Эта статья входит в число добротных статей

VistaVision

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Размеры и расположение кадра «VistaVision». Сплошной линией обозначен размер кадра негатива, а штрих-пунктирной — контактной фильмокопии

VistaVision, Vistavision Motion Picture High-Fidelity (в советских и российских источниках «Виставижн» или «Виста-Вижн») — широкоэкранная кинематографическая система, использующая для съёмки стандартную 35-мм киноплёнку, движущуюся в киносъёмочном аппарате горизонтально, и сферическую (аксиально-симметричную) оптику[1]. Продольное расположение кадра большой площади позволяет получать изображение высокого качества.

Историческая справка[править | править код]

Распространение телевизионного вещания в конце 1940-х годов заставило кинопроизводителей искать новые технические решения, чтобы вернуть зрителей в кинотеатры за счёт повышения зрелищности кинопоказа. Одним из таких решений стала разработка широкоэкранных систем кинематографа, приближающих форму и размеры киноэкрана к полю зрения человека. Первыми широкоэкранными системами стали панорамные, в том числе самая известная из них: «Синерама», дебютировавшая в сентябре 1952 года. Через полгода появилась первая широкоэкранная система с анаморфированием CinemaScope, разработанная компанией 20th Century Fox[2]. Ещё одним вариантом широкоэкранного кино стал кашетированный формат кинокомпании Paramount Pictures, выпустившей в 1953 году фильм «Шейн» с соотношением сторон кадра 1,66:1. Фильмокопия на 35-мм киноплёнке со стандартным шагом кадра в 4 перфорации содержала изображение кадра уменьшенной по сравнению с классическим форматом высоты, который демонстрировался на экране увеличенной ширины короткофокусным объективом[3].

Такая технология быстро стала популярной из-за своей простоты и возможности оснащения широким экраном существующих кинотеатров с оборудованием для классического кинопоказа. Однако, уменьшенная площадь кадра негатива сказывалась на качестве изображения: зернистость и дефекты стали заметнее из-за возросшего увеличения при проекции. Одним из решений проблемы стало применение кадра негатива большей площади, чем кадр фильмокопии, поскольку на экране видима только зернистость негативной киноплёнки, гораздо более заметная, чем у позитивной. Кроме того, резкость и детализация позитива, отпечатанного с оптически уменьшенного негатива, выше, чем у контактной фильмокопии того же формата[4].

В результате, кинокомпания «Парамаунт» в 1954 году запустила систему VistaVision с большим размером негатива, пригодную как для производства уменьшенных кашетированных фильмов, так и контактных фильмокопий высокого качества[5][6].

Техническое описание[править | править код]

Киносъёмочный аппарат «Mitchell» для съёмки в формате «VistaVision»

Система VistaVision эксплуатировалась до 1962 года и использовала 35-мм негатив с продольным расположением кадра (так называемый «горизонтальный кадр») и шагом в 8 перфораций. Стандартная частота съёмки и проекции — 24 кадра в секунду. Размер кадра на негативе составлял 37,72×25,17 мм[7][8], но при печати совмещённых фильмокопий контактным способом часть изображения отрезалась для размещения оптической фонограммы, записанной по псевдостереофонической системе «Перспекта»[9][10]. В этом случае размер кадра фильмокопии составлял 36×18,34 мм с соотношением сторон 1,96:1[11][12].

Таким образом, формат оригинального негатива VistaVision был только производственным. Контактным способом фильмы печатались очень небольшими тиражами, предназначенными, главным образом, для премьерных показов и кинофестивалей. Такой формат позитива требовал специальных кинопроекторов, более дорогих и сложных, чем обычные из-за удвоенной скорости движения киноплёнки и её хода в трёх плоскостях[* 1]. Большая площадь кадра позволяла удвоить световой поток проектора и тем самым повысить яркость экрана или увеличить его размеры[14]. В то же время, из-за особенностей кинематики кинопроекторов VistaVision, их невозможно было сделать двухформатными, как это удалось в 70-мм аппаратуре[15].

