Па-ра-па-пам… Паааам… Па-ра-па-пам. Пам-пам… Слышите заглавную мелодию Джона Уильямса к «Звёздным войнам»? В этот момент на экране медленно ползут вдаль слова: «Давным-давно, в одной далёкой-далёкой галактике…», а впереди вас ждёт величайшая космическая сага в истории кинематографа, наряду со «Стартреком».
Хотя в начале 70-х годов съёмки фильма могли вообще не состояться. Настолько задача казалась трудно реализуемой и коммерчески бесперспективной для ведущих киностудий того времени. Если бы ничего не выгорело, мы с вами никогда не увидели бы гиперпрыжок «Сокола тысячелетия» мимо «Звезды смерти», схватки Оби-Вана с Дартом Вейдером и всего вот этого.
Поговорим об истории создания киновселенной джедаев и ситхов, чем она так привлекает фанатов по всему миру, а также той технологической революции, которую совершил Джордж Лукас во время съёмок оригинальных эпизодов IV-VI.
Первый сценарий, или с чего всё начиналось
Легенды гласят, что идея съемок космического экшн-фильма, пришла Джорджу Лукасу ещё во время обучения в университете Южной Калифорнии в конце 60-х годов. Тогда он находился под впечатлением от вестернов и комиксов про Флэша Гордона авторства Алекса Рэймонда. В них главный герой с друзьями отправляется на таинственную планету Монго, чтобы спасти Землю от метеорита, заодно победив злобного императора Мина.
В 1971 году Лукас, на тот момент уже снявший несколько документальных студенческих фильмов и получивший некоторую известность, отправился вместе с Фрэнсисом Фордом Копполой купить права на экранизацию комиксов. То есть изначально мы могли увидеть вместо Люка и Леи что-то подобное:
Поездка закончилась провалом (к счастью для всех нас). Как вспоминал Коппола позже: «Джордж был очень подавлен, потому что ему не продали права на Флэша Гордона. И он говорит: „Ну ничего, тогда я просто придумаю собственную историю“».
Дальше последовала первая полнометражная работа Лукаса под названием THX-1138 в том же 1971 году. В ней действие разворачивается в далёком будущем (XXV век), где все граждане не имеют имён, а только порядковые номера. Соответственно, THX-1138 — номер главного героя, который борется против системы, контролирующей человечество и не допускающей проявления эмоций вроде любви и привязанности.
К сожалению, фильм полностью провалился в прокате. Как утверждал Лукас, из-за того, что «он получился слишком мрачным». Но THX-1138 обозначил стремление молодого режиссёра (Лукасу только исполнилось 28 лет) к съёмкам чего-то фантастического, в котором герой борется против бездушной машины (читайте — империи зла). Только нужно было сделать более лёгкий сюжет и сконцентрироваться на визуальных составляющих: гонках, перестрелках и битвах.
Лукас приступил к работе над историей «Звёздных войн» в 1972 году, параллельно с работой над культовым фильмом «Американские граффити». Картина про взросление школьников получила успех: пять номинаций на премию Оскар и Золотой Глобус за лучшую комедию или мюзикл. Это позволило режиссёру, во-первых, получить некоторое признание среди критиков и боссов киностудий, а во-вторых, открыть миру обаятельного актёра Харрисона Форда, до этого игравшего только в эпизодических ролях. К чему привело это сотрудничество, все мы прекрасно знаем.
В 1975 году Джордж Лукас уже имел на руках набросок сценария из 200 страниц. Для начала он решил реализовать только часть истории, причём с конца. То есть сначала снять про Люка Скайуокера и его борьбу с Дартом Вейдером, и только если фильм выстрелит, доснять предысторию маленького Энакина Скайуокера.
Сомнения в успехе были у всех. Дело в том, что научная фантастика того времени вроде «Космической одиссеи 2001» была сконцентрирована на реализме и страхе человека перед безграничным космосом. Все внимание зрителя концентрировалось на медленном развитии событий и привязке к деталям, которые было легко снять. Никому и в голову не могла прийти идея создать космическую сказку с динамичными боями в открытом космосе.
