Оливия де Хэвилленд: соперничество с сестрой, два «Оскара» и волевой характер

Легенда западного кинематографа за всю свою жизнь так и не смогла найти общий язык с родной сестрой. С ней она делила карьеру, мать и мужчин.
Оливия де Хэвилленд и Джоан Фонтейн как жили и соперничали сестрыактрисы старого Голливуда

Оливия де Хэвилленд и Джоан Фонтейн

Первые годы жизни

Сестры Оливия и Джоан родились в Токио в семье практикующего в Японии британского адвоката Уолтера де Хэвилленда и театральной актрисы Лилиан Рюз. Старшая, Оливия, появилась на свет 1 июля 1916 года и стала главным объектом обожания своей матери. 22 октября 1917-го родилась вторая дочь де Хэвиллендов, Джоан, с детства много болевшая. В 1919 году Лилиан развелась с Уолтером, после чего приняла решение переехать с дочерьми в Калифорнию — в Японии ее больше ничто не удерживало, а врачи настойчиво рекомендовали сменить климат, чтобы поправить здоровье маленькой Джоан. Так сестры де Хэвилленд оказались в США, еще не зная, какое место займут в Голливуде.

Оливия де Хэвилленд

Детская вражда

Соперничество Оливии и Джоан началось с первых лет их жизни и продолжалось, по некоторым данным, до самой смерти младшей из сестер в 2013 году. При этом острее отношения, близкие к вражде, воспринимала именно Джоан — она охотно говорила на эту тему с прессой, а затем подробно описала свои переживания в автобиографии No Bed of Roses. Там она призналась, что в семье всегда была на вторых ролях: одежду донашивала за старшей сестрой (та еще и назло резала платья), видела, как ревностно Оливия относится к необходимости делить внимание матери с кем-то еще, терпела нападки. В 9 лет Джоан даже задумала убить старшую сестру, продумав план, при котором все можно списать на самозащиту (драки между сестрами были обычным делом), но, к счастью, дальше мыслей дело не продвинулось. Интересно, что в те редкие моменты, когда Оливия соглашалась поговорить с прессой об отношениях с сестрой, ее версия событий отличалась. Так, в интервью журналу Vanity Fair актриса рассказывала, как маленькая любила играть с Джоан, как развлекала ее, изображая животных, как вместе лежала с ней в кровати и рассказывала сказки. В том же разговоре с журналистом она отметила, что в автобиографии сестры мало правды, но подтвердила, что ссоры и драки все же случались.

Джоан Фонтейн и Оливия де Хэвилленд

Две дороги в Голливуд

Образование сестры получали сначала в колледже города Лос-Гатос, а затем в католическом монастыре для девочек. После этого их пути на время разминулись: в 15 лет Джоан вернулась в Японию, где в течение двух лет жила с отцом, пока Оливия делала первые шаги как актриса. В 1934 году она приступила к съемкам в своей первой картине — комедии «Сон в летнюю ночь», вышедшей на экраны в 1935-м. Фильм довольно холодно восприняли и зрители, и критики, однако игру Оливии де Хэвилленд оценил колумнист газеты The San Francisco Examiner. Так началось многолетнее сотрудничество актрисы со студией Warner Brothers, благодаря которой она получила свою первую заметную роль — в костюмированной мелодраме «Одиссея капитана Блада». На съемках Оливия познакомилась со своим многолетним партнером, актером Эрролом Флинном. Их дуэт оказался настолько удачным — как с точки зрения химии на экране, так и коммерчески, — что продюсеры Warner Brothers еще семь раз сводили актеров в разных кинопроектах. С середины 30-х и до начала 40-х годов они оставались одной из самых красивых экранных пар, хотя в реальности их отношения были далеки от романтических. Юная де Хэвилленд была влюблена в своего первого партнера по съемкам, но предпочитала хранить свои чувства в тайне, а Флинн, хоть и видел красоту партнерши, интереса к ней не проявлял. Последней совместной работой Флинна и де Хэвилленд стал вестерн «Они умерли на своих постах» (1941 год).

