Как осуществить свою мечту и выпустить сборник комиксов в России

Как осуществить свою мечту и выпустить сборник комиксов в России

На «Канобу» продолжается цикл материалов о российских комиксах от Максима Чумина — в прошлом автора рубрики «Лица», а сейчас сооснователя издательства Parallel Comics. Во втором выпуске — рассказ Андрея Лукина, автора новой антологии комиксов «Диссонанс» об отечественных комиксах, рабочем процессе с участием десятков авторов и антологии комиксов, как мечте.

«Диссонанс» — продолжение линейки авторских комиксов, начатой в прошлом году Parallel Comics и сборником «Параллельные комиксы», в которой ежегодно энтузиасты комиксов становятся кураторами и собирают сборники рисованных историй, основываясь на собственных уникальных критериях.

Комиксами я начал увлекаться с 11 лет — именно с Ultimate Spider-Man Бендиса и Багли (не скажу, что это хороший комикс, но он меня зацепил). Я в основном читал комиксы от «ИДК», а когда появился интернет, мне потребовалось полгода, чтобы разобраться и начать там читать комиксы. Был такой сайт, Web-of-Comics, посвящённый переводу комиксов. Я подумал, что хорошо знаю английский, и почему бы мне не попробовать самому. Меня принял в команду человек под ником «Уайлд», которого, в итоге, все знают как Алексея Шпаковского из «Комильфо». И с тех пор я прошёл там целый путь — от простого пользователя до админа.

Не знаю, в какой момент, но комиксы переросли в стиль жизни; это стало моим главным хобби, вытеснив граффити, которым я на тот момент увлекался.

Надо сказать, что когда я задумывал антологию, на рынке был совсем иной климат. Не было русских комиксов, которые я хотел бы прочитать; не было в принципе классных русских комиксов — не хочется принижать ничьи заслуги, но мне казалось, что качественный отечественный комикс — это из разряда фантастики.

Так ко мне пришла идея фикс сделать собственный комикс.

Сейчас я понимаю, что проще было делать делать какой-нибудь одиночный выпуск, чисто чтобы кому-то показать. Но нет, я сразу подумал, что нужно делать именно антологию, сборник различных комиксов, и начал строить «наполеоновские» планы — в то время шёл 2015 год. Я сразу понял, кого я бы хотел пригласить в первую очередь: Артёма Топилина, Артёма Траханова, Диму Иванова, Лёшу Гончарова… Это те люди, на чьи сольные работы я засматривался и которых хотел пригласить их для своего сборника.

Первая команда моего «проекта мечты» состояла из Влада Верба и Марии Андриишиной (оставалось почти два года до выхода книги). Мне часто люди писали по поводу комиксов, просили посмотреть и оценить, и первый свой комикс Влад мне так и показал — это было очень плохо, я ему так прямо написал. На следующий раз Влад прислал работы Марины — и это было на голову выше предыдущих материалов, уже не стыдно печатать. Артём Топилин также советовался со мной насчёт своих работ и планов; то же самое и с Глебом Липаткиным — в итоге это вылилось в их совместный комикс «Бумеранг». В общем, со мной работали и советовались авторы даже тогда, когда и самого проекта не было, как не было и каких-либо гарантий — ну, а как они появились, так и набралась остальная масса участников проекта.

Я никому не предлагал выпускать антологию во время подготовительных, по сути, работ.

Когда я узнал о создании «Параллельных комиксов», предыдущего сборника Parallel Comics, то я подумал, блин, почему бы самому о своей идее не написать издателю — в тот момент меня одолевали и радость (такой-то продукт появился на полках), и зависть (но кто-то ведь меня опередил!).

Я показал рисунки Марины, другие наработки — и мы сразу начали сотрудничество. Я ещё не видел, чтобы отечественные комиксы воспринимали всерьёз (это было где-то в середине 2015 года), поэтому других ориентиров для подобного проекта не было совсем, а вот «Параллельные комиксы» мне очень нравились, мне оказался очень близок подход к созданию проекта.

Что касается западных аналогов, то, пока я продумывал концепт сборника, на ум мне приходили серии Dark Horse Presents и Island от Брендона Грэма в качестве ориентиров.

В них выходили комиксы такого уровня, какой я хотел бы видеть в работах наших соотечественников.

Один из комиксов в «Диссонансе» я написал сам — это история под названием «Терра Когнита», а нарисовала целая команда художников: Влад Легостаев, Филя Братухин, Роман Титов и фактически все остальные участники проекта.

Это футуристическая НФ про путешествия в будущее, про комиксы и шизофрению с ненадежным повествованием… Изначально концепт истории был проще — я хотел сделать комикс о далеком будущем, но чем больше я думал над идеей, тем больше на нее наслаивалось других концепций. В какой-то момент это все казалось такой неоднородной кучей-малой, что я решил внедрить в эти футуристические идеи свои личные переживания, размышления об отечественных комиксах и прочее. Разжевывать все-все не вижу смысла (да я и так сказал слишком много), но я воспринимаю этот комикс как метафору на состояние русских комиксов.

На данный момент ситуация на рынке у нас достаточно пессимистичная, так как нет никаких возможностей жить и зарабатывать на авторских комиксах, на своем творчестве в принципе.

Поэтому мне хотелось показать, как наш герой Виктор Костин переносится в далекое-далёкое будущее, где все его мысли материализуются, осуществляются благодаря его воображению. Получилась идеалистичная картина мира, где у наших художников всё получилось.

Идеалистичный мир для нас — тот, где «Диссонанс» станет успешным. А таковым наш сборник будет считаться только тогда, когда его авторы станут чаще публиковаться. Если они продолжат и им будут за это платить — именно это будет значить, что наш проект удался.

Одновременно все комиксы в книге понравиться не смогут, ведь даже у меня абсолютно разные фавориты. Но форма антологии делает более вероятным, что каждый хоть что-то для себя да найдет. Мне вот люди пишут, присылают абсолютно разные комбинации. Мне кажется, если комикс понравился; если даже весь сборник в целом — это заслуга именно авторов. Но если читатель дошел до главной идеи сборника самостоятельно, то уже лично для меня это будет очень приятно.

Я воспринимаю себя как составителя сборника и как автора истории «Терра Когнита» в том числе — но я не назвал бы себя автором сборника в целом, потому что это некорректно. У нас в проекте много участников, и каждый внес свой вклад.

Некоторые комиксы я практически не курировал: мне рассказывали общую идею, а потом присылали готовый и крутой комикс (например, Урюрюк или Леша Гончаров). Моя задача как куратора была в решении основных проблем и вопросов с художниками, которые не справлялись, в поиске замен и подходящих вариантов; в качестве составителя я просто подбирал авторов. Через то, каких художников в итоге я позвал и с какими авторами поработал, я реализовал свое видение проекта — хоть и не до конца, ведь многие в итоге не успели попасть в финальный сборник.

Начинающим авторам и художникам я бы посоветовал чаще появляться в онлайне, показывать свои работы, иметь портфолио и читать много хороших комиксов.

Это и «Вижн» от Тома Кинга и Габриеля Хернандеза Вальты, и Zero Алеша Кота, и «Хоукай» Мэтта Фрэкшена, и «Молодые Мстители» Гиллена и Маккельви, и… Так, вообще — читайте все комиксы. Читайте и обязательно черпайте что-нибудь для себя.

Полный список комиксов и авторских команд «Диссонанса»:

Другие интервью из цикла:

 
Источник

комиксы

Читайте также