Как принять участие в Game Jam и получить удовольствие?

Вступление

Привет! Я Рина, в телеге сижу под ником Tyrinasaurus kex. Ухожу от реальности, пишу истории, веду свой маленький пабличек и протаптываю нелёгкий путь в геймдев. Сперва я начала с курсов по гейм-дизайну, затем пришла на канал “Ступени геймдева”, познакомилась со множеством вдохновляющих людей и получила первый опыт разработки игр на геймджемах. Теперь же дорога привела меня в “Indie Go” – молодое сообщество разработчиков, желающее помочь своим коллегам в развитии российского геймдева.

В этой статье я хочу поделиться личным опытом участия в джемах, а также дать несколько полезных советов. Кроме того, мне очень важно донести до всех новичков, что джемы – крайне полезны на их карьерном пути, и что бояться совсем не нужно.

Game Jam – это что за варенье?

Давай-ка разберёмся, что такое Game Jam. Понятное дело, это склейка двух английских слов, первое из которых абсолютно точно значит «игра». А вот «jam» в данном случае никакое не «варенье», а «импровизация»! Это понятие пошло от джазовых музыкантов, которые собирались и просто наигрывали приходящие в голову мелодии. Вот и выходит «игровая импровизация».

Я не буду вдаваться в историю этого мероприятия – мы тут не за этим – лишь объясню, как оно проходит:

  • Регистрация

Капитаны команд регистрируются на геймджем. Это может быть как один человек, разрабатывающий игру в соло, так и команда из программистов, художников, аниматоров, нарративных и/или гейм-дизайнеров, даже звукорежиссёров. Обычно информацию и о регистрации, и о правилах джема можно найти в анонсах: организаторы дают ссылки на странички в соц.сетях, свои сайты и прочее. Где-то нужно заполнить google форму, а где-то, например, в discord, пообщаться с ботом.

  • Церемония открытия

В назначенное время организаторы джема приветствуют участников, представляют жюри и открывают тему джема. Она может быть абсолютно любой (навсегда запомню тему «человек-бензобак»). Её либо придумывают сами организаторы, либо участники в период регистрации предлагают свои варианты, из которых составляется топ необычных тем, а рандомайзер выбирает ту самую.

  • Активная разработка

Когда тема объявлена, напутственные слова сказаны, а волосы на голове выдраны от осознания «крутости» темы, участники начинают «пилить игры». Сроки определяются организаторами. Классический геймджем проходит за 2-3 дня, но бывают и недельные, и даже длиной в месяц.

  • Дедлайн

И вот, пришёл он – дедлайн. Кто что успел, тот то и выкладывает. Обычно билды – так называют собранный прототип – заливают на заранее обговорённую платформу. Зачастую это сайт itch.io, хотя может быть и специальное место в Discord или Google Docs. Иногда организаторы дают дополнительный час для загрузки билдов (но, пожалуйста, не рассчитывай на это!).

  • Голосование

После дедлайна и участники джема, и судьи играют в предоставленные прототипы, делятся впечатлениями и проставляют баллы. Обычно игры оценивают по следующим параметрам:

  • Геймплей – насколько понятно и удобно играть;
  • Визуал – красота, проработанность, цвета;
  • Раскрытие темы – читается ли она в игре и геймплее.

Однако также бывают и местные номинации: лучшая игра, приз зрительских симпатий, инновационность и т.д.

  • Объявление результатов

Когда жюри поиграло во все прототипы и выставило оценки, организаторы начинают церемонию награждения. Судьи высказывают мнение об играх в целом или о каких-то конкретных, объясняют своё решение и подводят итоги. Призы на геймджемах зависят от размаха мероприятия и его организаторов: где-то это курсы повышения квалификации, где-то – ключ к игре или прикольный мерч, а где-то – спонсорство победившего проекта.

Теперь давай подытожим: геймджем – это конкурс, где команды за короткий срок делают играбельный прототип на заданную тему. Всё просто и ничуть не страшно 🙂

Зачем мне эти ваши «варенья»?

Ну как «зачем»? Мазать на хлеб своего резюме, конечно! Ты можешь прослушать множество курсов по программированию и дизайну, прочесть не одну книгу от авторитетов геймдева, смотреть каждый день видео с каналов вроде IGM или StopGame, но, к сожалению, это всё не даст тебе практического опыта.

Джемы хороши тем, что ты можешь на время почувствовать себя частью индустрии, узнать, каково это – создавать игру и работать в команде. И, что ещё важно, ты поймёшь, хочешь ли вообще этим заниматься (но не ограничивайся одним-единственным джемом! Впечатления могут разниться!).

Кроме того, будем честны, делать свой соло-проект очень муторно и не у каждого хватает запала и дисциплины (например, у меня). А на джеме ты создашь маленькую игру за короткий срок, которую, при желании, можно развивать сколько угодно!

Итак, геймджем даст тебе:

  • Практический опыт;
  • Проект в портфолио;
  • Возможность почувствовать себя частью индустрии;
  • Общение и знакомства с людьми из геймдева;
  • Навыки работы в команде;
  • Апгрейд твоих профессиональных навыков;
  • Понимание, хочешь ли ты в принципе в геймдев?

