Начнём с предыстории. 2002 год. В свет выходит юбилейный, 20-й фильм о британском агенте с двумя нулями — «Умри но не сейчас». И по словам исполнителя главной роли Пирса Броснана это наименее любимый фильм о Джеймсе Бонде, в котором он появлялся. Изобилие компьютерной графики, фантастического, в прямом смысле слова, сюжета, неприземлённые гаджеты не пришлись по душе Пирсу. Он даже предложил продюсерам Майклу Дж. Уилсону и Барбаре Брокколи идею того, чтобы франшиза вернулась к своим истокам. Однако, это предложение отвергли. Процесс был запущен. Как итог мы имеем невидимый Aston Martin, VR-технологии, космический лазер, нагревающий всё вокруг, Бонд, рассекающий на сёрфе по плохо нарисованным волнам, и рекордное на то время количество продакт-плейсмента. Двадцать компаний заплатили в общей сложности семьдесят миллионов долларов за показ своих продуктов в фильме. Идеальный пример коммерциализации.
Не смотря на все недостатки картины, она мне нравится. Она брала своей… диковизной. Но продюсеры, а также сценаристы Нил Пёрвис и Роберт Уэйд признали, что они совершенно неверно поняли того, чего фанаты хотели от франшизы, и полностью принимают на себя вину за диковинный тон фильма.
Невзирая на то, что «Умри но не сейчас» до выхода «Рояля» был самым кассовым фильмов в Бондиане франшиза просто нуждалась в перезапуске. А на фоне вышедшего в том же году «Идентификации Борна» это надо было сделать немедленно. С упором на реализм само собой. И спустя год Барбара Брокколи заявила о полной смене вектора развития Бонда. Было принято решение взять за основу роман Яна Флеминга «Казино Рояль», на пост режиссёра вернуть Мартина Кэмпбелла, который ещё в 1995 году отлично реанимировал серию вместе с Броснаном на коне, а к сценаристам франшизы Пёрвису и Уэйду присоединить оскароносного Пола Хаггиса, которого мы знаем за «Малышку на миллион» и «Столкновение».
Единственная проблема заключалась в том, что на тот момент, в 2003, правами на книгу владели Sony. Ещё в далёком 1999 году компания Sony заплатила студии MGM 5 миллионов долларов, для того чтобы урегулировать сорокамиллионный иск, поданный MGM за нарушение авторских прав на создание фильмов о Бонде. Всё из-за того, что в 67-м году на студии Columbia, которой на данный момент владеет Sony, был снят неофициальный фильм о Джеймсе Бонде — «Казино Рояль», который нарушал авторские права. Sony согласилась передать MGM все принадлежащие ей права на Бонда и «Рояль». По иронии судьбы шесть лет спустя, в 2005 году, Sony купила MGM, и «Казино Рояль» было снято без всяких препятствий.
Пока весь 2004 год вылизывали скрипт, Уилсон и Брокколи занимались поисками нового исполнителя главной роли. Было рассмотрено около 200 кандидатов, но приоритетных вы можете увидеть на фотографии ниже. Также был Хью Джекман, но от роли он отказался.
По словам Мартина Кэмпбелла роль почти досталась Генри Кавиллу, однако продюсеры посчитали его слишком молодым для этой роли. На тот момент Генри было всего 22 года. В итоге роль досталась Дэниелу Крейгу, чей выбор вызвал целый резонанс.
«Что?! Всмысле голубоглазый блондин в роли агента 007?! Что это вообще такое?! Неслыханно!».
Приблизительно такие гневные сообщения были адресованы в адрес создателей. А вот предыдущие исполнители роли Джеймса Бонда в лице Шона Коннери, Роджера Мура, Тимоти Далтона, Джорджа Лэзенби и Пирса Броснана единогласно поддержали кандидатуру Дэниела. Крейг был первым и последним выбором продюсера Барбары Брокколи, которая заметила его в фильме «Слоёный торт» Мэттью Вона. Она на 100% была уверена в том, что Дэниел идеальный выбор. И с ней трудно не согласиться.
Интересный факт: в своё время экранизировать роман Яна Флеминга хотел Квентин Тарантино. На роль Бонда предполагалось вернуть Пирса Броснана, а сыграть Феликса Лейтера и Веспер должны были Сэмюэл Л. Джексон и Ума Турман соответственно. Однако после того, как Квентин узнал, что Броснан не рассматривается как исполнитель главной роли режиссёр забросил данную идею.
