Как прокачать свою продуктивность с помощью музыки?

Теме “Как повысить собственную эффективность” посвящено тысячи книг и статей, видеороликов и тренингов. И судя по тому, что материалов с каждым днем всё больше и больше, а запросы в гугл не прекращаются — тема сложная, и толком не решенная. Существует сотни подходов к решению, начиная от приёма лекарственных препаратов, заканчивая организацией своего рабочего дня. В этой статьи мы предлагаем довольно необычный способ повысить собственную эффективность — с помощью функциональной музыки.

Этот подход далеко не нов, еще в двадцатом веке в советском союзе пытались повысить эффективность труда заводских рабочий с помощью музыки например, знаменитый опыт на Пермском телефонном заводе. В Америке на широкую ногу развернулась компания “Muzak”, которая сначала писала плейлисты для рабочих на мебельной фабрике, а после — для магазинов, отелей и даже лифтов. Знаменитая расслабляющая музыка, которую мы слышим в кинофильмах, когда персонажи куда-то поднимаются — изобретение “Muzak”.

Разумеется, использование функциональной музыки для повышения продуктивности не является универсальным средством, подходящим для всех и каждого. Строго говоря, этот способ является скорее вспомогательным, который неплохо сочетать с другими способами повышения собственной продуктивности.

Авторами было проработано около сотни книг и научных статей, и результаты исследований представлены нами ниже.

Музыка — это фактор внешней среды, который, воздействуя на организм человека, вызывает у него определенную реакцию. Большинство людей под этим воздействием понимают, прежде всего, изменение настроения. От какой-то музыки становится грустно, от какой-то — радостно. Однако всякий, кто ходил на концерты знает, что музыка также может возбуждать, т. е. вызывать желание двигаться быстрее, активнее. А иногда наоборот — музыка может успокаивать и даже усыплять.

Как эти функции музыки относятся к вашей работоспособности? Дело в том, что в 1908 году, Роберт Йеркс и Джон Додсон, проводя опыта на мышах, выявили, что лучше всего с задачей прохождения лабиринта справляются те мышки, чей уровень стимуляции нервной системы был средним. Позже было показано, что подобная закономерность работает и у людей.

В дальнейшем, уровень возбуждения связали с понятием «мотивация» и на основании этого сформулировали Зако́н Йе́ркса — До́дсона: «Наилучшие результаты в какой-либо деятельности достигаются при среднем уровне мотивации». _Однако, “мотивация” — более широкое, и даже размытое понятие, под которым понимается множество процессов и закономерностей, которые друг с другом зачастую не связаны. Здесь и далее, мы будем использовать понятие “активация”, отражающее некоторый общий уровень возбуждения нервной системы. _Это кажется парадоксальным, ведь большинству кажется, что чем сильнее мотивация, тем больше и лучше человек работает. Однако если заменить слово «мотивация» на слово «стимуляция», то все сразу встает на свои места. Недостаточная стимуляция ощущается как скука, лень или даже апатия — в этом состоянии ничего не хочется делать. А слишком высокая стимуляция, например при сильном гневе или страхе, снижает способность человека размышлять здраво, тратит ресурсы организма и сильно утомляет. Вот и получается, что истина лежит в золотой середине между этими двумя крайними точками.

Мы уже выяснили, что музыка может выступать как возбуждающим, так и успокаивающим воздействием внешней среды на организм. Нетрудно догадаться, что подбирая музыку под какую-то деятельность мы можем выравнивать свой уровень возбуждения таким образом, чтобы он оставался на средних (т.е. оптимальных) значениях. А значит и наша работоспособность будет улучшена.

Звучит заманчиво, не так ли? Но не всё так просто. Существует такое явление как кривая работоспособности. Ниже представлен её график :

Суть в том, что организм человека — не ломовая лошадь, которую можно бесконечно гнать. У него есть определённая динамика работы, под которую неплохо было бы подстраивать ваш рабочий процесс. Можно разделить эту динамику на несколько этапов:

До рабочий этап;
Врабатывание;
Оптимальная работоспособность;
Компенсация;
Выход из работы/отдых;

Разберем каждый из этапов, и определим, как именно мы будем использовать музыку:

До рабочий этап

Вы еще не приступили к работе, но уже подумали об этом. На этом этапе ваша главная задача — переключиться в рабочее состояние. Что это значит? Дело в том, что организм человека обладает определенной физиологической инерцией, то есть ему нужно время для того, чтобы перейти из одного функционального состояния в другое. Разогнать электрохимический сигнал по нейронным цепям, произвести нужные гормоны (и нейтрализовать ненужные), отрегулировать сердечный ритм и так далее. Можете представить это как коридор между двумя комнатами с табличками «Отдых» и «Работа», который организму нужно пройти.