А где варить? А с кем варить?

Найти геймджем по вкусу не так уж и сложно. Например, на itch.io есть целый календарь джемов. Также ты можешь поискать геймдев-сообщества в соц.сетях и следить за анонсами от онлайн-школ программирования и дизайна.

Теперь поговорим о том, как найти команду. Ну, во-первых, не бойся! Ты можешь думать, что ни ты, ни твои навыки никому не нужны – бред! Скажу честно, программисту или художнику действительно найти команду проще, чем нарративному или гейм-дизайнеру. Но место обязательно найдётся каждому! Есть такие люди, которые не хотят брать на себя слишком много: программист желает только писать код, а художник – создавать спрайты. Кому-то всё равно нужно заняться оформлением идеи, сюжетом, координацией работы в команде. Я в каждом своём джеме совмещала роли и нарративного дизайнера, и администратора, что снимало нагрузку на остальных членов команды. Так что не робей! 🙂

Искать соратников ты можешь как в геймдев сообществах, в которых состоишь, так и в группах конкретного геймджема. Организаторы часто создают мини-чатик, в котором участники рассказывают о себе и пишут, кто требуется в команду. Однако я тебе настоятельно рекомендую найти людей заранее, если получится. По крайней мере так будет достаточно времени подготовиться и обговорить ваши действия на конкурсе.

Также важно, чтобы у вас более-менее совпадали цели: есть те, кто хочет выиграть джем, а кому-то нужен проект в портфолио, кто-то же идёт туда по приколу. На мой взгляд, идти на джем ради победы и получения призов – заранее провальная идея. Вы будете думать о том, как сделать идеальный проект, каких инновационных фичей в него напихать, появятся претензии к сокомандникам за то, что они недостаточно стараются… В общем, ничего кроме склок и стресса вы от джема не получите. Лично я хожу на джемы ради того, чтобы размять мозги и пополнить портфолио:)

Подготовка к варке

Что ж, ты таки зарегистрировался на джем? Молодец! Могу дать тебе несколько советов, как сварить это варенье и не помереть в процессе 😀

  • Свободное время

Желательно предупредить своё окружение о том, что на некоторое время ты выбываешь из обычной жизни. А то сидишь так на созвоне с командой, а тебе говорят сходить в магазин, зовут в кино или на дачу к бабушке. Также посмотри, что важного ты сможешь сделать до джема, а остальное перенеси. Это и очень весёлое, и очень стрессовое мероприятие, потому важно сохранять концентрацию и не распыляться.

  • Провиант

Рекомендую закупиться продуктами (но не одними чипсеками!). Постарайся сделать своё питание и простым, и разнообразным одновременно. Ни в коем случае не перебивайся с бутера на дошик! Тебе нужен проект в портфолио, а не проблемы с ЖКТ. Хотя, конечно, никто не запрещает баловать себя любимым закусоном. Просто помни о своём здоровье <3

  • Рабочее пространство

Разгреби стол, проверь состояние техники, интернет-подключение, обнови приложения, подготовь папки в гугл-доках. Если участвуешь с командой – заведите свой discord-сервер для созвонов. Пусть всё необходимое будет под рукой! Обычно я, как администратор, занималась этим заранее и потом просто добавляла сокомандников в подготовленные пространства: discord, google docs, trello, miro и прочее.

  • Душа и тело

Перед джемом хорошенько выспись. Не нагружай мозги мемами и соц.сетями – это заблокирует твоё воображение и помешает здраво мыслить. Лучше сходи в зал или на прогулку, приберись, помой посуду, заготовь еды. Занятия физической активностью помогут тебе и во время джема: организм займётся выработкой гормонов счастья, а мозг в фоновом режиме будет думать над поставленной задачей. Как-то раз я была просто в ступоре от темы джема. В голове – вакуум, а делать что-то нужно. Поэтому я пошла на прогулку и просто залипала на небо, деревья, людей. Идеи свободно бурлили внутри, пока на поверхность не всплыло несколько стоящих.

  • Выбор лидера

Этот пункт важен, если ты участвуешь в джеме с командой. Обязательно выберите того, кто будет координировать вашу работу и ставить задачи. Это может быть либо самый опытный человек, либо самый ответственный и инициативный. Пусть он будет вашим проджект-менеджером.

Все эти советы опциональны и основаны на личном опыте. Ты и твоя команда сами решите, как вам лучше подготовиться. Но, самое главное, не бойтесь и не ставьте своей целью сделать ААА проект. Идите на джем в весёлом ожидании творческого процесса и тренировки своих навыков!

Время варить!

И вот прошла церемония открытия, организаторы объявили тему, – наверняка это какой-то треш! – вы с командой рвёте волосы и думаете «ну какооой дурак это придумал?!» Без паники! Я не зря говорила отказаться от ненужной информации перед джемом (надеюсь, ты последовал этому совету). Если твой мозг долгое время пробыл без дела, сейчас он более чем готов генерировать новые идеи! А теперь переходим к плану действий:

  • Генерация!