И вот, в 2005 году Крейга официально представили публике как нового агента 007. Далее я вас приглашаю посмотреть первое интервью с основной командой фильма, которое состоялось в день оглашения исполнителя главной роли.
Заранее извиняюсь за качество материала, ибо это единственное, что было на просторах YouTube. Приятного просмотра.
После этого начались съёмки, но на роли Веспер и Ле Шиффра ещё никого не утвердили. Уже с того момента картину окрестили провалом.
Настал день премьеры фильма. И как же все тогда офигели. Никто не верил в то, что Крейг хорошо себя покажет на экране… до последнего момента. Что критики, что зрители — все обласкали как фильм, так и исполнителя главной роли. Более мрачный, брутальный Бонд с долей иронии — это то, что мы заслуживаем и именно тот Бонд, который нужен в 21 веке. Реакция не заставила себя долго ждать и картина собрала в прокате около 600 миллионов долларов + сборы от продаж DVD в размере 80 миллионов, что сделало «Казино Рояль» самым кассовым фильмом в Бондиане на тот момент.
Хух. Так волнительно. Наконец таки мы со спокойной душой можем переходить непосредственно к фильму. Двигаться будем по хронологии ленты. Но начать я бы хотел с первого трейлера «Рояля», который официальный канал франшизы в 2016 выложил в отличнейшем качестве.
Если вы внимательный зритель, то заметили, что в этом трейлере есть кадры, которые не попали в финальный монтаж. Ниже на фото я вставил эти кадры в том порядке, котором они должны идти в сцене. К удалённым сценам мы ещё вернёмся.
Добавлю лишь то, что трейлер до сих пор доводит меня до сильнейших мурашек и восхищения. Монтаж, музыка — всё прекрасно! Второй трейлер ни чуть не хуже. Готов оргазмировать под каждым кадром.
Всё! Теперь точно можно переходить к фильму. Усаживайтесь поудобней, налейте себе Мартини с водкой и приятного чтения.
Фильм начинается с чёрно-белых титров и с таких же открывающих сцен, которые происходят в Праге. По словам оператора Фила Мехью это было сделано для того, чтобы придать сцене нуарности и загадочности. В кадре нам показывают совершенно нового Бонда, которого мы не привыкли видеть на экране — жестокого, брутального, хитрого и таинственного. Прекрасный опенинг.
Мало кто знает, но у фильма есть 4 удалённые сцены. Одна из них имеет прямое отношение к открывающей сцене. В открытом доступе да ещё и в хорошем качестве вы фиг найдёте. Поэтому мне пришлось немного повозиться, чтобы раздобыть для Вас дополнительные материалы. Итак. Первая удалённая сцена.
Начало абсолютно такое же как в оригинальном монтаже — Драйден выходит из машины, едет на лифте по пути к своему кабинету, ведёт диалог с Бондом и… Нас перемещают в Пакистан. Собственно, эта сцена — пролог к драке в туалете. Джеймс ведёт преследование, наёмник пытается от него ускользнуть. Попытки напрасны. Второй всеми силами пытается скрыться, а Бонд спокойно идёт за ним по пятам, что сразу наводит нас на мысль — агент не лыком шит и чертовски опасен. После удалённой сцены идёт основной бой, который вы видите в фильме. Поставлена отлично. Жестоко и напряжённо. Перекрестились. Идём дальше.
Вслед за этим нам показывают одну из лучших открывающих тайтл-сцен эвер. Песня Криса Корнелла просто шикарная, а стиль титров навсегда отпечатаются на сетчатке ваших глаз. Интересный момент рассказали создатели. В титрах Бонд весь чёрный, словно в силуэте. Это объясняется тем, что Джеймс как персонаж раскроется ближе к концу и в начале мы толком о нём ничего не знаем. Поэтому герой находится «в тени».
Следом мы перемещаемся в Мбалию, что на Уганде. Там же и знакомимся с главным антагонистом, у которого самое приятное злодейское имя из всех — Ле Шиффром. Его роль исполнил всенародный любимец Мадс Миккельсен. И раз уж мы заговорили о злодее, то давайте остановимся здесь. Я искренне считаю, что лучший злодей тот, у которого целью не стоит завоевание всего мира. И именно Ле Шиффр таковым и является. Он банкир для террористических организаций. Он не обиженный на папку тютя, его самого никто не обижал. Он — математический гений, который прокололся в одном деле и утраченные деньги решил отыграть через игру в покер.