Существует множество различных способов переключения, помимо музыки, о которых мы расскажем в другой раз (подпишитесь, чтобы не пропустить). Если же мы используем музыку, то здесь работают несколько рекомендаций.

Выберите музыкальную композицию, которую вы будете использовать для переключения на работу. Лучше всего подойдет композиция, которая уже ассоциируется у вас с работой, но вы можете выбрать и что-то нейтральное, с чем у вас нет никаких ассоциаций. Эта композиция будет условным стимулом, лампочкой Павлова, которую мы будем использовать для тренировки собственного организма. Как только подумали о том, что пора бы поработать, включайте эту композицию. Как только она закончилась, приступайте к работе (переходите на следующий этап). После некоторого количества повторений (обычно — 10-15 раз), ваш организм выучит связку: «Играет музыка (стимул) — приступаем к работе». И после этого вам будет достаточно включить композицию, чтобы организм начал переключение в фоновом режиме.

Важный принцип — композицию стоит использовать только для переключения на работу. Её не нужно слушать в любых других случаях, иначе вы ломаете условный рефлекс, и вся процедура теряет смысл.

Врабатывание

На этой стадии ваш организм уже начал процесс переключения, но еще не «врубился» в работу. Для разгонки, имеет смысл начать формировать рабочий плейлист с нескольких композиций, организованных по принципу “От менее стимулирующей, к более стимулирующей”. Параметры, по которым можно увеличивать стимуляцию:

Громкость;

Темп — от медленного темпа (например 60-70 ударов в минуту) до быстрого (100-120 ударов в минуту), с постепенным увеличением темпа у каждой композиции. Выяснить темп у ваших композиций вы может на сервисах, вроде[ https://songbpm.com](https://songbpm.com/)

“Тяжесть” — от классической музыки до тяжелого хардрока;

Новизна;

На последнем пункте стоит остановится подробнее. Важное свойство музыки, которое становится важным на этом рабочем этапе — это её новизна. Дело в том, что у высших млекопитающих есть так называемая «реакция на новизну», заключающаяся в повышении общего возбуждения организма всякий раз, когда он сталкивается с новым для себя стимулом. Это обосновано биологически, т.к. любая новизна может быть потенциально опасной, а значит нужно быстро собраться в кучу и решить — убегать или атаковать. И только если новый стимул не опасен для выживания, то можно расслабиться, и изучить его более подробно.

Однако совсем без новизны человек тоже не может, ибо одни и те же стимулы, многократно повторяемые по кругу вызывают противоположный от новизны эффект — торможение и скуку. Поэтому приходится балансировать между двух граней — чрезмерной новизны и полного её отсутствия.

Как использовать этот психофизиологический эффект? Большая часть вашего функционального плейлиста будет содержать уже знакомые и известные для вас композиции. Однако, каждую неделю, можно будет добавлять несколько новых композиций, чтобы противодействовать скуке.

Оптимальная работоспособность

Наконец-то вы работаете! Главная задача музыки на данном этапе заключается в поддержании и усилении вашего “состояния потока”. Понятие потока ввел Михай Чиксентмихайи, хотя явление было известно и до него. Например наш соотечественник, Алексей Ухтомский, примерно за 100 лет до Михая ввел понятие “Доминанты”. Это такое состояние организма, при которой возникает устойчивый очаг возбуждения, и вся другая стимуляция, оказываемая на организм, усиливает этот очаг. В рамках нашей темы устойчивым очагом возбуждение является ваша рабочая деятельность, а усиливающая его стимуляция — это музыка.

На этом этапе главный принцип использования музыки звучит так: «Чем однообразней работа тем разнообразней музыка, и наоборот». То есть если ваша работа предполагает выполнение однотипных операций, которые вы умеете делать, то музыка на фоне должна быть сложной, насыщенной, с нескольким количеством инструментов в композиции. Если же ваша работа требует концентрации, связана с принятием решений и работой с заранее не определенными объектами/ процессами, то музыку стоит либо не включать вообще, либо она должна быть максимально простой, тихой и однообразной.

Важное уточнение. Если ваша работа связана с текстами, либо с общением с людьми, то музыка должна быть без слов, либо на языке, который вам не известен. Связано это с тем, что в мозгу есть отдельный центр обработки языковых сигналов, и если вы читаете текст на русском языке и слушаете песню на русском языке, то мозг будет пытаться обработать два эти сигнала одновременно, и оба сигнала будет мешать друг другу. То есть и текст не прочитаете, и песню не услышите.

Что касается новизны, то здесь использовать новую музыку не стоит, так как она физиологически будет переключать на себя внимание, то есть вы будете отвлекаться от работы.

