Как три красные лампочки едва не погубили Microsoft и превратились в мем

Как три красные лампочки едва не погубили Microsoft и превратились в мем
Каждый год к Рождеству традиционно выпускают «уродливые свитеры», каждый старается как-то выделиться. Но Microsoft в 2024 переплюнули всех, выпустив свитер, который просто отвратителен: его посвятили, наверное, самому крупному провалу Microsoft — «красному кольцу смерти» Xbox 360.

Оригинальный Xbox не был идеален. Он был огромный, тяжёлый, а геймпад из первых партий, величавшийся не иначе как Duke («герцог»), эргономичным назвать очень сложно. И всё же, это была консоль, не лишённая инноваций: про неё я уже делал когда-то отдельный материал. Первая консоль от Microsoft доказала, что компания, которая больше известна по разработке операционных систем, способна конкурировать на рынке видеоигр, предлагая как лучшие версии портов, так и свои, эксклюзивные тайтлы.

image
Но прогресс не стоял на месте, и нужно было делать следующую консоль нового поколения — чтобы утереть нос конкурентам в лице Sony и Nintendo. Microsoft ОЧЕНЬ хотели быть первыми, кто выпустит консоль, которая будет превосходить всё, что имелось на тот момент на рынке — и Playstation 2, и Gamecube, и собственно, оригинальный Xbox. В компании не хотели использовать имеющиеся наработки от сторонних компаний: оригинальный «Гроб» (так в России прозвали Xbox) использовал Pentium 3, а в качестве графического чипа — GeForce 3 от Nvidia. Решение использовать что-то своё привело к тому, что процесс разработки железа затянулся: у консоли не было процессора вплоть до февраля 2005. Microsoft была увлечена идеей выпустить консоль раньше всех в новом поколении, а не поставить на рынок качественный продукт. Уже на этапе тестирования на производственной линии выявлялось много брака — необходимо было в кратчайшие сроки найти проблемы и устранить их.

22 ноября 2005 года первая версия Xbox 360 поступила в продажу на рынки США и Канады, а в декабре добралась до европейского и японского рынков — до Рождества основные рынки получили первую консоль седьмого поколения. Но спешка ни к чему хорошему не привела: Xbox 360 оказался бомбой замедленного действия.

Спрос превышал предложение — Microsoft повторили концепцию оригинальной консоли с одним серьёзным «но»: теперь это было мощное устройство, способное тянуть любые игры с HD-графикой, которая рядом не стояла с тем, что предлагали конкуренты. Xbox 360 стал хитом моментально. Тому способствовала и крепкая стартовая линейка игр, в которой были как эксклюзивы, так и улучшенные версии мультиплатформенных тайтлов: первая Condemned была временным эксклюзивом, Gun, Need for Speed: Most Wanted, Tony Hawk’s American Wasteland были лучшими версиями среди всех; эксклюзивы тоже не подвели: экшн-адвенчура Cameo, сиквел Perfect Dark, Project Gotham Racing 3, Ridge Racer 6. А ещё целых СЕМЬ спортивных игр (поверьте, для рынка США иметь на платформе очередной спортивный тайтл от EA. А когда на E3 2006 года со сцены объявили заоблачные цены на Playstation 3, в зале стояла гробовая тишина. Консоль от Microsoft уже отлично продавалась и хорошо зарекомендовала себя, а цена на базовую версию без жёсткого диска составляла всего 300 долларов США (версия с диском на 20 гигабайт и компонентным кабелем в комплекте стоила 400 долларов).

Только стоит оговориться, что Core-версия консоли была не всем выгодна: у неё вообще не было встроенной памяти — чтобы сохраняться, надо было карту памяти покупать. Чтобы играть в HD — нужно было докупать кабель. Чтобы загружать игры и дополнения — правильно, нужен был жёсткий диск. И даже геймпад — и тот был проводной. Запомните этот нюанс — он тоже сыграет роль в судьбе Xbox 360.

Радость от игр у игроков и от продаж у Microsoft длились недолго: спустя полгода после релиза новенькие мощные консоли перестали подавать признаки жизни, а кольцо вокруг кнопки включения загоралось не привычным зелёным цветом, а красным. Самыми популярными были три красных сегмента из четырёх, свидетельствовавшие о том, что у консоли серьёзные проблемы с железом. Недавно купленная приставка отказывалась работать, а Microsoft завалили звонками на горячую линию — проблема была огромных масштабов, компания еле справлялась с заменой нерабочих Xbox на исправные. Но и те, что были получены взамен, тоже выходили из строя. Иронично, но даже на демо-стендах, которые стояли в магазинах, красные огни тоже встречались.

▍ Так в чём была проблема?