Джоан начала карьеру на год позже сестры. Вернувшись из Японии, она захотела пойти той же дорогой, что и Оливия, начав с театральных постановок. В 1935-м на экраны вышла ее первая киноработа — в титрах актриса была указана под именем Джоан Берфилд. На том, чтобы сестра взяла псевдоним, настояла сама Оливия — при содействии матери: мол, двум де Хэвилленд не найдется места в Голливуде (в интервью Vanity Fair де Хэвилленд рассказывала, что убеждала сестру с помощью удачных примеров, когда одна из родственниц меняла фамилию и делала головокружительную карьеру). В итоге Джоан остановилась на фамилии отчима — Фонтейн. Правда, с подачи гадалки, предсказавшей, что она не добьется успеха с родным именем.

Взять псевдоним — не единственная уступка, на которую не по своей воле пришлось пойти Джоан. Первой ее мыслью после возвращения в Калифорнию было попытаться заключить контракт с Warner Brothers — ей даже удалось добиться персонального предложения. Но, как утверждают биографы, Лилиан Фонтейн убедила младшую дочь, что Warner Brothers — студия Оливии, так что Джоан обратилась в RKO Pictures. Там в ней сразу разглядели восходящую звезду. Первую крупную роль Джоан получила в фильме «Девичьи страдания», сыграв в паре с Фредом Астером. До конца 1940-х она активно снималась, соглашаясь даже на маленькие роли, но успеха они ей не приносили.

Джоан Фонтейн

Неразделенный успех

Оливия де Хэвилленд уже к 1938 году была звездой. Роли актрисы в паре с Эрролом Флинном сделали ее заметной для многих режиссеров и студий, но не для учредителей кинопремий. Так было ровно до тех пор, пока с Оливией не связался Дэвид Селзник, пригласивший ее на съемки экранизации «Унесенные ветром» — актрису он видел в роли Мелани Гамильтон. С пробами Оливия справилась блестяще, оставалось одно но: Warner Brothers не хотели отпускать свою звезду к конкуренту, даже на один проект. Де Хэвилленд, впрочем, уже настроилась и отступать не хотела. Очаровав жену Джека Уорнера и переманив ее на свою сторону, она все же убедила Warner Brothers разрешить ей сниматься в «Унесенных ветром». За эту роль Оливия получила свою первую номинацию на «Оскар».

То, как Оливия де Хэвилленд получила роль Мелани, — еще одна глава биографии знаменитых сестер, которую они рассказывают по-разному. В версии Джоан Фонтейн, которую цитировало издание Hollywood Reporter, именно она была первой претенденткой на роль, однако имела неосторожность прийти на встречу с режиссером «даже слишком стильно одетой» и упомянуть в разговоре имя сестры. После этого, утверждает Фонтейн, на съемки пригласили Оливию.

Своеобразной местью за ранний успех сестры стал «Оскар», который Джоан получила первой. Триумфальным в ее карьере стало знакомство все с тем же Дэвидом Селзником, благодаря которому ее пригласили на съемки американского дебюта Альфреда Хичкока — фильма «Ребекка» (1940 год). За роль миссис де Винтер Фонтейн получила номинацию на «Оскар» в категории «Лучшая женская роль». Тогда актриса уступила другой, но уже через год, снявшись в «Подозрении» тоже у Хичкока, вернулась, чтобы уйти уже со статуэткой. В тот же год в той же категории была представлена и Оливия — судьба буквально сталкивала сестер лбами. «Помню, как оцепенела от страха — из-за Оливии», — расскажет через много лет в интервью Джоан, описывая момент, когда на сцене церемонии вручения премий прозвучало ее имя.