Дополнительно Лукас хотел использовать в фильме всё, что было близко ему по духу:
-
перестрелки, потому что режиссёр обожал классические вестерны Дикого Запада и вдохновлялся работами Серджио Леоне;
-
гонки, ведь Лукас в молодости хотел стать гонщиком, чему помешала тяжёлая авария;
-
бои на мечах, с отсылкой к истории японских самураев. Режиссёр любил фильмы Акиры Куросавы, особенно «Три негодяя в скрытой крепости». Даже термин «джедай» пошел из названия исторических рассказов про самураев — «Дзидайгэки», а понятие всепроникающей «силы» хорошо соотносится с философией буддизма.
Некоторые утверждают, что Симада Камбэй из фильма «Семь Самураев» Куросавы — прототип магистра Йоды:
Несмотря на проработанность сценария и репутацию Джорджа Лукаса (как-никак оскаровский номинант), студии одна за другой отказывали ему в финансировании. На тот момент реализация сложных спецэффектов казалось делом очень дорогим (что так и было), а вероятность успеха фильма была ничтожной. Только руководитель компании «20th Century Fox» Алан Лэдд-младший поверил в Лукаса: дал добро на съёмки и выделил бюджет около 8 млн долларов. Правда прописав в контракте, что никаких авторских гонораров вперёд выплачено не будет, страхуясь на случай провала.
Удивительно, как Алан Лэдд смог разглядеть потенциал в таком сюжете: молодой парень, воспитанный дядей и тётей на пустынной планете под названием Татуин, хочет изучить пути джедаев — мистических рыцарей, использующих какую-то силу навроде эфира. Парень спасает красавицу-принцессу, находит обаятельного друга с волосатой обезьяной и оказывается втянут в разборки между Галактической Империей ситхов и Повстанцами. Звучит довольно банально, не находите? Немного даже по-детски. Но Лэдд до конца верил в эту историю и не прогадал.
Причём сценарий много раз менялся. Например, изначально Скайуокер должен был называться Старкиллером и имел возраст под 60 лет, будучи генералом сопротивления в отставке. Хан Соло вообще должен был выглядеть как пришелец с зелёной кожей (!!!).
Конечно, главной фишкой всей трилогии стал главный антагонист — Дарт Вейдер, с его самурайским шлемом-маской и устрашающим дыханием. Для прорисовки его и остальных героев Лукас пригласил художника Ральфа Маккуорри, раньше работавшего в компании Boeing. Он создал около 20 акварельных работ, которые Лукас использовал во время презентаций своего сценария.
Другими словами, на пути у Лукаса было много препятствий, и мы легко могли бы увидеть экранизацию комикса Флэша Гордона или что ещё похуже. Которое вряд ли стало бы таким культовым явлением, как «Звёздные войны».
Кастинг и локации съёмок
Джордж Лукас всё-таки был молодым режиссёром, поэтому не горел желанием задействовать именитых актёров — это и дорого, и авторитета на съёмочной площадке может не хватить. Поэтому проводилось много кастингов, на которые приходили будущие звёзды Голливуда.
Например, на роль Хана Соло пробовались Сильвестр Сталлоне и Курт Рассел (на тот момент ещё не самые знаменитые), а Джоди Фостер после успеха в «Таксисте» хотела сыграть принцессу Лею. Но после бесчисленных прослушиваний Лукас выбрал Марка Хэмилла за его «честность и интеллект», Харрисона Форда за «самодовольство и цинизм», а Кэрри Фишер — за «уверенность и царственный вид».
Однако студию не устраивал риск, связанный с назначением неопытных актёров на главные роли. Поэтому они пригласили сэра Алека Гиннесса на роль Оби-Вана Кеноби. Он стал наставником для молодых людей как на экране, так и за его пределами, и успокоил бы боссов киностудии.
Из примечательных актёров можно выделить:
-
Питер Мейхью, сыгравший в фильме Чубакку. Он имел рост 221 см и до съёмок в кино работал санитаром в больнице. Занимательный факт: образ Вуки навеяла Лукасу его собака породы маламут.
-
Кенни Бейкер, который с ростом 112 см идеально подошёл на роль робота R2-D2.