Оригинальный Xbox выглядел очень массивным, его нельзя было назвать привлекательным внешне. И хоть по факту это был консолизированный ПК, он не перегревался. При разработке консоли нового поколения перед дизайнерами встала задача сделать красивый и компактный корпус. И они с этой задачей справились! Xbox 360 был довольно компактным, он мог работать в вертикальном положении, у него были сменные передние панели. В конце концов это была новомодная эстетика Frutiger Aero. Что ни говори, а корпус получился красивым, а первый вариант дашборда с лезвиями просто идеально вписался.

image
Но одно дело — сделать устройство красивым, другое — сделать его в соответствии с мощностями железа. Люди, работавшие над корпусом новой консоли, судя по всему, даже не понимали, что два мощных по тем временам процессора — графический и центральный, сделанные по 90-нм техпроцессу, выделяли огромное количество тепла. На них были установлены два радиатора, а тепло должна была отводить турбина, направленная на два вентилятора, находящихся на задней части консоли. Правда, тепло отводилось очень плохо в условиях довольно компактного корпуса. Довольно долго именно плохой отвод тепла считался причиной поломок консолей. Люди пытались самостоятельно модифицировать корпуса, сверля их для установки дополнительных кулеров (что в ряде случаев могло только ухудшать ситуацию).

Порой доходило и до такого безумия

Реальная же проблема заключалась в том, что из-за перепада температур, шарики припоя, соединяющие процессоры с платой, деформировались, и контакт с материнской платой терялся. Об этом Microsoft рассказали в своём официальном документальном сериале Power On: The Story of Xbox, вышедшем в 2021 году (ко всем шести сериям есть русские субтитры).

Кадр из документалки

Плюс, подзаливка (она же — клей-заливка, она же underfill) была не предназначена для тех температур, на которых работали GPU консоли. Так что ни модификации охлаждения, ни сильное прижимание радиаторов (это вообще приводило к изгибу текстолита материнской платы, а в конце концов — консоль совсем переставала работать), ни реболл не помогали (вернее, эта процедура помогала на какое-то время, но не решала проблему навсегда). А вот что помогало — так это завернуть консоль в полотенце, запастись на всякий случай огнетушителем и потерпеть минут 20, пока приставка достигнет рабочей температуры.

image

▍ Последствия

До сих пор досконально не известно, кто виноват в этой проблеме, и в документалке об этом, конечно, ни слова (слова, которые в ней звучат, максимально осторожные). Кто-то винит во всём тайваньскую TSMC. Кто-то — саму ATI, которая занималась проектированием дизайна графического чипа. И мы вряд ли узнаем, кто на самом деле виноват: цена ошибки составила миллиард долларов США. Именно столько денег Microsoft пришлось потратить на то, чтобы наладить процесс возврата, менять консоли покупателям и выявить реальную причину поломки железа. Для возврата геймерам присылали специальные коробки, которые прозвали «гробиками» (внутри коробки был пенопласт для устойчивой транспортировки и инструкция о том, как следует правильно запаковать консоль), а почтовые службы на какое-то время превратились в своеобразные катафалки для мёртвых Xbox. Из 100% произведённых консолей рабочими оказывались примерно около 50% (при норме в 90–95% рабочих экземпляров). В итоге нерабочие приставки отправлялись на склад в Тайвань, где единовременно их количество могло достигать полумиллиона экземпляров (!).

И всё это — в разгар ожидания главного конкурента в лице Playstation 3. Sony ещё на презентации в 2005 году давила крутыми технологиями, которые должны были давать соответствующую картинку. А когда в 2006 была названа финальная цена, японской корпорации нужно было как-то не упасть лицом в грязь и соответствовать названной стоимости. Sony удалось оправдать ценник, благодаря хорошим играм, обратной совместимостью с PS2 на ранних моделях и возможностью использовать консоль как Blu-Ray плеер. А жёсткий диск и беспроводной контроллер Sixaxis шли в комплекте сразу (контроллер ещё и с гироскопом — гиммик интересный, но вибрация была важнее, её вернули с релизом DualShock 3).

Правда, счастье длилось недолго: оригинальные версии PS3 были подвержены такой же проблеме, что и X360: крутой RSX-чип так же отходил от материнской платы. Ну и температуры у новенькой, не менее красивой консоли, зашкаливали. А знаете, кто производил графические чипы RSX для Sony? Всё верно, TSMC. Нет, конечно же, можно предположить, что и ATI, и Nvidia допустили одну и ту же фатальную ошибку в проектировании чипов, но звучит, как абсурд. В любом случае, пострадали оба гиганта игровой индустрии. И с этим надо было что-то делать!

А вот так оно выглядит под микроскопом

Первыми проблему пытались решить Microsoft. Каждая ревизия материнской платы носила своё кодовое имя. Самая первая — Xenon, по названию центрального процессора консоли. И ЦП, и ГП были на 90-нм техпроцессе, HDMI не было, а блок питания требовался аж на 203 ватта. И с такими показателями надо было что-то делать тоже. Первые сдвиги в этом деле появились в 2007 с появлением материнских плат под кодовым именем Falcon. Техпроцесс процессора достиг 65-нм, появился HDMI, блок питания теперь на 175 ватт. Радиатор охлаждения процессора оснастили дополнительной секцией для теплоотвода.