В 1947 году дэ Хэвилленд сравняла счет, получив собственный «Оскар» за роль в фильме «Каждому свое», а через три года вырвалась вперед, получив вторую статуэтку за «Наследницу». Впрочем, не только за престижные награды актрису уважали в Голливуде. В 40-х годах она выиграла беспрецедентный судебный процесс против студии Warner Brothers. Упорство Оливии и ее готовность бороться за свои интересы во многом изменило то, как впоследствии продюсеры начали выстраивать юридические отношения с актерами. «Голливуд многим обязан Оливии», — признала ее главная соперница — младшая сестра.

После первого и единственного полученного «Оскара» у Джоан Фонтейн было еще несколько крупных и успешных ролей. В последний раз актриса появилась на экране в 1966 году. Оливия де Хэвилленд активно снималась в кино до конца 70-х, а затем ушла на телевидение, покинув индустрию лишь в конце 80-х.

Оливия де Хэвилленд на церемонии вручения премии «Оскар» в 2003 году

Соперницы во всем

Даже в личной жизни у сестер де Хэвилленд не обошлось без разногласий. Джоан вышла замуж первой, в августе 1939 года, за актера Брайана Ахерна, с которым за два года до этого встречалась Оливия. На это старшая сестра была готова закрыть глаза — вместе со своим возлюбленным Говардом Хьюзом она пришла на вечеринку накануне свадьбы, чтобы искренне поздравить жениха и невесту. Дальнейшее описывается в источниках со слов Джоан: согласно ее версии, Хьюз прямо в разгар танцев уговаривал ее не торопиться со свадьбой, потому что сам был готов сделать актрисе предложение и без раздумий бросить ее сестру. Фонтейн сразу же рассказала обо всем де Хэвилленд, но та не поверила. Сестры в очередной раз поссорились и перестали разговаривать друг с другом.

В 1946 году под венец отправилась уже Оливия. Ее избранником стал известный ловелас и писатель Маркус Гудрич. Уже после свадьбы Джоан взяла на себя смелость прокомментировать личную жизнь сестры журналистам. «Как жаль, что у мужа Оливии было так много жен, а вот книга лишь одна», — отметила Фонтейн, этими словами положив начало новым разногласиям. Оливия ждала от сестры извинений, но они так и не последовали. Обида де Хэвилленд была настолько глубокой, что год спустя, получив свой первый «Оскар» и столкнувшись с Фонтейн в кулуарах премии, она молча развернулась и ушла в ответ на ее поздравления.

Впрочем, больше в личной жизни пути сестер не пересекались. В 1952 году Оливия развелась и решила, что ждать извинений от сестры уже бессмысленно (ведь в какой-то мере она оказалась права). Затем, в 1955-м, де Хэвилленд вышла замуж во второй раз, имея сына от первого брака, за журналиста Paris Match Пьера Галанте. Через год у них родилась дочь. Ради семьи Оливия переехала в Париж и осталась там даже после развода в 1979-м. Джоан Фонтейн была замужем четыре раза. В США она жила до самой смерти.

Впрочем, ссориться сестрам приходилось не только из-за карьеры и мужчин. Как утверждают биографы, согласия они не достигли даже после смерти матери в 1975 году. Когда Лилиан Фонтейн умирала от рака, врачи настаивали на операции — Оливия видела в этой мере путь к спасению, однако Джоан отказалась дать разрешение. В книге No Bed of Rose она призналась, что узнала о смерти матери, когда была в другой стране, и не получила приглашения на похороны. О церемонии она узнала по чистой случайности.

На большинстве церемоний и вечеринок Джоан и Оливия избегали совместных фотографий, не разговаривали и садились в разных концах зала. Впрочем, незадолго до своей смерти Джоан убеждала журналиста Hollywood Reporter, что все ее «соперничество» с сестрой — не больше чем выдумка прессы. Так ли это, уже вряд ли станет известно. Джоан Фонтейн ушла из жизни в 2013 году в возрасте 96 лет. В 2020-м, вскоре после своего 104-летия, скончалась и Оливия де Хэвилленд. Обе актрисы умерли во сне в своих постелях: Оливия — в Париже, Джоан — в калифорнийском Кармеле.

Джоан Фонтейн, 1984 год

Фото: getty images