Было время, когда источник доходов киберспортивных организаций и профессиональных геймеров ограничивался исключительно спонсорскими контрактами. При таком подходе подразумевалось, что компании-спонсоры выделяли посильные средства, а взамен получали рекламу, нацеленную на нужную аудиторию. Наибольшую заинтересованность в электронном спорте проявляли производители компьютерной аппаратуры и периферии, хотя в качестве исключения могли встречаться вариации. Строгая привязка к партнерам и спонсорам, от которых в некотором смысле зависело существование киберспортивных проектов, — характерная черта раннего киберспорта.
В наши дни спонсорские контракты не утратили своей актуальности. Однако современный рынок предлагает более богатый выбор способов заработка, чем прежний. Во-первых, появились непрофильные спонсоры, чья сфера деятельности не сопряжена с производством компьютерных устройств и девайсов. Во-вторых, в индустрию оказались вовлечены издатели игр, сервисы потокового вещания и всевозможные онлайн-платформы (торговые площадки, букмекерские ресурсы и т. д.). В сущности, конъюнктура рынка изменилась настолько, что доход клубов и киберспортсменов складывается из самых различных источников.
Киберспортивные клубы
В основном клубы существуют за счет маркетинга. Сюда можно отнести рекламу, спонсорские проекты и продажу атрибутики. В случае со спонсорским партнерством суммы зависят от того, насколько известна организация: у наиболее популярных больше шансов заручиться желанной поддержкой. Как и в любых других сферах, немаловажными факторами считаются количество подписчиков в соц. сетях и активность фанатов. В конечном счете коммерческий успех клуба обуславливается игровыми успехами киберспортсменов и умением взращивать медиа-звезд.
Вопреки встречающимся заблуждениям, клубы не зарабатывают на призовых. Двадцать процентов — максимум, который позволяют себе забрать единичные организации. Большинство отдает киберспортсменам всю сумму.
Нередки случаи, когда клубам удается привлечь инвестиции. Например, холдинг Strongbow Investments выделил средства на возрождение M19. В 2017 организация Cloud9 заручилась финансированием в размере двадцати миллионов долларов, а Fnatic получила семь. В начале 2018 года Team SoloMid привлекла двадцать пять миллионов долларов инвестиций. А совсем недавно сумму в размере двадцати пяти миллионов долларов получила Team Liquid. Примеров подобного рода бессчетное количество.
С недавних пор трансферы превратились в немаловажную составляющую дохода клубов. Когда организация продает игрока, она может неплохо на этом заработать.
В качестве «бонуса» киберспортивные организации могут зарабатывать на Twitch, обязуя своих игроков находить время на проведение прямых трансляций и общение с фанатами. Как правило, клуб просит лишь небольшой процент — основная сумма достается стримеру. Не стоит забывать и про YouTube, который при наличии интересного контента и постоянных рубрик может приносить стабильный доход.
Разумеется, заработок на подобных платформах — лишь дополнение к основному источнику дохода организации.
Издатели игр заинтересованы в успешности клубов, поэтому придумали еще один способ заработка — продажу внутриигровых предметов. Его суть заключается в следующем: фанаты приобретают эмблемы, значки или скины с символикой того или иного клуба, за что организации получают определенные процентные отчисления. По заявлениям владельцев клубов, временами это приносит солидный доход.
Прогеймеры
Фиксированная зарплата киберспортсмена устанавливается клубом. В среднем профессионалы получают от пятнадцати до двадцати тысяч евро в месяц. Самые известные и талантливые киберспортсмены могут получать гораздо больше. Если говорить обобщенно, то сумма зависит от множества параметров — дисциплины, маркетинговой состоятельности клуба, известности самого геймера и т. д. За успешные выступления на чемпионатах предусматриваются премии и символические подарки.
Призовые — основной источник дохода киберспортсменов. Поэтому можно утверждать, что определяющее значение имеет дисциплина: чем больше денег в ней фигурирует, тем она является более прибыльной для профессиональных игроков. По статистике самые богатые киберспортсмены — представители League of Legends, Dota 2 и Counter-Strike.
Однако у киберспортсменов всегда имеется несколько вариантов заработать дополнительные деньги. К ним можно отнести стримы и рекламные проекты. Как правило, в случае с прямыми трансляциями некоторую часть денег забирает клуб. Зато маркетинговые проекты могут носить индивидуальный характер и проходить без вмешательства тех или иных организаций. Оба вида заработка эффективны в тех случаях, когда киберспортсмен успешен, широко популярен и интересен.
Некоторые игровые издатели платят часть зарплаты профессиональным игрокам, чтобы облегчить положение киберспортивных клубов.
Рядовые игроки
Современный киберспортивный рынок дает возможность улучшить финансовое благосостояние даже простым пользователям. Самый распространенный способ — ставки. Достаточно создать аккаунт на понравившейся букмекерской площадке, пополнить баланс и сделать ставку за тот или иной коллектив. Недостаток такого заработка заключается в том, что к делу необходимо подходить ответственно: анализировать игры, прогнозировать результаты, изучать статистику. В противном случае есть все шансы «прогореть» и потерять деньги.
Платформы по типу Steam Workshop позволяют зарабатывать деньги за создание контента для игр. Это могут быть как крупные модификации, так и внутриигровые предметы скромных размеров. Вовсе необязательно, чтобы игра являлась соревновательной — свой процент можно получить за контент для любой игры. Главная трудность заключается в том, что уровень конкуренции невероятно высок.
Не менее популярны бустинг и трейдинг виртуальных вещей. Первый способ заработка сводится к калибровке и прокачке игровых аккаунтов. Чаще всего за такой услугой обращаются пользователи, которые не желают самостоятельно покорять рейтинговую таблицу, а «хотят всё и сразу». Такие игроки считают, что накрутка — простой способ играть более с опытными и адекватными союзниками по команде. Несмотря на то, что многие осуждают бустинг, он по-прежнему пользуется спросом.
Бустинг — направление не только прибыльное, но и сравнительно стабильное. Это связано с тем, что во многих играх рейтинг сбрасывается каждые несколько месяцев. Поэтому спрос на данную услугу есть всегда.
В свою очередь трейдинг подразумевает продажу внутриигровых предметов (скины, ключи, ящики, наклейки и т. д.). Опытные пользователи приобретают за копейки определенные товары и отслеживают динамику цен. Когда цена подскакивает (в силу того, что товар стал редким), его продают за кругленькую сумму. Профессионально заниматься трейдингом получается у тех, кто обладает достаточной «финансовой грамотностью» и хотя бы бегло знаком с аналитическим подходом в сфере экономики.
Источник