Собственно, в чём заключается его «коварный» замысел? Устроить теракт в аэропорту с целю повышения стоимости акций авиакомпании Skyfleet, подорвав их новый самолёт и тем самым заработать много много много много денег. Приехав в Мбалию, Ле Шиффр берёт в долг 150 миллионов долларов у угандийских повстанцев и сливает акции этой авиакомпании. Нанимает одного подрывника, которого Бонд благополучно убивает в посольстве, а затем второго, который за счёт своей же бомбы подрывается на глазах у всех. Что было дальше вы прекрасно знаете.
Чем хорош Ле Шиффр? Он человечен, приземлён и хитёр. Он отчаян, так как его мало что сдерживает в достижении своих целей и он делает всё, что может. У него нет в планах завоевать весь мир или отомстить кому то. Он пытается выжить. И для Бонда он настоящий оппонент, а не враг.
Следом нас перемещают на Мадагаскар, где агент 007 должен проследить за первым подрывником и здесь начинается одна из лучших экшн-сцен фильма — погоня с элементами паркура.
Давайте посмотрим мини-сюжет о том, как эту сцену снимали. Ролик полностью на английском, но основные моменты вы поймёте. Как искали локации, бэкстейдж, интервью с командой фильма, раскадровки — всё это есть здесь. Никаких тебе спецэффектов. Всё на натуре. По словам Дэниела Крейга CGI использовали лишь в тех моментах, где нужно было замазать страховочные тросы. Все остальные сцены были сняты в живую. Снимаю шляпу.
Отдельного упоминания заслуживает и исполнитель роли подрывника — Себастьян Фукуа. В жизни реальный паркурист и то, что он вытворяет в фильме просто сносит крышу. Я тут через забор с трудом перелажу, а он по стройкам как Джеки Чан скачет, и через строительные краны перепрыгивает, двигается как ветер, да ещё и играет в кадре отлично. Ну что за золото?
Раскадровка сцены.
Хух! Едем дальше! После того, как М в исполнении божественной Джуди Денч отчитала Бонда о содеянном в посольстве второй улетает на Багамы, где нападает на след одного криминального посредника — Алекса Димитриоса, у которого имеется ещё один подрывник в запасе.
Интересный момент: все сцены, которые по сюжету происходили на Мадагаскаре также снимали на Багамах. Удобно!
На Багамах мы имеем:
• Секси Крейга в ненавистных для него плавках. К слову, данные плавательные трусы наделали много шума. Изворотливые предприниматели даже выпустили мороженое в виде оголенного торса Крэйга в этих наиболее распознаваемых в мире плавках. Сам же Дэниел признался, что терпеть не может этот злополучный элемент одежды и никогда их больше не наденет. В 2012 году, в честь 50-летия франшизы эти же плавки продали за 72 тысячи долларов. Этот лот на аукционе представляла сама Джуди Денч и огласила она их так: «Всё, что я вам скажу — их не стирали».
• Секси Катерину Мурино, которая потом отправится на корм рыбам за свою болтливость;
• Секси администратора на ресепшене в отеле, улыбка которой всегда греет душу;
• Секси Aston Martin DB5, от появления в кадре которого я все время визжу от счастья. Хороший фан-сервис.
После недолгого релакса агенту 007 необходимо лететь в Майами, дабы остановить второго подрывника. И это самая сложная в плане постановки сцена во всём фильме. Опять же — никакого зелёного экрана. Подробнее об этом в ролике ниже. С русской озвучкой.
Вообще, это моё любимейшее видео. Много чего интересного узнаешь. Особенно занимательны удалённые сцены. Вот к примеру момент, где подрывник помимо одной бомбы, которую он крепит под цистерной закидывает ещё и вторую прямиком в бензобак. А теперь представьте, что было бы если так и произошло на экране. Одну бомбу Бонд снял и прикрепил наёмнику на пояс, а вторая так и остаётся плавать в бензине. И всё. Прощай подрывник, прощай Бонд, прощайте охранники, которые стояли рядом и прощай новенький самолёт. Конец фильма.
Или вот удалённая сцена с разрушением этой же цистерной пассажирского самолёта.
Через некоторое время Бонда отправляют играть в покер в казино «Рояль», дабы обыграть Ле Шиффра. Его спутницей становится Веспер Линд, которая в скором времени растопит ледяное сердце агента 007. И сыграла её обворожительная Ева Грин, харизма которой бьёт через край. Обожаю её всем сердцем, а пару Бонд-Веспер искренне считаю лучшей за всё существование франшизы. Вообще, конкуренция на роль любовницы агента на Секретной Службе её Величества была жёсткой. Помимо Грин на роль претендовали Айшвария Рай, Наоми Уоттс, Шарлиз Терон, Тэнди Ньютон, Анджелина Джоли, Рэйчел МакАдамс, Катерина Мурино, Сиенна Миллер, Роуз Бирн, Рэйчел Стирлинг, Наташа Хенстридж, Джессика Симпсон и Скарлетт Йоханссон.