-
Энтони Дэниэлс (C3PO), который играл во всех без исключения фильмах, включая современные эпизоды, где его могла бы заменить компьютерная графика.
-
Дэйв Проуз — тяжелоатлет и бодибилдер, исполнивший роль Дарта Вейдера. Есть забавный факт: из-за ужасного акцента Проуза персонаж получил голос другого актёра — Джеймса Эрла Джонса. А самого Проуза на съёмочной площадке прозвали «Дарт Фермер».
Съёмки начались 25 марта 1976 года. По сценарию большая часть сцен (особенно в начале фильма) была связана с пустынной планетой Татуин — домом Люка Скайуокера и пристанищем Бена Кеноби. Поэтому Лукас в качестве места съёмок выбрал пустыню Туниса близ города Татавин (собственно, название Татуин пошло именно от него). На постройку декораций города Мос-Айсли, даже с учётом того, что задействовались уже построенные дома, ушло порядка двух месяцев. Несколько тонн реквизита привезли самолётами из Америки и Англии.
Денег катастрофически не хватало, поэтому съёмочная группа и сам режиссёр экономили буквально на всём — от еды до перелётов. Жара, песок и сильный ветер вносили дополнительные трудности: попадая в механизмы роботов и съёмочного оборудования, они мешали движению и затрудняли процесс съёмок.
Спустя три месяца команда попрощалась с тунисской пустыней и переместилась в студию Лондона, где продолжила съёмки других сцен фильма, связанных с космосом и боями. Посмотреть другие локации, где снимали другие эпизоды «Звёздных войн», можно в этой статье.
А теперь поговорим подробнее о том, как решали главную проблему того времени — создание спецэффектов без использования компьютерного видеомонтажа.
Технологии и примечательные эффекты
Всего в фильме используется более 365 специальных эффектов, что стало абсолютным рекордом того времени. Но для реализации столь насыщенных сцен Лукасу пришлось постараться. Ещё в 1971 году он создал киностудию Lucasfilm LTD, которая сняла «Американские граффити». Но для съёмок «Звёздных войн» требовалось околонаучное подразделение, специализирующееся на спецэффектах. У 20th Century Fox ничего подобного не было, и в 1975 году он основал компанию Industrial Light & Magic (ILM), спустя два года изменившую индустрию кино.
Главным пригласили Джона Дайкстра, который собрал вокруг себя группу художников и инженеров для создания фильма. Работы было много — Лукас хотел сделать детализированную съёмку космических баталий, которая напоминала бы документальную хронику. Но как добиться реалистичности, используя небольшие макеты космических объектов?
Дайкстра решил проблему изящно: зачем двигать макеты относительно камеры, когда можно наоборот — двигать камеру относительно макетов? Это позволит полностью контролировать параметры камеры и снимать сцены слоями. То есть повторять проход камеры с высокой точностью мимо разных объектов, под одним и тем же углом и с постоянной скоростью. Чтобы потом наложить изображения, словно маски. Революционная идея для того времени, ведь раньше работали только со статичной камерой.
Например, сначала проводится съёмка истребителя повстанцев, затем — поверхности Звезды Смерти и отдельно — звёздного неба и стрельбы бластеров. Каждый объект располагается на синем фоне для того, чтобы потом было проще накладывать маски вокруг силуэтов. Камера управляется с компьютера и контролирует 12 параметров: скорость перемещения, ориентацию по осям, фокусное расстояние, экспозицию и так далее, записывая их в течение 30 секунд.
Механически камера двигалась по специальным рельсам на кран-телеге. Проходы мимо объектов повторялись, а чтобы всё это воспроизвести и наложить слои, использовались так называемые оптические принтеры — устройства, в которых несколько кинопроекторов механически связаны с камерой. Это позволяло транслировать записи разных слоёв (скажем, звездолёта и Звезды Смерти) и накладывать изображение на одну общую плёнку, добиваясь синхронности.
