Заодно разбираемся, почему такие картины можно снимать без разрешения самих знаменитостей.
7 августа 2022 года боксёр Майк Тайсон в своих соцсетях жёстко раскритиковал стриминговый сервис Hulu, планирующий выпустить сериал по его биографии. Тайсон сказал, что создатели «украли историю его жизни» и ничего не заплатили.
«Для них я просто н****р для продажи на аукционе», — написал боксёр. А напоследок пообещал, что в компании «полетят головы».
Это далеко не первый скандал, связанный с биографическим фильмом или сериалом. Только за 2022 год произошло несколько подобных ситуаций.
Например, в феврале на том же Hulu стартовал сериал «Пэм и Томми» с Лили Джеймс и Себастианом Стэном. Он рассказывает о реальном событии: в 1995 году у Памелы Андерсон и Томми Ли украли их домашнее секс-видео. Позже эту запись стали продавать на видеокассетах.
Как оказалось, у самой Андерсон никто не спросил разрешения на съёмки сериала. Актриса и модель назвала проект «дешёвой подделкой» и заявила, что не собирается его смотреть, поскольку авторы шутят над событием, сильно повлиявшим на её жизнь.
Позже своё мнение высказали и другие звёзды. Например, Кортни Лав написала: «Это возмутительно. [Запись] разрушила жизнь моей подруги Памелы, РАЗДАВИЛА её и её детей… Позор Лили Джеймс, кем бы она ни была».
Не обошёлся без скандалов и сериал Pistol, рассказывающий о группе Sex Pistols. Против проекта режиссёра Дэнни Бойла высказался вокалист группы Джон Лайдон (он же Джонни Роттен). Он назвал сериал «Самым неуважительным дерьмом, которое когда-либо приходилось терпеть».
Лайдон даже подал в суд, пытаясь запретить использование его песен, но проиграл дело. После этого члены съёмочной команды сериала неоднократно говорили, что ни в коем случае не хотели оскорбить певца, и вообще все к нему относятся с уважением. Лайдон ожидаемо не принял извинения и ответил, что всё это отвратительно.
Подобных историй ещё много. Однако не меньше и случаев, когда реальные люди поддерживали фильмы, снятые по их биографии. Вспомним несколько интересных примеров, но сначала нужно ответить вот на какой вопрос.
Как можно снять биографию, если сам человек против?
Здесь много тонкостей, и очень легко запутаться. Возьмём именно США и американское законодательство.
Если речь идёт о каком-то обычном человеке, разумеется, никто не имеет права вторгаться в его частную жизнь и рассказывать о ней без разрешения. Но чаще пишут книги и снимают кино о публичных личностях. И здесь всё неоднозначно.
Говоря совсем упрощённо, жизнь звёзд считается общественным достоянием. Точнее, её публичная часть: роли в кино, появления перед фанатами и так далее. Вот только личную и общественную жизнь знаменитостей разделить очень трудно.
Эта лазейка позволяет выпускать так называемые «неавторизованные биографии». То есть книги, фильмы и сериалы об известных людях, которые создавали без их одобрения.
Разумеется на авторов таких проектов регулярно подают в суд. Но один из самых показательных случаев — иск Фрэнка Синатры против Китти Келли, написавшей о нём книгу. Певец требовал два миллиона долларов за искажение фактов его биографии, в частности за рассказы о насилии над женщинами и связи с мафией, но суд ему отказал.
И ровно то же произошло в 1998 году: участники группы The Temptations судились с NBC по поводу одноимённого сериала, посвящённого их творчеству. Они тоже проиграли суд.
Всё дело в том, что запретить выпускать такую книгу или фильм можно лишь если истец докажет один из нескольких пунктов. Во-первых, что автор злонамеренно исказил факты его биографии, а во-вторых, что эта информация повредила его репутации.
Кроме того, звезда может обвинить создателя книги или фильма во вторжении в личную жизнь. Ответчик, разумеется, будет ссылаться на первую поправку к конституции, гарантирующую свободу слова.
Каждый из этих пунктов выглядит довольно спорно — достаточно вспомнить, что Памеле Андерсон не удалось через суд запретить распространение своего домашнего видео. Что уж говорить о художественной биографии.
Именно поэтому далеко не всегда даже недовольные звёзды подают иски, предпочитая просто публичные заявления и призывы к бойкоту проекта.
Чтобы ещё больше обезопасить себя, авторы биографических фильмов и сериалов идут на хитрость. Формально они экранизируют не жизнь человека, а какую-то статью или книгу о нём. Например, «Социальная сеть» Дэвида Финчера основана на романе Бена Мезрича «Миллиардеры поневоле: как создавался Facebook, история о сексе, деньгах, гениальности и предательстве».
Этот писатель прославился необычным подходом: он берёт реальные истории, но дописывает к ним вымышленные диалоги и детали.
Аарон Соркин и Дэвид Финчер лишь развили эту идею. Режиссёр даже подчёркивал, что для съёмок хорошей биографии не обязательно придерживаться только фактов.
