История отношений бренда Xbox с японским рынком и рассказы сотрудников Microsoft о том, как они изменили маркетинговую стратегию, чтобы не повторить провала Xbox One.
Известно, что у бренда Xbox большие проблемы с японским рынком — консоли от Microsoft там пользуются крайне малым спросом. Журналист IGN Джеймс Милке выпустил большой материал, где разобрался, в чём причины такой непопулярности. И, главное, рассказал о том, как Microsoft собирается завоевывать многочисленных японских игроков c новым поколением консолей — Xbox Series X и Series S.
Что интересно, у бренда Xbox не всегда было такое плачевное положение в Японии. Когда Microsoft запускала в продажу свою самую первую консоль, видеоигровым рынком правили как раз компании из Страны восходящего солнца — Nintendo, Sega и Sony. И потому оригинальный Xbox активно продвигали в Японии, чтобы он мог на равных соперничать с конкурентами в лице Gamecube и PlayStation 2.
Microsoft тратила огромные деньги на эксклюзивные проекты для своей платформы, созданные японскими студиями и ориентированные на местного игрока. Так появились Jet Set Radio Future, Ninja Gaiden, серия Dead or Alive, Panzer Dragoon Orta и многие другие игры. Для Steel Battalion — симулятора, где нужно было управлять огромным «вертикальным танком» — Microsoft даже выпустила специальный контроллер.
На заре Xbox 360 компания придерживалось схожего бизнес-плана — Microsoft поддерживала разработку, скажем, трилогии Final Fantasy XIII, Ace Combat 6 и Ninety-Nine Nights. Всё изменилось, когда на возможности консоли обратили внимание популярные западные студии, чьи игры до этого выходили преимущественно на ПК: Bethesda, Irrational Games, BioWare. На Xbox 360 вышла новая часть The Elder Scrolls, Oblivion, а Mass Effect стала её консольным эксклюзивом.
Естественно, это привлекло огромное внимание западных игроков. Консоль от Microsoft приобрела большую популярность в США, и компания переориентировалась на совсем другой рынок: про игры больших японских студий вскоре позабыли.
Впрочем, Xbox 360 ещё не был абсолютным провалом в Японии. По-настоящему тёмные времена для бренда начались с релизом Xbox One — если в США консоль вышла в ноябре 2013-го, то в Японии лишь в сентябре 2014-го, то есть почти годом позже. Игроки, понятное дело, такого отношения к себе терпеть не стали.
К тому же, к запуску Xbox One в Японии Microsoft не подготовила ни одной эксклюзивной для консоли игры. А те, что были, часто не были локализованы на японский. Причём в Xbox Store не было никакой информации об этом, и игроки до самой покупки не могли знать, переведена игра или нет.
Даже Xbox One X, вполне успешно продававшийся на Западе, в Японии никому оказался не интересен. Microsoft не смогла донести до публики, в чём суть новой консоли. В итоге всего через неделю после релиза продажи Microsoft были сопоставимы с продажами PlayStation TV — «микроконсоли» от Sony.
Через некоторое время Xbox One и вовсе продавался в Японии тиражом по 30-40 штук в неделю. Когда даже продажи Nintendo 2DS XL, итерации портативной консоли 2013 года, достигали отметки в 700.
Сейчас же Microsoft твёрдо намерена вернуться на японский рынок — один из крупнейших в индустрии. Во главе Xbox сейчас совсем другие люди, и маркетинговая стратегия сильно изменилась. Из компании, которая запрещала игрокам обмениваться купленными дисками, Microsoft за одно поколения стала самым «дружелюбным» производителем консолей с сервисами вроде Game Pass и xCloud.
Теперь даже ценообразование согласуют с мнением игроков. Изначально Microsoft собиралась продавать Xbox Series S за 32,980 йен ($311), но после полученного фидбэка изменила цену на 29,980 йен ($284). И, разумеется, релиз нового поколения консолей в Японии состоится тогда же, когда и в остальном мире.
Когда Microsoft приобрела Zenimax, ей досталась не только Bethesda, но и, понятно, все студии, ей подчинённые. Среди них есть Tango Gameworks, основанная Синдзи Миками — «отцом сурвайвл-хоррора», создателем Resident Evil и The Evil Within. В будущем, вероятно, компания будет присматриваться и к другим японским студиям.
Сейчас сотрудники Microsoft, по их же словам, активно поддерживают связь с командами Square Enix, Capcom и Koei Tecmo. Следят за теми играми, что они разрабатывают, и рассказывают обо всех технических подробностях Xbox Series X и S.
Согласно исследования Microsoft, в Японии — больше, чем во многих других странах — развит мобильный гейминг. И потому компания надеется, что их облачный сервис xCloud сможет переманить часть аудитории, ведь он позволяет играть на любом устройстве.
Также Microsoft делает большую ставку на Game Pass — по их статистике, в Японии игроки чаще пользуются этим сервисом на ПК, чем во всех других странах. Связано это с тем, что в стране очень большие цены на физические носители.
Диски с игрой в Японии могут стоить не 60 долларов, а все 90. Так что подписочная система может стать идеальным выходом для тех игроков, кому надоело тратить огромные деньги на каждый отдельный проект.
У каждого производителя консолей на каком-то этапе истории были провалы и взлёты. Sony после суперуспешной PlayStation 2 выпустила PlayStation 3, которая выглядела менее привлекательно на фоне Xbox 360 (по крайней мере, на запуске). За хорошо продававшейся Wii у Nintendo последовала провальная Wii U — реабилитироваться компания смогла лишь благодаря Switch.
Запуск Xbox One в Японии был такой же катастрофой для Microsoft. И вполне вероятно, что Xbox Series X станет для компании тем же триумфом, что и PlayStation 4 для Sony или Switch для Nintendo.