Для начала пусть каждый из вас 15-20 минут подумает над идеей игры. Рекомендую всем вместе зайти в Miro и написать свои мысли на виртуальной доске. Пишите просто всё, что придёт в голову! Пусть каждый выдаст хотя бы по 5 идей. И да, важное правило: желательно создавать игру от геймплея, а не от нарратива. Это значит, что сначала нужно придумать интересную механику, а уже потом привязывать к ней сюжет, персонажей, атмосферу и прочее.

  • Брейншторм

Теперь пришло время устроить общий созвон и обсудить то, что вы придумали. Посмотрите, может какие-то идеи сочетаются друг с другом? Что будет сделать проще, а что нет? Сможет ли программист реализовать конкретную фичу в срок? Как увязать геймплей и сюжет? Успеет ли художник отрисовать спрайты? Что ещё потребуется? И, пожалуйста, при обсуждении будьте вежливы и уважительны. Вы здесь, чтобы вместе творить и получать удовольствие от процесса, а не грызться и выяснять, кто лучше. И ещё кое-что: не замахивайтесь на ААА проект! Это должен быть маленький играбельный прототип, а не убийца Skyrim. Здраво оценивайте свои время и возможности.

  • Постановка задач

И вот вы определились с механикой, сюжетом, персонажами, нашли референсы, всё обсудили. Пора расписать задачи в порядке их приоритетности. В этом может помочь Trello, хотя есть и другие похожие ресурсы. Также не забывайте о постановке технического задания: оно должно быть структурированным, читабельным и конкретным, с референсами. Будет плохо, если в последний момент вы обнаружите, что программист реализует не ту фичу, художник отрисовал не того главного героя, а сюжет вообще ушёл от дарк фэнтези к киберпанку! Поэтому общайтесь друг с другом по делу и не стесняйтесь задавать вопросы.

  • Выполнение своей части работы

Здесь, думаю, всё понятно. Старайся выполнять свои обязанности качественно и оперативно, ведь от тебя зависит твоя команда! Если вдруг произошёл форс-мажор – поставь их в известность, чтобы скорректировать проект. Коли чувствуешь, что что-то не получается и/или твоя работа не нравится остальным – обсудите это. Можно либо оставить, как есть, либо найти другие варианты. Главное, чтобы никто из вас не получил после джема выгорание и чувство полного отвращения к профессии.

  • … и в продакшн!

Когда каждый окончил свою часть работы, остаётся только слепить всё воедино и пофиксить баги. Обычно эта работа целиком лежит на программистах, потому не трогайте их лишний раз 😉 Хорошо, если вы успели завершить проект за день до дедлайна, но это редкий успех. Коли время сдачи уже вот-вот, а игра всё ещё кривая-косая – плевать! Загружайте и радуйтесь, что вы перебороли себя и пришли на джем. Правда, это всё равно крутой опыт!

  • Вы восхитительны!

Да, вы восхитительны! Созвонитесь с командой, попейте чаю или чего покрепче, скушайте тортик, закажите пиццу. Вы хорошенько потрудились и крепко стрессанули, поэтому пришла пора расслабиться. Также вы можете поиграть в игры других команд и оставить им отзывы (без духоты и токсичности!). Проявленное внимание к другим проектам сделает рекламу и вашей игре.

Первая банка «варенья»

Теперь у тебя есть игра, в создании которой ты принимал самое что ни на есть активное участие. Я тебя поздравляю! Но что же дальше? Ты (и твоя команда) можешь продолжить её развивать: поправить баги, добавить новых фичей, продолжить сюжет. Игры на джем часто получаются урезанными из-за неполадок или дедлайнов, и многие хорошие идеи так и не попадают в джем-версию. В любом случае, тебе решать, что делать с проектом потом. Самое важное – добавь этот опыт в портфолио и на страничку своего резюме!

И, пожалуйста, не расстраивайся, если это был твой первый джем, а игра не получилась, вы с командой поссорились, кто-то написал плохие отзывы или ещё что. Когда я варила своё первое варенье, у нас вышел абсолютно неиграбельный прототип. Можешь даже глянуть на него вот тут. Изначальная задумка была такая: бабушки сражаются с монстрами под руководством своего призрачного внука, тело которого утащила хтоническая чучундра. Геймплейно игра косплеила Darkest Dungeon. На волне энтузиазма я просто МАКСИМАЛЬНО вложилась в сценарий, в идею и пребывала в лютом восторге (аж спать не могла!). Нооо… Контента получалось СЛИШКОМ много. Наш программист, для которого это тоже был первый джем, просто не успевал и код написать, и собрать воедино все спрайты, фоны, звуки и тексты. Проект, конечно, отметили за шикарный визуал и крутую историю, но за геймплей нам дали последнее место.

Однако остановил этот промах нас всех? Не-а! Мы сделали выводы, научились на своих ошибках и всё также прорываемся в геймдев! 😀

 

Источник

Читайте также