Момент приезда главных героев в Монтенегро также подвергся монтажу. Оно и понятно, ведь особого значения эта сцена не имела.
По приезду в город герои на прекрасном Rolls Royce направляются в отель. Ещё в поезде между ними чувствовалась химия, которая приковывала к экрану: Бонд подкалывает и шутит над Веспер, она делает всё тоже самое. И от этого улыбка на лице не сходит до самого финала. Сцена в машине показывает аналогичную ситуацию.
Приехав на место назначения, Бонду вручают инструкцию по выполнению задания и ключи от автомобиля. И тут каждая клеточка моего организма ликовала. Я очень большой поклонник марки Aston Martin и при появлении в кадре нового на тот момент модели DBS я был в лютом восторге. Идеальная машина для секретного агента с двумя нулями. Только гляньте на эту малышку.
Кстати, вы тоже обратили внимание на ляп с дверью?
И наконец то, ради чего этот фильм и затевался — игра в покер. Бонд на легке, со спокойной душой садится играть за стол. Он уверен, что обыграет Ле Шиффра, найдёт его слабое место. И пока что всё идёт спокойно. Ещё и богоподобная Ева Грин в роскошном платье появляется в кадре.
После 4 часов игры оглашают перерыв и герои направляются по своим номерам. Но Ле Шиффра настигают угандийские повстанцы, которым он хорошенько так задолжал. Тем временем Бонд находит своего оппонента, но он никак не ждал, что с ним будут африканские ребята. Они палят Джеймса и тут начинается офигенная драка на лестнице. К сожалению, дополнительных материалов по этой сцене нет. Интересно было бы посмотреть как к ней готовились и как снимали. Поэтому, предлагаю посмотреть саму драку.
Убив «друзей» Ле Шиффра, Бонд направляется в номер, где пытается убрать все последствия мордобоя. Видно как главному герою больно, он истекает кровью. Он не робот и не машина. Он такой же человек, как и мы. У него есть чувства. И благодаря этому переосмысленный и современный Бонд пришелся по душе всем зрителям, в том числе и мне.
На следующий день игра продолжается и Бонд все такой же уверенный ведёт игру со своим оппонентом. Но как говорила Веспер по приезду в отель «раздутое эго» его же и погубит. Так и случилось. Джеймс проиграл всё. И в гневе он направляется в бар, где происходит одна из лучших сцен во франшизе.
Тут вам не классический Бонд! Идеальный стёб над каноном. Просто обожаю!
От безысходности Джеймс хватает нож и пытается догнать Ле Шиффра, чтобы завершить дело с концами. Но его останавливает Феликс Лейтер — друг из ЦРУ. Он предлагает ему свои деньги, дабы тот мог продолжить игру. Джеймс понимает, что нужно взяться за ум и выжить максимум, что и делает в конечном итоге. Ле Шиффр негодует и его блондинистая мадемуазель подливает яд в коктейль.
Интересный факт: у девушки главного антагониста причёска уложена таким образом, чтобы её левый глаз почти ничего не видел. Задумано это для того, дабы проявить уважение к своему молодому человеку, у которого левый глаз больной.
Предсмертная сцена поставлена отлично: ручная камера, эффект замыленного объектива, дабы лучше показать состояние Бонда, момент с дефибриллятором — всё работает как надо. Конечно, в глубине души ты прекрасно понимаешь, что Бонд не погибнет, но за счёт хорошего сценария и удачно прописанных героев ты переживаешь за них как за родных.
Вполне ожидаемо Джеймс выигрывает, празднует победу в ресторане вместе с Веспер, аппетитно поедая хлебцы с черной икрой. Но через миг, после того как она покинула заведение её похищают и Бонд бежит к своему Астону, начинает преследование и через пару минут попадает в жуткую автокатастрофу. И вот тут мы остановимся. Для начала давайте вспомним эту аварию.
Вообще, эта сцена далась создателям не так то просто. При подготовке к такому трюку модель Aston Martin DBS не была готова и пришлось использовать его предшественника — модель DB9. И она никак не хотела совершать маневр. Уж слишком она была тяжёлая. Даже маленький трамплин не помогал. Через некоторое время компания наконец таки предоставила команде новенький Астон и он также не особо хотел переворачиваться. Поэтому было решение облегчить машину. Убрали одно кресло, а на место багажника поставили специальную азотную пушку, которая в конечном итоге сработала. Ниже прикрепляю ролик со съёмок, где рассказывают о том, как создавалась данная сцена.