Вот этот маленький радиатор на трубке снизу и есть та самая дополнительная секция

Консоли с новой материнкой стали менее подвержены злосчастному «красному кольцу». В 2008 выходит Jasper: на ней улучшили дизайн южного моста, а по 65-нм техпроцессу теперь и видеочип работает. А ещё БП всего на 150 Ватт. «Джаспер» считается одной из лучших версий Fat-версии Xbox 360: красным огням не подвержен, а корпус позволяет использовать сменные панели — идеально для коллекционеров. Последней ревизией X360 в старом дизайне стала консоль с материнской платой Tonasket: там уже и eDRAM на 65-нм.

А что же было с теми консолями, которые отправляли по гарантии? Microsoft нашли корень зла и выпустили новые ревизии материнок с улучшенными процессорами и охлаждением. Opus — ревизия 2008 года, на ней не было HDMI, но техпроцесс уменьшен. Эти материнки шли на замену самых первых консолей, у которых не было HDMI. Elpis вышла аж в 2009, и технически она была аналогичной оригинальной плате Xenon, тоже шла в ремонт оригинальных консолей 2005-6 годов, у которых не было HDMI.

Но что там у Sony было? На самом деле, ситуация была крайне схожей, разве что масштаб трагедии чуть меньший. Японцы не стали придавать значение проблеме и просто уменьшали техпроцесс процессора. Как и Xbox 360, Playstation 3 пережила три редизайна — как с целью удешевления, так и с целью улучшения охлаждения. RSX с техпроцессом в 90-нм, которые выпускались примерно до середины 2008, имели более 50% брака. Когда появились первые ЦП на 65-нм, количество отвалившихся процессоров резко снизилось до 20%. Такие разные по происхождению, философии и играм консоли, на деле оказались с одинаковой проблемой и решали её одинаково. Одинаково настолько, что американская и японская компании в 2010 выпустили на рынок X360 и PS3 с новым дизайном. Они получили процессоры по 45 и 40-нм соответственно (причём в случае с Xbox ГП и ЦП теперь на одном чипе), улучшенное охлаждение, а главное — консоли работали нормально. Microsoft аж до 2011 года выполняла гарантийные обязанности по замене нерабочих Xbox.

Оригинальная тушка рядом со slim-версией

А вот владельцам PS3 пришлось годами искать проблему. И чтобы не гадать, в чём проблема неработающей консоли, понадобится адаптер ft232rl ftdi usb, подпаять его к определённым точкам на материнской плате и считать информацию с SYSCON-чипа через ПК.

image

Если проблема с процессором, то есть возможность найти рабочий RSX с меньшим техпроцессом на старую консоль. Да, это непросто. Да, более свежие процессоры требуют более свежую прошивку. Но способ рабочий! Но нередко бывает и так, что ошибка кроется в конденсаторах NEC Tokin — если они пришли в негодность, то их можно заменить на стандартные танталовые конденсаторы.

В 2012 Sony выпустила PS3 Super Slim. Каких-то серьёзных изменений уже не было, кроме дизайна корпуса и дисковода — теперь нужно самому сдвигать крышку и вставлять диск на шпиндель.

image
А вот Microsoft продолжили улучшать постепенно уходящую в прошлую консоль. В июне 2013 вышла третья модель Xbox 360 с припиской E: дизайн стал больше походить на грядущий Xbox One.

image
И если X360E поддавались взлому, то только если предпоследняя ревизия материнской платы Stingray. Winchester, вышедшая аж в августе 2014, лишилась всех лазеек, которыми раньше пользовались для установки кастомной прошивки. Зато теперь на одном чипе располагались и CPU, и GPU, и eDRAM, а сам чип был на 32-нм техпроцессе.

У Slim и E-версий Xbox 360 один радиатор с одним вентилятором, воздух выходит через верхнюю крышку (ну или боковую, если консоль стоит)

Вся эта история здорово встряхнула большие корпорации, делающие консоли. Xbox One была просто ОГРОМНОЙ в сравнении с PS4, и не зря: консоли от Sony страдали от перегрева из-за своих размеров — тепло попросту некуда было отводить. При превышении рабочей температуры даже сообщение соответствующее выводилось.

image
Только к релизу PS5 позаботились об отводе тепла… ну, по крайней мере, японцы попытались исправить проблему перегрева за счёт вытянутого дизайна (перегрев происходит из-за забитой пылью системы охлаждения, либо проблем с распределением жидкого металла на процессоре: обе проблемы устраняемы; сообщение о перегреве, кстати, тоже выводится). Но точно можно сказать, что все консоли победили отваливающиеся процессоры, и больше никаких красных и жёлтых огней смерти!

© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT 💻


 

Источник

Читайте также