Как я 15 лет проходил Baldur’s gate. И чем она для меня стала

«Когда-нибудь она точно будет моей», – думал я, глядя на потертую коробку с четырьмя дисками внутри. Компьютер появился не так давно. На PS1 я видел игры на нескольких дисках, но тут сразу четыре? Несмотря на то, что именно эта игра была в разделе для «обменных», за нее просили баснословные 260 рублей, как за новенькую.

Как я 15 лет проходил Baldur’s gate. И чем она для меня стала

Это сейчас кажется, что количество носителей не имеет значения, а цену платят за конечный продукт или порцию контента, а тогда, в начале нулевых, ушлые торговцы брали по полтиннику с каждого диска.

Несколько раз я приходил к этому мужичку на рынок, чтобы за двадцатку поменять игру, и каждый раз мой взгляд падал на этот джевел-бокс, который никто почему-то так и не брал. Мне даже ничего не говорило название игры Baldur’s gate. Не смущала и цифра 2, стоявшая на видном месте и вещавшая о том, что это точно не начало истории.

Суть была в другом.

Я где-то вычитал, что данная игра про Forgotten Realms. Этого было вполне достаточно для космического желания раскошелиться и заполучить эти диски. Пусть потертые, пусть выглядевшие не очень презентабельно. Казалось, что это предел мечтаний — стать участником событий того самого мира, книги о котором прочитывались с неимоверной скорость. И вот тут важно отмотать время немного назад.

Дриззт

Вот сейчас не могу достоверно вспомнить, был ли «Властелин колец» прочитан до знакомства с Робертом Сальваторе или после. Скорее всего, до. Ну это и не столь важно. С партией Дзирта (тогда я не знал, что локализаторы поменяли буквы в его имени для благозвучия) я познакомился как раз лет в 12.

Если уж вспоминать все досконально, то дело обстояло так. Бабушка с пенсии давала мне денег не книгу. Я ехал в книжный и покупал там себе томик, которого хватало на пару дней. Меня настолько захватывало, что я мог просто с утра до ночи валяться на кровати и читать. Кстати, Forgotten Realms попала ко мне совершенно случайно. Была пауза между книгами, и я взял абсолютно незнакомое произведение, которое подарили моему брату. Он не был фанатом подобного способа проводить время, поэтому я мог свободно воспользоваться его подарком. Это оказались «Серебряные стрелы». Было немного непривычно в том плане, что история как будто уже началась, с героями все познакомились, а я присоединился в самом разгаре. По сути, так и было на самом деле, ведь это уже пятая книга цикла. Испортило ли это впечатление? Абсолютно нет.

Потом, в сознательном возрасте, я вернулся к истокам и прочитал самое начало — трилогию «Темного эльфа». И я понял, что это очень незамысловатая литература. Я не стал читать дальше. Слишком просто, немного наивно. Пусть останется прекрасным детским воспоминанием.

А в те годы это было нечто нереальное. Крутые сражения со всеми этими пируэтам, выпадами, парированиями, захватывающие истории про гоблинов, дроу, путешествия и магию, обаятельный злодей Артемис Энтрери и дуэли с ним. Воображение рисовало фантастические картины. Бывало, что возникало ощущение, что я посмотрел какой-то фильм с этими персонажами, настолько реалистично выглядели сцены в моей голове. Я даже сейчас, спустя 15 и даже больше лет, помню какие-то детали. Ворчливого Бренора, странные отношения темного эльфа с его приемной дочерью Кэтти Бри. Мне безумно нравился характер Дриззта До’Урдена. Мрачный, молчаливый, но честный, добрый и справедливый. Мне кажется, у них что-то есть общее с Геральтом. Ну это уже отступление. У меня всегда выходили именно такие главные герои. И до знакомства с Сальваторе, и после. Хаотично-добрый? Да, именно так.

Все это навсегда определило любовь к фэнтези и РПГ. И это круто.

Но еще круче стало, когда я заполучил Baldur’s Gate. Я понятия не имел, что это. Но я мечтал быть героем Forgotten Realms. И в итоге я им стал, пусть и потребовалось больше 15 лет.

