Кажется дождь собирается: Обзор Just Cause 4

Когда в очередной банановой республике к власти приходят люди с дурными намерениями, бравый солдат Рико Родригез спешит на помощь. На правах последнего киногероя он устраивает в стране настоящий переполох, методично разрушая все, на чем держится незаконное правление интервентов, освобождает территорию и гордо уходит в закат. Как здесь принято говорить — война никогда не меняется. В случае с Just Cause 4 вопрос более чем спорный, требующий детального рассмотрения.

В ходе рекламной кампании обещания разработчиков выглядели заманчиво: драматичный сюжет с заявкой на серьезность, безумные погодные эффекты и прямое влияние на игровой процесс. Кроме того, публике показывали красивую природу, масштабы и привычную для серии динамику экшена за гранью здравого смысла. Из перечисленного работает далеко не все, но списывать игру со счетов окончательно все же не стоит, она обязательно найдет своего геймера. Давайте я попробую объяснить.

Террористическая организация “Черная рука”, о которой уже говорили в прошлых частях игры, захватила остров Солис. Первая в рамках франшизы женщина-антагонист в сговоре с неким Оскаром Эспинозой управляют экономикой, военными базами и…погодой. На территории страны военные разместили несколько технологических установок, способных нажатием одной кнопки вызвать в определенном регионе глобальный катаклизм: торнадо, грозу, песчаную бурю. Население не желает мириться с положением дел, и люди просят Рико Родригеса вмешаться. Этот герой, как известно, никогда не отказывался от хорошей драки.

Начинается методичный отбор территорий повстанцами у негодяев. Рико получает ориентировку на важный объект, проникает туда, стирает с лица земли все живое (и все, что ломается), затем силы сопротивления движутся дальше. Видно, что разработчики пытались внести разнообразие в происходящее, но на деле попытки довольно быстро превращаются в рутину: сломай постройку, нажми рычаг, отключи генератор и стреляй во все стороны. По моим ощущениям, врагов здесь стало в разы больше, чем раньше. Солдаты буквально спавнятся вокруг Рико, но и сам герой стал крепче. Просьбы игроков услышаны: смерть больше не приходит после нескольких попаданий, кажется, что она вовсе не придет. Персонаж выживает едва ли не в эпицентре взрыва, и это пошло игре на пользу.

Заявка на серьезность сюжета не оправдалась. В нем нет драматургической нотки, а брошенная в самом начале наживка с отдельной повествовательной веткой об отце Рико в итоге ушла в пустоту. Как и раньше, сюжет в серии остается рудиментарным элементом, поводом для оправдания экшен-безумия и ультранасилия, происходящего на экране.

Виртуальный Солис разделен на четыре биома: снежные горы, равнины, пустыня и джунгли. Разнообразная цветовая палитра и непохожие друг на друга ландшафты добавляют Just Cause 4 очков на фоне предшественниц. Игровой мир кажется больше, и добираясь в новую область чувствуешь, что отбил у врага не просто очередную лесную опушка, а полноценный регион.

Система прогресса претерпела значительные изменения. Если раньше для захвата территорий требовалось убить и разрушить все, что попало в поле зрения, сейчас все иначе. На продвижение вглубь страны по-прежнему влияют очки хаоса, но их можно накопить в достаточном количестве, просто выполняя сюжетные задания. Как только полоска заполнилась, выбираем ближайшую территорию и линия фронта сдвигается — войска повстанцев начинают оттеснять и бить врага. На мой взгляд, это лишний тактический элемент, он делает структуру игры тяжелее, но воевать скучнее не становится. Тем более, что разработчики не ограничили порядок прохождения — пятнадцать минут назад я воевал за Долину Рио так, словно с детства болею за местный футбольный клуб, а сейчас название региона Ислас Каупиес показалось мне забавным. Теперь там наведу порядок.

Разработчики также сделали шаг в сторону упрощения и отказались от невыносимо сложных заданий с трюками, где надо было пролететь на вингсьюте сквозь игольное ушко. Теперь все гораздо прозаичнее: с парашютом за спиной пролететь сквозь специальные кольца, на определенном участке дороге набрать нужную скорость и тому подобное. Последнее, кстати, хоть и стало легче, но все равно доставляет дискомфорт — исторически за серией Just Cause тянется невыносимо ужасное управление автомобилями, и в четвертой части оно никуда не делось.