Близкой альтернативой контактным фильмокопиям были анаморфированные с соотношением сторон кадра 2,0:1, но к концу использования киносистемы «Парамаунт» отказался от такой печати в пользу кашетирования[16]. Для широкого проката предназначались копии, отпечатанные оптическим способом с кадром, расположенным поперёк плёнки. Такие копии кашетированного формата были пригодны для проката в обычных кинотеатрах. Соотношение сторон кадра могло быть трёх значений — 1,48:1, 1,66:1 или 1,85:1[17][18], основным из которых было первое, поскольку в наибольшей степени соответствовало формату негатива[19]. Все остальные форматы кадра достигались разной степенью кашетирования. Оригинальное соотношение сторон на негативе составляло 1,48:1[20]. Первый фильм в этой системе — «Белое Рождество» (англ. White Christmas) — снят на студии «Парамаунт» в 1954 году[21]. Его премьера состоялась 14 октября 1954 года в нью-йоркском мюзик-холле «Радио-Сити»[22][23].

Распространение[править | править код]

Кадр из классического вестерна «Искатели», снятого в формате «VistaVision»

С 1954 по 1963 год система использована для съёмки около ста кинокартин, в числе которых «Война и мир», «Десять заповедей», «Поймать вора», «Неприятности с Гарри», «Человек, который слишком много знал», «Головокружение» и «К северу через северо-запад»[17]. После появления мелкозернистых негативных плёнок и многочисленных 70-мм форматов, «VistaVision» устарел и был выведен из эксплуатации к началу 1960-х годов. Решающую роль сыграл успех широкоформатных киносистем с меньшими динамическими нагрузками на киноплёнку из-за небольшого шага кадра, и возможностью создания универсальных двухформатных кинопроекторов 35/70-мм[15]. Оптическая звукозапись по системе «Перспекта» также не могла конкурировать с многоканальными магнитными фонограммами более современных киноформатов. Последней кинокартиной, снятой по системе «VistaVision» стала «Шесть моих возлюбленных», вышедшая в прокат в 1963 году[16].

Однако, в последующем, некоторые киностудии использовали его при съёмке рабочего материала с высоким разрешением для отдельных комбинированных сцен. Постановщик спецэффектов Джон Дайкстра в 1975 году использовал камеры «VistaVision» для съёмки комбинированных кадров киносаги «Звёздные войны». Отдельные сцены фильмов «Начало»[24], «Матрица»[25], «Пёрл Харбор»[26] и кинотрилогии «Назад в будущее»[27] были также сняты в этом формате для производства спецэффектов. Для этих же целей по сей день используются усовершенствованные киносъёмочные аппараты этого формата, приспособленные к современным технологиям кинопроизводства. Система автоматического повтора перемещения камеры Vista Flex, использовавшаяся при съёмках комбинированных кадров картины «Звёздный путь», также основана на аппаратуре формата «VistaVision»[28].

Размеры и расположение кадра формата, близкие к размерам кадра малоформатной фотоплёнки, в некоторых случаях позволяют использовать для изготовления исходного негатива фотоаппараты. Так, для комбинированных съёмок некоторых сцен фильма «Индиана Джонс и храм судьбы» был использован модифицированный фотоаппарат Nikon F3 с кассетой на 16 метров 35-мм киноплёнки. Замедленная съёмка сцен в шахте на уменьшенном макете потребовала очень маленького киносъёмочного аппарата, в роли которого выступил Nikon с моторным приводом, дополнительно оснащённый контргрейфером. В результате получен негатив формата «VistaVision» для дальнейшего совмещения с другим изображением[29].

