан где-то за месяц до первого турнира именно из таких рассуждений. И задачу по анонсам турниров и формированию сообщества выполняет на ура. Хотя начиналось-то все с мемов.
2. Первый турнир
Вопрос, где анонсировать, закрыт. Пора проводить первый турнир. И из самой формулировки следуют сразу две вещи:
- Если в вашем регионе раньше не было турниров по этой игре – игроки не знакомы с форматами, системами для организации сетки и вообще, это все в первый раз.
- Будет хайп и ожидания у игроков.
Сначала разберемся с первым. Чтобы был максимальный онлайн и при этом минимум проблем, надо выбрать удобное дату/время проведения и самый популярный режим игры. В нашем случае это 2х2. Формат сетки – олимпийская система (single elimination). Она гораздо понятнее, чем double elim или swiss. Хоть и проигрывает им во многих аспектах. Также, вам нужен быстрый способ связи с игроками, чтобы решать все возникающие проблемы. Мы для этих целей используем сервер в дискорде.
Второй пункт (хайп и ожидания) нельзя забывать. Не все смогут поучаствовать, но многим будет интересно посмотреть турнир или узнать его результаты. Поэтому стрим и посты с результатами – обязательны. Стрим дает возможность пообщаться в чате, а так как у всех одна и та же цель (посмотреть матчи, выяснить что за турниры такие) – это здорово сплачивает коммьюнити.
Наш первый турнир мы проводили в формате 2х2 single elim с уникальными внутриигровыми призами (на самом деле был формат King of the Arena, но это не столь важно) и сами комментировали. Это было ужасно, но позволило всех собрать на трансляции, пообщаться и ответить на вопросы о будущих турнирах и дать инсайды по игре. На самом деле многие будущие модераторы, организаторы и комментаторы турниров были на этой трансляции.