Интересный факт: сцена с переворачиванием Астона попала в Книгу Рекордов Гиннеса. Съезжая с дороги, автомобиль переворачивается семь раз подряд, что стало мировым рекордом.
Бонда с Веспер берут в плен и первого начинают пытать очень жестоким образом, от которого до сих пор становится не по себе. Помимо этого здесь имеется одна прекрасная шутка про яйца.
После череды болезненных ударов на помощь Бонду приходит некий мужчина, который выстреливает Ле Шиффру в лоб по причине его обмана партнёров . По сюжету мы не знаем кто это, но знайте, что его зовут мистер Уайт.
Не, не этот мистер Уайт. Вот этот.
В «Кванте милосердия» мы узнаем то, что он стоит за секретной организацией под названием «Квант».
Прикрепляю третью удалённую сцену, которая идёт сразу после убийства Ле Шиффра.
Через некоторое время после лечения Бонд признаётся в любви и начинается самая романтичная часть фильма. И чувствуется она превосходно не только за счёт химии между главными героями, но и благодаря замечательной музыки Дэвида Арнольда.
Вообще, весь саундтрек к фильм фильму потрясающий. Как послушаю аж мурашками покрываюсь.
А на моменте смерти Веспер так вообще заливаю всё слезами.
К слову о смерти. Мы к ней активно приближаемся. После того как наши голубчики приплывают на яхте в Венецию и заселяются в отель идёт 4-я и уже последняя удалённая сцена. В ней мы более подробно узнаём об одноглазом мужчине по имени Гетлер.
Понимая, что Веспер сняла все выигрышные деньги со счёта и несёт их тому самому Гетлеру Бонд ведёт за ней преследование. И начинается заключительная экшн-сцена фильма — крушение венецианского дома.
Момент смерти принципиально кидать не буду, ибо опять клавиатуру залью слезами. Уж слишком больная для меня сцена.
Лучше посмотрите ролик о создании этой сцены в Венеции. В русской озвучке. Дико интересно и познавательно.
Вот мы и приблизились к концу. The Bitch is Dead. Бонд обнаруживает в телефоне Веспер СМС-ку с пометкой «Для Джеймса». Там указан номер того самого мистера Уайта. Финальная сцена.
Вы меня конечно дико извините за моё писание кипятком, но вот уже всё. Мы добили весь фильм. Какая же это охренительная сцена: на фоне потихоньку начинает наигрывать основная мелодия агента 007 и Джеймс Бонд произносит свою коронную фразу. ИДЕАЛЬНЫЙ КОНЕЦ! Просто лучший конец. И ничего другого мне в жизни не надо. Всё. Титры. Заканчиваю писать (ударения и на «И», и на «А» принимаются).
Ох! Что я могу сказать в итоге? После написания этого масштабного лонгрида я ещё больше полюбил этот фильм. Я и до этого его безумно обожал и готов был на него молиться. Но теперь понимаю, что это моя вторая половинка, которая умрёт вместе со мной, а любовь свою к нему передам наследникам. Аминь.
Картина подарила мне почти что полный список неимоверных эмоций: смех, слёзы счастья и грусти, шок, ликование, волнение, жалость и ещё много много другого. В общем, весь спектр переживаний. В нём прекрасно всё. Реально всё. Мне к чему придраться. Актёры — офигеть! Сценарий — идеальный! Персонажи — лучшие! Музыка — до мурашек! Да ещё и поставлено всё замечательно и со вкусом. От чего этот фильм для меня является настоящим шедевром и любимейшим фильмом на планете. И хоть они этого не прочитают, но я хочу выразить просто огромезнейшую благодарность всей съёмочной команде, которая работала над фильмом. Всем, всем, всем. Даже тем, кто просто приносил кофе или убирал на площадке. Все Вы творили поистине уникальный проект, вложили в него всю душу и силы. При просмотре это ох как ощущалось. И это бесценно! Спасибо всем!
Огромнейшее спасибо Вам, моим читателям, что потратили время на вот эту огромную писанину. Надеюсь Вам было интересно и увлекательно. Буду рад услышать от вас любой фидбэк! И да… Джеймс Бонд ещё вернётся…
Также, если хотите, подписывайтесь на мой телеграмм-канал о кино, где я каждый день радую вас свежими инсайдами и текстами из мира кинематографа.