«Врата Балдура» без Врат Балдура

«А-а-а, дитя Баала. Должно быть вы пробудились». Я до сих пор в самых мельчайших оттенках помню эту фразу. Наконец-то купленная Baldur’s gate 2 оказалась с русской озвучкой. Странной, но все-таки русской. Айреникус встречал персонажа именно этими словами. Кто бы знал, что побег из его клетки обернется приключением на десятки часов, а то и сотни, если брать в расчет то, сколько раз я начинал заново.

Я не буду обозревать саму игру, потому что дело это бессмысленное. Лучше расскажу, как столько лет она оставалась непобежденной.

Знакомство с БГ началось со второй части. Как и в случае с книгами по Forgotten Realms, было ощущение, что меня забросило в середину истории. Уровень сразу 7-8, персонажи намекают, что герой с ними уже знаком, хотя я видел их впервые. Тем не менее, это не мешало наслаждаться волшебной атмосферой, пробовать разные классы, проходить квесты. Обычно меня хватало до первого выхода из Аткатлы, освобождения крепости от троллей или прохождения ветки с Повелителем Теней. Потом обычно появлялась какая-то новая игра, а в те годы это было целым событием, и БГ откладывалась или вовсе удалялась вместе с сохранениями. Так продолжалось довольно долго.

Спустя несколько лет на прилавках появились игры на DVD. И я не смог пройти мимо коробки с надписью Baldur’s gate, но без цифры два. Тут я понял, что наконец-то смогу узнать, с чего все началось и, возможно, теперь-то пройти обе части. Получилось? И да, и нет.

«Врата Балдура» с Вратами Балдура

Сразу скажу, что первая часть остается любимой в серии, хотя принято считать, что вторая вобрала в себя все самое лучшее. Не знаю почему, но очень нравился сеттинг именно Врат Балдура (города) и его окрестностей. Нравился антагонист Саревок (хотя история Айреникуса гораздо глубже и интереснее), все эти рисованные лесочки, шахты, крепость гноллов. Моя партия обычно включала в себя Минска, Джахейру, Имоен, Виконию и кого-то из магов. Всегда было немного стыдно специально посылать на смерть Халида (возлюбленного Джахейры) и Дайнахер (возлюбленную Минска). Они в мою группу не вписывались, а мирным способом удалить их без напарников было нельзя.

В общем, с первой частью как-то сложилось лучше. Я ее даже прошел магом, не особо разбираясь в механиках. Пришлось попотеть в финальной схватке. Кажется, я как-то схитрил, чтобы победить. Да и сложность была выставлена невысокая. В общем, пройдя первую, я взялся за вторую. Прошел ли ее? Опять нет! Перенес персонажа, дошел дальше, чем обычно, но снова забросил.

Периодически я возвращался к БГ в течение всех этих лет, в том числе и после релиза ремастеров. Каждый раз у меня была мысль: «Ну вот сейчас я точно ее пройду. Начну с первой части и прям до конца». Начинал, проходил первую часть и, судя по всему, уставал от самой механики, потому что на вторую запала так и не хватало.

Шли годы, первая часть проходилась еще несколько раз другими классами. Даже был пройден вышедший позже аддон Siege of Dragonspear. На этом все заканчивалось. И я чувствовал незакрытый гештальт. В голове не укладывалось, как же так при всей моей бесконечной любви к фэнтези и РПГ я не могу осилить величайший образец их сплава.

Финальный забег

Наверное, это была рождественская распродажа в Steam в 2019 году. Я увидел, что за какие-то пару сотен рублей отдавали все части Baldur’s Gate Enhanced Edition и понял, что это знак. Забегая вперед, скажу, что марафоном пройти все не удалось. Были перерывы, но в целом где-то за полгода я справился.

Итак, я снова начал с первой части, которую успел к этому времени хорошенько изучить. В этот раз был создан эльф-сталкер с упором на парное оружие. Сразу длинные мечи в руки (эльфы же получают к ним +1), да еще и рейнджеровские две звездочки в дуальной специализации пришлись кстати. Хотелось, чтобы была возможность бэкстаба, но вор или мультикласс не привлекали. В итоге раскаченный сталкер под ускоряющими бафами вырезал все живое (и неживое). Под его молниеносными ударами и криками Минска «Go for the eyes, Boo!» падали личи, драконы, вампиры и многие другие.