Бегло пробежав глазами по карте первое, что замечаешь — тягота к большим масштабам у Avalanche Studios никуда не делась. Расстояния огромные, базы большие, всего и везде много, глаза просто разбегаются. Для того, чтобы Just Cause 4 отличалась от третьей части не только внешне, разработчики изменили несколько элементов геймплея. Уже ставший фирменным для серии крюк-кошка преобразился. С его помощью теперь можно не просто подтягиваться и цеплять предметы друг к другу, но использовать его как лебедку, подъемник (привет система фултон из Metal Gear Solid) и ускоритель. Последний стал переосмыслением бомб-липучек из предыдущей игры.

С помощью таких своеобразных гаджетов появилось еще больше свободы в игровом процессе: вместо остервенелой стрельбы по вражескому танку можно ловко закрепить на нем ускоритель, сверху накинуть подъемник. Одна кнопка, и вот я уже смотрю, как злодеи улетают в закат. Меткий выстрел в шар фултона и машина смерти с грохотом разбивается о землю. С точки зрения творчества в геймплее, Just Cause 4 вышла на новый уровень и дает игроку полную свободу действий. Для тех, кто любит видеоигры формата “развлеки себя сам” это настоящий праздник.

Прокачку трех новых устройств удачно связали с сюжетной частью игры. Ну, почти удачно. Специальные побочные задания позволят улучшить оборудование: лебедка прокачивается после обучения повстанцев с бравым парнем Сарженто, доработать подъемник можно помогая археологу Хави, а ускорители получат дополнительные режимы после сотрудничества с девушкой-режиссером Гарланд.

Каждый элемент можно настроить в отдельности и выбрать, например, силу притягивания лебедкой, или высоту подъема системой фултон. В целом, вся эта структура работает не только на словах, но и в деле.

К сожалению, нельзя сказать тоже самое про широко разрекламированные катаклизмы. Гигантское торнадо на экране смотрится эффектно: окружающие предметы затягивает в эпицентр, они летят по центрифуге, сталкиваются и горят — настоящий апокалипсис, только Рико все нипочем. Главный герой с легкостью кружит вокруг черного столба на вингсьюте не получая урон. Вся опасность этого кошмара природы сходит на нет и на деле становится красивой декорацией, не влияющей на геймплей. Тоже самое с грозой. Молния может ударить Рико, однако у него на спине заблаговременно начинает мерцать электрический заряд и времени уйти от поражения более чем достаточно. Песчаная буря вовсе смешна — ухудшает видимость и больше ничего.

Все это до боли похоже на маркетинговый просчет, когда за центральную фишку Just Cause 4 выдали элемент, сделанный просто для красоты. После прохождения сюжета появится возможность взять погоду в свое управление, но толку от этого если честно, также мало, как от неотключаемых подсказок. В Just Cause 4 можно целиком убрать интерфейс и наблюдать за величественной природой, в противном случае правая сторона экрана будет вечно закрыта напоминалкой о том, какую кнопку нажать, чтобы Рико выпустил крюк. Это раздражает не хуже, чем пустые обещания о фантастических стихийных бедствиях и их влиянии на геймплей. Лучше бы их не было вовсе.

Square Enix и Avalanche Studios на скорую руку пересобрали третью часть на новом движке, добавили в нее минимум обновлений по заявкам геймеров и выпустили под цифрой четыре. Обновленные гаджеты дают игроку творческую свободу, но кардинальных изменений в игровом процессе от них нет, скорее это просто приятный бонус. С точки зрения геймплея Just Cause 4 не сможет предложить геймерам что-то новое и три года, прошедшие между двумя последними играми, разработчики потратили на полировку всего, что фанаты серии так любят в приключениях Рико Родригеса. Ресурсов не осталось даже на хоть сколько-нибудь пристойную переработку движка — местами графика в игре выглядит, мягко говоря, слабовато, а вода на фоне недавних конкурентов, чьи имена не нуждаются в представлении — просто стыд. Этот недостаток частично компенсируют взрывы на уровне лучших фильмов Майкла Бэя. Кроме всего прочего, хваленые природные катаклизмы оказались обыкновенной декорацией, а за акцент, который маркетологи студии на них делали в ходе промо-кампании, их остается только ругать.

Я играл во вторую и третью часть и не стал бы рекомендовать четвертую новичкам, игру явно делали с прицелом на core-аудиторию, которая уже знает, чего ожидать и чего бы хотела бы от новой игры. Старожилы найдут, чем заняться в Солисе, и получат свою толику удовольствий, в остальном же Just Cause 4 просто пыльная буря, которая закрывает пробел в ожидании нового поколения консолей, где мы, возможно, увидим от Avalanche Studios что-то действительно стоящее.


Источник

Avalanche, Feature, games, just cause 4, pc, ps4, review, square enix, xbox one

Читайте также