Это место могло шокировать неподготовленного посетителя. Небольшая душная коморка, в которой толпятся разношёрстные граждане невольно порождала тревожные мысли.
Помню свой первый раз: подвал, неприятные запахи, куча бухла, очень сомнительные люди и дикие оры.
Уже догадались о чём я расскажу? Всё верно, речь пойдёт о компьютерных клубах.
Сейчас подобные заведения выглядят совершенно иначе: появились мощные компы, лицензии, неоновые лампы, симпатичный интерьер и вежливый персонал.
Основной контингент, как и 20 лет назад, представляют школьники всех возрастов. Только теперь от них не пахнет куревом и дешёвым одеколоном, а на столе, в качестве обязательного атрибута, баночка энергетика.
Путь становления
Зародилось явление «компух» еще в 90-е, но пик пришёлся на начало 00-х. Именно тогда клубы появились в городах поменьше. Компьютеры перестали быть предметом роскоши, но позволить себе купить хорошую «машину» по-прежнему мог не каждый. Также далеко не у всех был домашний интернет, а поиграть в популярные Quake, Counter-Strike 1.6 или Warcraft хотелось.
Лично в моём детстве наличие компьютера было совсем необязательно в семейном хозяйстве. Если он и был, то использовался для «рабочих» целей и установка какой-либо игры требовала длительных согласований с родителями. Интернет был строго лимитирован и месячный пакет мог составлять всего 10% от размера игры, поэтому скачать что-то втихую не представлялось возможным.
«Орки» как двигатели технического прогресса
Одним из первых клубов в 1996 году стал «Орки». Чаще всего над названием основатели не сильно ломали голову и брали первое, что попадалось на глаза. Так появились «Матрица», «SkyNet», «Камелот» и т.д.
Вернемся к нашим «Оркам». Предприимчивые товарищи скинулись и купили 12 компьютеров. Один из создателей, Михаил Ломидзе, рассказывал, что в небольшую комнату набивалось по 40 человек. И это при дикой жаре и без туалета.
Тем не менее на пике выручка была очень существенной. Но подстроиться под быстро растущий рынок не удалось. Техника устарела и клиенты ушли к конкурентам, количество которых уже перевалило за несколько десятков.
Примерно такая же история сложилась и у других «игровух»: группка энтузиастов входила в долю, запускала бизнес, а через пару лет доходное заведение превращалось в убыточное. Никто не знал что делать дальше и как удержать клиента. Это уже потом появились маркетинговые стратегии и креативные рекламные кампании.
Олдовые рекламы показали в нашем телеграм-канале.
Что с деньгами?
Преимущество в очереди всегда отдавалось оптовикам. Приходившие компанией школьники брали сразу 5-6 компов на несколько часов, а их сверстники победнее понимали что из себя представляет социальное неравенство.
Час в «игровухе» обходился в среднем в 15 рублей. Если не успел закончить катку, то можно продлить на 5 минут. Это при условии, что кто-то за тобой еще не застолбил место. Если очередь есть, то будь добр на выход.
Многие школьники приходили просто поглазеть. Эдакий твич в условиях нулевых. Наверняка многим встречались и такие товарищи, которые караулили около мест и доигрывали за гостями оставшиеся минуты. Сразу вспоминаются граждане, которые докуривают выброшенные окурки. Были и те, кто просто клянчил сыграть раунд или жизнь. Обычное такие спрашивали на улицах за понятия.
Впрочем, контингент везде очень разнился. Всё зависело от статуса заведения, прайса и порядочности админа.
Всё растащили
Большинство компьютерных клубов держались на плаву максимум несколько лет. Именно этого времени хватало, чтобы компьютер пришел в полную негодность, а комплектующие в виде мышек, ковриков и наушников были растасканы посетителями.
Также после доходного бума учреждения начинали атаковать с двух сторон: местные авторитеты настойчиво втюхивали защиту, а правоохранительные органы начинали проверять лицензии, налоги и т.д.
Пару слов про игры
Я уже упоминал Quake, Counter-Strike 1.6 и Warcraft. Можно вспомнить ещё «Герои Меча и Магии» и GTA. Разумеется, все версии были пиратскими, но ещё на моей памяти в клубах появился Steam.
Я любил WOW. Это было глотком воздуха в моей жизни, на уроках я думал только о своём персонаже и его прокачке. Мы с друзьями рубились в редакторе карт Warcraft 3 в доту. Да, тогда дота была всего лишь одной из карт.
Клубный ренессанс?
Золотой век «Игровух» завершился так же стремительно, как и начался. Неминуемый прогресс сделал компьютеры и интернет общедоступными вещами, а не привилегией.
Говорят, что история циклична. Сейчас мы наблюдаем, как в силу определённых обстоятельств гейминг в России становится всё более ограничен. Комплектующие дорожают, в играх не делают русскую локализацию. Вполне можно предположить, что компьютерные клубы вновь обретут былую популярность.
Пишите в комментариях, ходите ли вы сейчас в «компухи», а также подписывайтесь на наш телеграм.
#игровыеклубы #90е #2000e #олды #cs #wow #warcraft #gta #quake.