Систему шутливо назвали «Дайкстрафлекс» в честь руководителя ILM. Интересно ещё то, что для съёмок использовались достаточно старые камеры VistaVision — широкоформатные, в которых 35-мм плёнка двигалась горизонтально. Это создавало определённые преимущества, однако формат устарел (ему на смену пришли 70-мм киноплёнки) и с 1963 года при съёмках не применялся. Дайкстра вдохнул в них новую жизнь и смог получить отличное качество изображения в динамике. Площадь негатива плёнки за счёт горизонтального движения была больше, что позволило захватывать больше элементов и лучше работать с композицией кадра.
Чуть больше чем за год работы ILM изготовили на своей студии в Калифорнии тысячи макетов и механизмов роботов, часть из которых переслали в Лондон для съёмок, а другую часть использовали на месте в Америке. Самой крутым стал, конечно, «Сокол Тысячелетия» — макет имел длину порядка пятидесяти метров и весил под двадцать тонн. Его части перевозили самолётами и собирали в отдельном ангаре за городом.
В 1978 году Джону Дайкстра был присуждён «Оскар» за технические достижения, настолько это была революционная штука задолго до компьютерного монтажа. Но давайте посмотрим, как создавались некоторые самые запоминающиеся штуки из первых «Звёздных войн»
Световые мечи — главное оружие джедаев. Но, конечно, они не нарисованы на компьютере, потому что в то время это было невозможно. Реквизитом выступили деревянные мечи, на которые нанесли светоотражающий состав, как на дорожных знаках. Затем сверху наложили отрисованную вручную анимацию, как в мультфильмах, синхронизировали звук и… Получилась очень крутая штука даже по современным меркам.
Роботы и живность — результат кропотливой работы декораторов. Актёры, исполнившие роли R2-D2 и C3PO, проводили часы на жаре, будучи совершенно слепыми и с ограниченным доступом воздуха. А другие персонажи получились не менее колоритными — чего стоят только сцены с Дартом-Вейдером или с баром на Мос-Айсли (просто оцените объём работы):
Ощущение пространства — при ограниченном бюджете Лукас не мог позволить себе строить огромные многоэтажные конструкции под разные сцены. На создание одного «Сокола Тысячелетия» ушло несколько сотен тысяч долларов. Поэтому ILM шли на хитрости. Например, в сцене, где Оби-Ван Кеноби пробирается по коридорам «Звезды Смерти», чтобы отключить удерживающий луч, нужно было создать ощущение высокой шахты. Для этого применили систему Дайкстрафлекс, но в качестве фона использовали рисунок художника на стекле. Это позволило создать чувство перспективы и потрясающий реализм.
Финальная битва с имперцами, которая кончается уничтожением «Звезды Смерти» — ключевая сцена всего фильма, особенно важная для Лукаса. И, конечно, самая сложная и дорогая. Для этой сцены построили макеты размером порядка 10 на 10 метров, имитирующие разные участки поверхности с тысячами мелких элементов: шлюзов, башен, пушек и прочего. Движущиеся камеры периодически сталкивались с макетами, а на поверхности рвались пиропатроны, имитирующие взрывы — из-за этого приходилось регулярно реставрировать макеты для следующих дублей.
Что касается динамики, то здесь Лукас поставил задачу чётко: сделать так, чтобы движение космических кораблей напоминало хроники Второй Мировой войны, только в хорошем качестве. Как вспоминал режиссёр, они посмотрели сотни часов записей, чтобы максимально имитировать движение самолётов-истребителей. Результат получился блестящим: ничего подобного раньше в кино не встречалось.
Бегущий текст в начале фильма, на самом деле, не был чем-то оригинальным. Помните, что Лукас изначально хотел снимать комиксы про Флэша Гордона? Собственно, этот приём один в один использовался в начале каждой серии оригинального сериала 40-х годов (даже музыка чем-то отдаленно похожа).
Кстати, вот в этом документальном фильме про создание спецэффектов рассказывается подробнее (причём тут идёт речь про всю оригинальную трилогию, а не только эпизод «Новая надежда»).
