Как работает страх в комиксе «Нечто убивает детей»

Как работает страх в комиксе «Нечто убивает детей»

У нас на CrowdRepublic постепенно подходит к концу предзаказ комикса «Нечто убивает детей» — хоррор-истории из 15 выпусков, которая рассказывает про жуткие происшествия в американском городке. Нечто похищает и убивает детей, ребята-очевидцы рассказывают о страшных чудовищах. Спасти детишек может только таинственная Эрика Бойня, которая тоже видит монстров — и убивает их.

Рассказываем, как авторы комикса работают со страхом и чем его подкрепляют для персонажей. Осторожно, в тексте незначительные спойлеры.

Сюжеты про монстров пожирающих детей не новы, их в истории культуры великое множество. Они уходят корнями в далекое прошлое, в котором люди боялись темноты и неизвестности. Самые древние сказания, такие как сказки братьев Гримм, например, учат детей, что ужасы и монстры ожидают их в лесах и темноте, прививают им чувство самосохранения и послушание. Но, как не парадоксально, мы с вами давным-давно не живем в избах на окраинах леса, не боимся ведьм, а умные книжки убеждают современных родителей не использовать страх как инструмент воспитания детей. И все же ужасы и пугалки никуда не исчезли. Как будто всякие бабайки и бугимены просто переехали в месте с нами из деревень и средневековых поселений в наши технически развитые города и теплые безопасные дома, продолжая скрываться в самых темных уголках наших жилищ.

Страх штука живучая и очень хорошо адаптирующаяся к новым условиям, первобытный ужас темноты и неизвестности никуда не исчез. Тем не менее авторам хороших хорроров приходится попотеть. Теперь чтобы кого-то напугать нужно убедить его, что он не в безопасности даже в самом укромном месте — у себя дома или в родном сонном городишке. Для этого современным сценаристам важно гармонично сочетать как первобытные человеческие страхи, так и новые угрозы, которые пугают современных людей, потому что именно такой подход способен по-настоящему пробрать до мурашек.

Авторы «Нечто убивает детей» как раз отлично справляются с этой задачей. Основной ужас истории — пропажа и убийство детей. Угрозу в виде неизвестных монстров сценарист Джеймс Тайнион IV усиливает тем, что делает их невидимыми для взрослых. Этот сюжетный поворот здорово усиливает напряжение, ведь так дети, по сути, лишаются главной своей защиты — поддержки родителей, а читатели наблюдают за тем, как зрелое население города становится беспомощным и быстро впадает в отчаяние попросту не зная, как исправить ситуацию.

К первобытным страхам темноты, монстров и неизвестности Джеймс Тайнион IV добавляет еще один ужас современного человека — страх перед угрозой от некой таинственной и могущественной организации. Этот прием появился сравнительно недавно, но также широко известен и часто встречается в хоррорах про чудовищ и детей. Например, в сериале «Очень странные дела» такой угрозой становится подпольное влияние СССР, которому выгодно проводить бесчеловечные опыты, чтобы выиграть холодную войну. Такие внешние враги, как правило, сильно пугают, внушая экзистенциальный ужас, который приходит от осознания собственного бессилия перед какой-то сильной государственной или международной организацией.

В «Нечто убивает детей» таким скрытым врагом становится Орден Святого Георгия — могущественная организация, которая уже много веков занимается истреблением чудовищ, вот только методы ее вызывают вопросы. Адепты заинтересованы в сохранении тайны существования ордена, и строго следуют правилам, которые далеко не всегда этичны, а порой даже жестоки. Сценарист «Нечто убивает детей» вводит в сюжет Орден святого Георгия сразу по двум причинам, во-первых: чтобы окружить жителей города опасностями разного характера и окончательно лишить надежды на благополучный финал читателя. Во-вторых, чтобы раскрыть главную героиню Эрику. Любопытно, что, когда мы знакомимся с домом Слотеров к нам возвращается понимание, что самый страшный и опасный монстр на земле по-прежнему человек.

Ещё один сюжетный ход — монстры черпают силу из человеческих страхов, зачастую именно детских. В комиксе это не просто особенность чудовищ, это очень важная деталь, которая в некотором роде катализирует ужас персонажей и читателя. Все дети боятся, более того, многие дети любят бояться. Страшные городские легенды про гроб на колесиках и прочую нечисть всегда завораживали нас, и каждый хотя бы раз в детстве пробовал призвать Пиковую даму или напугать товарища выдуманной историей. Страх становится забавой, еще одним способом пощекотать себе нервы перед сном. В «Нечто убивает детей» такое халатное отношение к пугалкам становится фатальным. Сюжет как раз завязывается на том, что герой комикса рассказывает друзьям страшную историю и подбивает их пойти в лес, проверить нет ли там монстра. Его страшилка расходится по всему городу, дети с удовольствием пересказывают ее друзьям и знакомым, и со временем, уже каждый ребенок в городе хотя бы раз слышал сказку про монстра из ущелья. В мире комикса воображение — сильный магический инструмент, которым, в том числе пользуются сами охотники на чудовищ, поэтому много раз проговоренная история, и много раз представленный каждым ребенком монстр со временем обретает форму и становится реальным.

«Нечто убивает детей» — очень продуманное произведение, внутри которого раскрываются самые разные человеческие страхи, более того, автор не просто пичкает нас страшилками, он правильно расставляет акценты и умело комбинирует один вид ужаса с другим, чтобы они гармонично друг друга подкрепляли и усиливали. Мы считаем, что это и стало секретом успеха. В 2022-м комикс получил премию Айснера, самую престижную в этой сфере. А его автор, Джеймс Тайнион IV, удостоился звания лучшего сценариста года. Это очень незаурядное произведение, сочетающее в себе крепкий сюжет и ярких персонажей.

#комиксы #нечтоубиваетдетей #предзаказ.

 

Источник

Читайте также