Поэтому Марк Цукерберг, конечно, похвалил дотошность авторов в плане костюмов главного героя и некоторых других деталей, но разругал всё остальное. Особенно идею, что его сайт появился из-за расставания с девушкой.
Упомянутый сериал «Пэм и Томми» — экранизация статьи из журнала Rolling Stone. Права на эту публикацию авторы, конечно же, приобрели.
В общем, получается очень неоднозначная ситуация. В любых статьях, посвящённых авторскому праву, пишут, что «было бы лучше» договориться с человеком, про которого будут снимать кино. Иначе он может сильно попортить жизнь авторам, если не иском, то публичными заявлениями. И есть вероятность, что фильм застопорится на этапе съёмок.
С другой стороны, понятно, что мало кто даст разрешение, если биография выставляет главного героя в негативном свете или рассказывает о скандале с его участием. Любой человек предпочтёт быть положительным персонажем.
Часто ли звёзды ругают биографические фильмы и сериалы?
Это происходит регулярно. Помимо приведённых выше примеров можно вспомнить ещё несколько интересных случаев.
Узнав о съёмках фильма «Пятая власть», основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж лично обратился к Бенедикту Камбербэтчу, который должен был сыграть его в картине.
Он написал электронное письмо на 10 страниц, где объяснил, что сценарий фильма основан на лживых книгах, которые написали люди, решившие устроить Ассанжу «вендетту».
Позже Камбербэтч признался, что письмо заставило его задуматься, но он всё же согласился на роль. Актёр ответил Ассанжу, что «Пятая власть» помимо прочего ещё и покажет людям, чего тот добился.
Основатель WikiLeaks всё же не проникся идеей и призывал не смотреть картину, а обратить внимание на документальное кино «Медиастан».
В 1992 ведущий знаменитого The Tonight Show на канале NBC Джонни Карсон ушёл на пенсию. Все ожидали, что его сменит постоянный участник программы Дэвид Леттерман, но руководство канала выбрало другого ведущего — Джея Лено.
После этого Леттерман перебрался на CBS и запустил собственное Late Show with David Letterman — ровно в то же время, когда шла передача Лено.
В 1996 году вышел телефильм «Полночная смена», посвящённый этому конфликту. На роль Леттермана позвали комедийного актёра Джона Майкла Хиггинса, Лено сыграл Дэниел Робук.
Реальный Леттерман возненавидел этот фильм, хотя упоминал, что так и не смотрел его целиком, только отдельные отрывки. Что не помешало ведущему ругать картину в своем шоу.
Помимо прочего Леттерман сказал, что Хиггинс, возможно, отличный актёр, но в фильме его герой выглядит цирковым шимпанзе. Сам же Хиггинс позже признавался, что жалеет об этой роли.
Оригинальнее всех поступила Мадонна. В 2017 году она узнала, что Universal приобрела сценарий фильма Blond Ambition (так назывался третий концертный тур певицы). Сюжет картины должен был рассказать о становлении звезды и её раннем творчестве.
Мадонна назвала продюсеров «дураками и шарлатанами» и пояснила: «Никто не знает того, что знаю и видела я. И только я могу рассказать свою историю».
После этого певица решила лично спродюсировать биографический фильм о себе вместе с той же студией Universal. Его разработка сейчас вовсю идёт. Главной кандидаткой на роль Мадонны называют Джулию Гарнер, известную по «Озарку». Разумеется, после этого про Blond Ambition просто забыли.
Иногда возмущаются и звёзды, которых сделали второстепенными персонажами другого байопика. Так, например, Лил Ким после релиза фильма «Ноториус», посвящённого жизни рэпера The Notorious B.I.G. (он же Biggie Smalls), разругала авторов картины.
В этом фильме саму Лил Ким сыграла поп-певица Нэтари Наутон. Рэп-исполнительница назвала новоиспечённую актрису «безвкусной и бездарной» и сказала, что она похожа скорее на пародию.
Наутон позже ответила очень сдержанно: «Я впервые снялась в кино, это было началом моей карьеры. Я была маленькой девочкой из Джерси, почему бы не поддержать меня?»
Актриса Оливия Де Хэвилленд подала в суд на Райана Мёрфи и создателей сериала «Вражда». Основной сюжет посвящён противостоянию Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд. Но в качестве второстепенной героини появляется и Де Хэвилленд в исполнении Кэтрин Зеты-Джонс. В одной из сцен она называет свою сестру Джоан Фонтейн «стервой».
Пресса обсуждала историю вражды знаменитых родственниц многие годы. Однако Оливия Де Хэвилленд подала иск, заявив, что авторы сериала вложили в уста её героини ложные слова.
В 2018 году калифорнийский суд отклонил её заявление. Тогда актриса обратилась в Верховный суд, но тот тоже отказал. Кстати, на тот момент Де Хэвилленд было уже больше 100 лет.
Биографический фильм Оливера Стоуна The Doors, посвящённый Джиму Моррисону и его группе вызвал противоречивые отзывы. И клавишник группы Рей Манзарек был среди тех, кто его ругал.