Успех и роль в истории
Процесс съёмок и монтажа был очень болезненным для Лукаса, и тот часто переживал приступы депрессии из-за сжатых сроков и превышенного бюджета. Дополнительно происходили конфликты и на площадке. Например, оператор Гилберт Тейлор начисто отказался следовать указаниям Лукаса по движению камеры и высказал особое мнение на этот счёт. Только вмешательство боссов смогло погасить конфликт.
Другая проблема возникла с монтажёром. Когда уже в 1977 году Лукас увидел первый вариант, то был поражён слабым качеством и отсутствием динамики. Режиссёр вынужден был сменить команду и взял в неё монтажёров Пола Хирша и Ричарда Чю, которые в авральном режиме перемонтировали фильм с нуля за несколько недель.
Несмотря на все трудности, съёмки были официально закончены 22 апреля 1977 года, когда команда взорвала модель крейсера повстанцев. Суммарные затраты в итоге составили 11 млн долларов против 8 млн, изначально выделенных студией. Из них на спецэффекты ушло в районе 4 млн долларов — огромные по тем временам деньги.
Возможный успех картины вызывал у всех большие вопросы:
-
Актёрам казалось, что их диалоги и игра не смогут никого впечатлить. Например, Харрисон Форд полагал, что присутствие в фильме «принцессы с булочками из волос» и «гиганта в костюме обезьяны» выглядит странно.
-
Боссы киностудии настолько не верили в успех картины, что Лукас смог подписать контракт, по которому 40% прибыли от проката и продажи атрибутики пойдёт к нему в карман. По иронии судьбы именно это спустя десятилетие сделало его самым богатым режиссёром Голливуда, наряду со Стивеном Спилбергом.
-
Предварительный монтаж, который Лукас показал своим друзьям Брайану де Пальма и Стивену Спилбергу, тоже был подвергнут жестокой критике за детскость и наивность.
Самым страшным стало то, что ближе к премьере 25 мая 1977 года кинотеатры отказались от проката картины, предрекая ей провал. Однако надо отдать должное боссу киностудии Алану Лэдду, который использовал форменный шантаж. Дело в том, что одновременно со «Звёздными войнами» на экраны должен был выйти фильм «Другая сторона полуночи» по бестселлеру Сидни Шелдона, тоже снятый на студии 20th Century Fox. Лэдд заявил: «Хотите показать этот фильм? Только вместе со „Звёздными войнами“». По сути, это не оставило кинотеатрам выбора.
В итоге студия убедила 43 кинотеатра показать фильм. За первые выходные «Звёздные войны» заработали 1 554 475 долларов, а суммарные сборы по всему миру (кстати, особенный успех фильм получил в Японии — возможно, из-за всех отсылок к самураям) составил 775 398 007 долларов. То есть более чем в 11 раз покрыл затраты. Фильм получил 7 главных «технических» премий Оскар за эффекты, музыку, грим и прочее.
Вся команда ILM получает заслуженные Оскары за свою работу, 1978 год:
В 1997 году после того, как Джордж Лукас закончил работу над спецэффектами к фильму «Парк Юрского периода», он решил переоцифровать «Новую надежду», потому что компьютерные технологии уже давали необходимую свободу. Получилось как раз приурочить к 20-летней годовщине выхода картины и сделать так, чтобы Лукас смог воплотить все свои мечты, ограниченные при съёмках оригинального фильма.
Сейчас «Эпизод IV. Новая надежда» (который изначально назывался просто «Звёздные войны») в необработанном виде можно найти только на торрентах. И многим эти эффекты могут показаться сейчас смешными и наивными. Но именно работа Лукаса, Декстра и команды ILM над оригинальными «Звёздными войнами» определила стандарт всей киноиндустрии на следующие пять десятилетий.
Конечно, после «Новой надежды» были не менее успешные «Эпизод V. Империя наносит ответный удар» и «Эпизод VI. Возвращение джедая», но про их съёмку нужна будет отдельная статья.
P.S. У многих фанатов вселенной «Звёздных войн» эпизоды I-III уже вызвали некоторое отторжение. А уж про «творение» Disney и говорить не приходится. Делитесь в комментариях, считаете ли вы эпизоды I-III лучше оригинальных частей и как вы относитесь к самым новым частям.
НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
— 15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.