Компенсация

Рано или поздно наступает физиологическая усталость — вы хуже соображаете, темп работы замедляется и так далее. Вы можете схитрить, и растянуть этот процесс во времени, немного увеличив свою работоспособность с помощью музыки. Здесь имеет смысл включать композиции с переменной стимуляцией, т.е. комбинировать громкость, темп, “тяжесть”, и новизну музыки.

Выход из рабочего процесса

Помните как мы говорили, что организм работает в разных функциональных состояниях, и ему нужно время чтобы переключиться из одного состояния в другое? До этого, мы включались в работу, а теперь нам надо из неё «выключиться», то есть перейти в состояние отдыха. Многие люди об этом принципе не знают и игнорируют его, из-за чего они не могут нормально отдохнуть, поскольку даже на отдыхе их голова всё равно загружена проектами, контрактами, контрагентами, сделками и прочим. А всё потому, что не произошло, что не был осуществлен переход и переключение.

Если мы используем музыку для переключения, то здесь работает такой же принцип, как во врабатывании, только с обратным знаком. Если на этапе врабатывания нам нужно было «разогнаться», то здесь нам нужно наоборот замедлиться. Здесь есть несколько вариантов:

1. Использовать те композиции, которые ассоциируются лично у вас с отдыхом. Например — «летние» песни;

2. Плейлист, организованный по обратному принципу, нежели на этапе врабатывания. То есть композиции располагаются в порядке уменьшения стимуляции;

3. Прослушивание звуков природы: «Шум моря, дождя, прибоя, листвы, ветра, ручья и т.д.»;

Влияние звуков природы

Отдых

На этапе отдыха, большая часть вышеуказанных ограничений спадает. Здесь рекомендуется слушать свою любимую музыку, которая вызывает у вас эмоциональный отклик.

Общие ошибки

Мы рассмотрели то, что надо делать при использовании музыки для повышения личной работоспособности. Теперь рассмотрим то, что делать НЕ НАДО

1. Использовать уже готовые плейлисты, вроде «Музыка для чтения», «Музыка для продуктивности», «Музыка для работы» и .д.

Почему ошибка? Потому что авторы данных плейлистов составляют их не по вышеуказанным принципам (выведенных из многочисленных источников), а по собственному желанию и разумению. Композиции в этих плейлистах зачастую вообще никак не систематизированы, не выстроены по темпу, не адаптированы под рабочие этапы и так далее.

Исключение — если вы привыкли работать под определённые плейлисты, например https://www.youtube.com/c/LofiGirl , то стоит продолжать пользоваться ими;

2. Подбирать музыку с сильным эмоциональным зарядом, вызывающей внерабочие ассоциации;

Представьте себе, что вы сидите на работе, и ваша продуктивность довольно высока. Вдруг по радио, которое играет фоном, вы слышите песню группы “Руки Вверх — Крошка моя”. Пару мгновений, и вас “вырубает”. Детский лагерь, дискотека, первая любовь Наташка, вы неловко приглашаете её на танец, она соглашается…Первая любовь, первый поцелуй, в сердце горит костёр, вся жизнь впереди…

Всё, работа закончена. Теперь следующие пару часов вы будете рефлексировать об упущенных в жизни возможностях, мечтать вернуться в славное детстве и сетовать на несовершенство текущей жизни. Знакомая музыка обладает поистине мощным эффектом включать вас в тот контекст, в котором вы её однажды услышали. Сильнее включает только запах.

Стало быть, подобных композиций на работе стоит избегать, т.е. не включать их в свои функциональные плейлисты, и изолировать себя от радио, по котором эти “хиты” могу играть.

3. Слушать музыку всё время;

Как уже было сказано, функциональная музыка является инструментом, выполняющим определенные задачи. Если переборщить, то музыка потеряет свои полезные функции, и станет либо отвлекающим фактором, либо будет перевозбуждать.

Рекомендуется использовать музыку в течение рабочего промежутка. Его вы можете его определить, например, если привыкли работать с помощью методики pomodoro. Даже на производстве с очень монотонной деятельностью музыка играет всего от двух до пяти раз в день.

Заключение

Резюмируя вышесказанное, музыка является неплохим вспомогательным средством для увеличение вашей личной эффективности. Подбирайте ее под разные этапы кривой работоспособности и избегайте указанных ошибок. Разумеется, эта статья не является исчерпывающим материалом по теме, и мы приветствуем ваши вопросы и уточнения в комментариях, а также ваш собственный опыт использования функциональной музыки.

Подписывайтесь на ресурсы Авторов статьи чтобы получать новые материалы :

 

Источник

Читайте также

Меню