Сложность была выбрана стандартная, потому что хотелось вызова, но не совсем разрывающего. И так местами было довольно непросто. Я решил, что буду просто играть в свое удовольствие. Сколько бы ни заняло времени. Хотелось просто отправиться в очень большое приключение. Местами ностальгическое приключение. Так и получилось.

На первую часть и аддон Siege of Dragonspear у меня ушло 62 часа, если верить Стиму. И тут надо пару слов сказать подробнее про сиквел-приквел дополнение.

Мне оно понравилось. Нет, правда. Оно линейное, но весьма эпичное. Антагонист Кейлар Арджент получилась очень интересным и неоднозначным персонажем. Beamdog смогли придать масштабность военным действиям, связанным с ее очищающим походом. И это с движком Infinity, которому уже миллион лет. Да и переход к событиям второй части получился весьма ровным и логичным. Конечно, можно встретить очень много критики в адрес разработчиков, но я оценивал самым простым критерием. Мне было интересно? Еще как. И пусть в ремастеры впихнули повесточку с гомоорком и трансом, это нисколько не испортило впечатление.

То ли на середине аддона, то ли уже с началом прохождения БГ2 появился анонс третьей части. Тогда я понял, что ВОТ теперь я точно узнаю всю историю до конца, ведь надо готовиться к шедевру от Larian.

Забег по второй части и аддону Throne of Bhaal занял 69 часов. 9 июля 2020 года мой герой отказался от наследия своего отца и по совместительству бога убийства, став простым смертным. Ему на это потребовалось порядка 130 часов, а мне около 15 лет.

И теперь я могу со всей ответственностью заявить, что Baldur’s Gate – величайшая компьютерная ролевая игра в классическом понимании. Тут мне могут справедливо возразить, мол, постойте-ка, уважаемый, но ведь есть Planescape Torment. И я не буду спорить. Она покупалась на той же распродаже и ждет своего часа. Пока что происходит та же история, что и с БГ2 в свое время. Много раз начинал, но забрасывал. Вот как дойду до конца, подготовлю еще одну статью. Кто знает, может в ней я и признаю, что БГ — не величайшая (хотя вряд ли). Пока что для меня это так.

Расставаться с Baldur’s gate было нереально грустно, при этом чувствовалось какое-то облегчение. Как будто все эти годы я осознавал, что нечто великое находится рядом со мной, а я не могу его взять. Коснуться — пожалуйста, но не взять. А в итоге я его все-таки обрел.

Такие игры — это абсолютно уникальные произведения, которые создаются раз во сколько-то много лет. Понравится ли Baldur’s gate всем? Абсолютно нет. Особенно сегодня. Кого-то отпугнет большое количество текста, кого-то — двухмерная графика с изометрической камерой, кто-то будет в ужасе от того, что персонажи могут махать оружием, стоя вплотную друг к другу, и не попадать. Мне все это безумно нравилось при первом запуске, кайфую от этого и сейчас. Поэтому очень радует, что традиции классических РПГ продолжаются в тех же Pillars of Eternity (о-о-о, тут на отдельную статью спорных впечатлений), Tyranny, великолепной, несмотря на все огрехи, Pathfinder, а также Divinity.

И тут мы плавно подошли к продолжению истории в мире Забытых Королевств. Жду ли я третью часть Baldur’s gate? Нет, хотя именно ее анонс дополнительно мотивировал меня добить оригинальную серию. Куплю ли я ее? Несомненно.

Дело в том, что у меня в голове сложилась законченная история. Прекрасная, эпичная, многогранная. Это приключение в Фэйруне самобытно и гармонично. Оно оставляет приятное послевкусие. В принципе, нет какого-то желания знать, что было дальше. Нет и каких-то ожиданий.

При этом я с радостью вернусь в мир Forgotten Realms, как только появится такая возможность. «Ларианы» показали, что умеют делать оригинально и интересно. Пусть уж лучше они, чем современная Bioware.

Лично для меня Baldur’s gate стала не только одним из лучших игровых опытов, но и знаковым событием, связанным с определенным периодом жизни. Вместе с воспоминанием о том, как мы с братом сидели за 17-дюймовым огромным ЭЛТ-монитором и путешествовали по мирам «Готики», Fallout, Nox, Diablo 1 и 2, Jagged Alliance, третьих «Героев», Arcanum, приходят и другие теплые ламповые моменты из детства, которые хочется сохранить с собой навсегда.

 

Источник

Читайте также