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. В 1955 году всего 12 кинотеатров были оборудованы такими кинопроекторами[13]

Источники[править | править код]

  1. Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 42.
  2. SinemaScope (англ.). Film Formats. Cinematographers. Дата обращения: 26 июня 2015. Архивировано 9 января 2012 года.
  3. Early evolution from Academy to Wide Screen ratios (англ.). The American WideScreen Museum. Дата обращения: 28 мая 2012. Архивировано 12 августа 2012 года.
  4. Проблемы панорамного и широкоэкранного кинематографа, 1958, с. 96.
  5. Основы кинотехники, 1965, с. 497.
  6. Martin Hart. The Development of VistaVision: Paramount Marches to a Different Drummer (англ.). The American WideScreen Museum (1996). Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано 17 июня 2012 года.
  7. Мир техники кино, 2012, с. 41.
  8. Specifications at a glance - VistaVision (англ.). The American WideScreen Museum. Дата обращения: 21 мая 2012. Архивировано 17 июня 2012 года.
  9. От немого кино к панорамному, 1961, с. 73.
  10. Robert Fine. PERSPECTA - the All-Purpose Recording and Reproducing Sound System (англ.). Fine Sound, Incorporated. Дата обращения: 13 октября 2015. Архивировано 28 июля 2015 года.
  11. Основы кинотехники, 1965, с. 498.
  12. Гордийчук, 1979, с. 23.
  13. Проблемы панорамного и широкоэкранного кинематографа, 1958, с. 59.
  14. От немого кино к панорамному, 1961, с. 72.
  15. 1 2 От немого кино к панорамному, 1961, с. 89.
  16. 1 2 Vista Vision (англ.). Film Formats. Cinematographer. Дата обращения: 7 сентября 2014. Архивировано 12 января 2015 года.
  17. 1 2 Мир техники кино, 2012, с. 42.
  18. VistaVision's Aspect Ratio (англ.). The American WideScreen Museum. Дата обращения: 9 мая 2012. Архивировано 17 июня 2012 года.
  19. Основы кинотехники, 1965, с. 499.
  20. Проблемы панорамного и широкоэкранного кинематографа, 1958, с. 95.
  21. Гордийчук, 1979, с. 13.
  22. Системы кино и стереозвук, 1972, с. 29.
  23. Принципы широкоформатного кинематографа, 1962, с. 76.
  24. Technical specifications for «Inception» (англ.). IMDb. Дата обращения: 13 июня 2012. Архивировано 22 сентября 2012 года.
  25. Technical specifications for «Matrix» (англ.). IMDb. Дата обращения: 17 июня 2012. Архивировано 22 сентября 2012 года.
  26. Technical specifications for «Pearl Harbour» (англ.). IMDb. Дата обращения: 13 июня 2012. Архивировано 12 августа 2012 года.
  27. Technical specifications for «Back to the future» (англ.). IMDb. Дата обращения: 13 июня 2012. Архивировано 22 сентября 2012 года.
  28. Техника кино и телевидения, 1982, с. 61.
  29. Chapter 5: Fulfillment of an adventure (англ.). The Making of. The Raider.net. Дата обращения: 27 июля 2013. Архивировано 19 августа 2013 года.

Литература[править | править код]

  • И. Н. Александер, А. С. Хайкин. Комбинированные съёмки в кинофильмах // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1982. — № 9. — С. 61—68. — ISSN 0040-2249.
  • М. З. Высоцкий. Системы кино и стереозвук / Эйсымонт Л. О.. — М.: «Искусство», 1972. — 336 с. — 3500 экз.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Е. М. Голдовский. Принципы широкоформатного кинематографа / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1962. — 211 с.
  • Е. М. Голдовский. Проблемы панорамного и широкоэкранного кинематографа / Н. Д. Панфилов. — М.: «Искусство», 1958. — 188 с. — 5000 экз.
  • Голдовский Е. М. От немого кино к панорамному / Н. Б. Прокофьева. — М.,: Издательство Академии наук СССР, 1961. — 149 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 12—19.
  • Б. Н. Коноплёв. Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
  • Н. А. Майоров. Широкоэкранные системы кинематографа // «Мир техники кино» : журнал. — 2012. — № 4 (26). — С. 35—44. — ISSN 1991-3400.
  • Типы и форматы киноплёнки // The Essential Reference Guide for Filmmakers = Краткий справочник кинематографиста. — Rochester: Eastman Kodak, 2007. — С. 35—48. — 214 с.

Ссылки[править | править код]

  • Vista Vision (англ.). The American WideScreen Museum. Дата обращения: 3 марта 2015.