Ему показалось, что Моррисона в этой картине показали «жестоким пьяным дураком». По словам музыканта, Стоун не понял, что их творчество было основано на любви, а не хаосе и разрушении.
А часто ли прототипы хвалят байопики?
Да, это тоже случается регулярно. Разумеется, это происходит в тех случаях, когда авторы заранее договариваются с человеком, о котором будут снимать. И нередко это не звёзды эстрады или кино, а просто необычные личности, чью биографию решили перенести на экран.
Хотя и здесь бывают двусмысленные с точки зрения морали случаи. Например, чтобы получить права на биографию преступницы Анны Сорокиной (она же Анна Делви) и снять сериал «Изобретая Анну», Netflix выплатил ей 300 тысяч долларов. Эти деньги мошенница использовала, чтобы погасить свои долги. Получилось, Netflix помог ей избавиться от наказания.
В некоторых случаях актёры встречаются со своими прототипами и общаются с ними. Кандидатуру Джонни Деппа на главную роль в «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» одобрил сам писатель и журналист Хантер Томпсон, на биографической книге которого основана картина.
После этого актёр поселился у автора на несколько месяцев, чтобы перенять его привычки. Он одолжил у Томпсона костюмы, с которых дизайнеры сделали копии, и даже обменял свою машину на его красный Chevrolet Impala. В довершение ко всему Томпсон лично выбрил Деппу лысину.
А вот фильм «Там, где бродит бизон» с Биллом Мюрреем, поставленный по той же книге, писатель назвал просто «кучей дерьма». Правда проблема, по его мнению, была не в актёре, а в плохом сценарии.
Когда Николас Виндинг Рефн снимал картину «Бронсон», исполнитель главной роли Том Харди не только набрал внушительную мышечную массу, чтобы стать похожим на знаменитого преступника, но и лично встретился с ним.
Тот оценил внешний вид артиста, сказав: «Он больше похож на меня, чем я сам», поблагодарил Харди за то, что тот принёс ему банановый коктейль и маффины, а потом сделал нечто очень странное. Бронсон сбрил свои усы и отправил их Харди по почте.
В дневниках он написал: «Может быть, гримеры на съемочной площадке наклеят их. Если нет, Том может засунуть их в карман на удачу. Тогда хоть часть меня будет на съемочной площадке».
Хороший показатель одобрения от человека, чью историю экранизируют, — его личное появление в фильме. Так, например, Джордан Белфорт мелькает в финале «Волка с Уолл-Стрит» — экранизации его мемуаров.
Сам брокер и оратор говорил, что Леонардо Ди Каприо, сыгравший его в фильме, отлично уловил энергию во время продаж и произнесения речей. Хотя актёр не пытался копировать его мимику и интонации.
Помимо этого Белфорт подчёркивал, что фильм зря считают оправданием его поступков, поскольку картина выставляет героя в максимально негативном свете.
Авторы и актёры фильма «В центре внимания», посвящённом скандальному расследованию журналистов газеты The Boston Globe, максимально ответственно подошли не только к проработке сюжета, но и к передаче характеров.
Артисты постоянно контактировали со своими прототипами. Рэйчел Макадамс даже призналась, что немного «сталкерила» Сашу Пфайффер, чтобы понять, как та ведёт себя в обычной жизни.
В итоге журналисты остались в восторге от своих экранных версий. Уолтер Робинсон говорил, что Майкл Китон буквально «украл» его личность. Майкл Резендес удивлялся, что Марк Руффало подмечал даже те детали характера, которые не озвучивали в сценарии.
Журналисты участвовали во всей промо-кампании фильма и отлично общались с актёрами.
Суперзвёзды тоже иногда одобряют актёров, которые сыграли их в кино. Элтон Джон всячески хвалил Тэрона Эджертона, исполнившего главную роль в «Рокетмене».
На самом деле знакомство певца с актёром состоялось значительно раньше. Сначала Элтон Джон услышал, как Эджертон исполнил его песню в «Зверопое». Потом они вместе сыграли во второй части Kingsman. Именно тогда певец и одобрил кандидатуру для своего байопика.
А после выхода фильма Элтон Джон похвалил актёра, возможно, лучшим способом. Он сказал: «Когда я смотрел на Тэрона, я видел не его — я видел себя. И когда я слышал голос, я слышал себя».
Но необычнее всех поступил скандально известный радиоведущий Говард Стерн. Он оказался даже круче Мадонны. Стерн написал автобиографию «Части тела», а потом лично сыграл в её художественной экранизации.
Моральная сторона «неавторизованных биографий» сомнительна. С одной стороны, они могут получиться даже честнее. Ведь мало кто согласится, чтобы о нём написали или сняли что-то неприятное, даже если это и правда.
Но засудить создателей подобных фильмов очень трудно, даже если они действительно исказили истину. Чем, конечно, пользуются авторы, склонные к скандалам.
Зато если сам человек участвует в производстве фильма, он может сообщить много малоизвестных деталей или даже поделиться каким-то реквизитом.
Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»