Создатель Metal Gear Solid Хидео Кодзима написал эссе для нового игрового сайта Glixel, посвященное фильму «Конг. Остров черепа». Напомню, что режиссер «Острова» Джордан Вот-Робертс работает над экранизацией MGS, и ранее Кодзима уже хвалил «Остров черепа» в своем Twitter.
Ниже я перевел самые ударные моменты нового кодзимовского материала, написанного в характерном стиле этого автора.
«Конг. Остров черепа» Джордана Вота-Робертса — не ремейк, перезагрузка и не сиквел, а независимый шедевр. Из-за визуального ряда сначала складывается впечатление, что это смесь «Кинг Конга» с «Апокалипсисом сегодня», но в реальности это очень смелое и полностью оригинальное переосмысление «Кинг Конга». Фильм специально отвергает традиционные элементы фильма о Кинг Конге, и именно за счет этого достигает величия.
Кодзима называет оригинальный, гениальный «Кинг Конг» 1933 года и немой фильм «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса в качестве примеров фильмов, которые использовали последние наработки в технике киносъемок, чтобы показать публике что-то, чего они ранее не видели. При этом в ключевых моментах первого «Конга» используются живые актеры и настоящие трюки. Кодзима вспоминает «Дорогу ярости» Джорджа Миллера (которую он тоже очень хвалил), где также использовались новейшие технологии, живые трюки и почти не использовался диалог.
После краткого экскурса в историю «Конгов» (ремейк 1976 года, версия Питера Джексона) Кодзима возвращается к «Острову черепа» и заявляет, что фильм отличается от всех предыдущих картин о Кинг-Конге тем, что там не используются новейшие технологии спецэффектов.
Обусловлено ли это решение нехваткой идей? Остановился ли прогресс технологий? Нет. Режиссер Джордан Вот-Робертс просто принял сознательное решение уйти с пути предшественников. Ранее все фильмы про Конга были ответвлениями на эволюционном древе оригинала 1933 года, но этот «Конг» — совсем другой зверь. Это сразу становится ясным, если взглянуть на сюжет и место действия «Конг. Остров черепа». История развивает самого Конга, а не просто новые технологии.
Кодзима объясняет, что «Конг» 1933 года был метафорой индустрии развлечений («Конг пал жертвой капиталистического потребления»), а ремейк 1976 года Джона Гиллермина — аналогией нефтяного кризиса 70-х. Версия Питера Джексона возвращается к сеттингу и идеям 30-х годов: Конг опять умирает во имя бездушного киноискусства.
Предыдущие фильмы рассказывали о том, как бог иной цивилизации становился жертвой западной капиталистической культуры. В новом фильме Конга показывают монстром от начала и до конца, и вот почему «Конг. Остров черепа» так хорошо работает. Понятно, что это первая интерпретация истории Конга, вдохновленная японскими фильмами про монстров. К примеру, «Мотра» 1961 года и «Гигантский монстр Гаппа» 1967 года показывали чудовищ, привезенных в большой город с далекого острова… и их возвращают на родные острова живыми.
Далее Кодзима вспоминает «Затерянный мир» Артура Конан Дойла и «Путешествие к центру Земли» Жюля Верна, в которых использовалась похожая на «Остров черепа» сюжетная модель: люди обследуют населенные монстрами неизведанные окружения.
В эти книги верили, потому что тогда в мире еще сохранялась тайна. Фильм Джордана Вота-Робертса происходит в 1973 году, в конце войны во Вьетнаме, но мы, современные зрители, видим мир совсем по-другому. В 2017 году Сеть соединяет всех, и все можно мгновенно посмотреть в Google, что убивает всякую тайну. Спасибо Google Earth, мы можем разглядеть любой уголок земного шара с наших телефонов… и именно на таком фоне фильм пытается вселить в нас страх и уважение к неизведанному.
Вывод Кодзимы: культуры и системы не воскресить, вывозя неизвестное в наш мир. Нужно самому отправляться в неизведанное, чтобы лично почувствовать себя моложе и по-новому увидеть мир. Вот для чего существует кино.
Согласитесь, все это очень в духе автора Metal Gear Solid: Хидео Кодзима игнорирует чудовищные сюжетные недостатки фильма в пользу мало относящихся к делу философских концепций, классических литературных произведений и выпадов против современной западной культуры… но в итоге как-то ухитряется сделать трогательный, честный и общечеловеческий вывод.
Источник