Как окружение меняет человека? Немного о Far Cry 3

И о том, почему Джейсон Броди — отличный протагонист.

Как окружение меняет человека? Немного о Far Cry 3

Far Cry 3 — это, безусловно, культовая игра. Для многих людей это лучшая часть в серии. Приключения на тропическом острове, наполненном пиратами, очень крепко врезаются в память за счёт множества запоминающихся моментов, которые мгновенно всплывают перед глазами каждый раз, как вспоминаешь свой опыт прохождения данного творения Ubisoft. Такие эпизоды в игре начинаются прямо с самого её начала, когда Ваас произносит свой знаменитый монолог, и продолжаются дальше по ходу сюжета. Помните странного деда-грибника? Или сражение с огромным чернильным чудовищем? А ещё монологи про безумие, сжигание плантации марихуаны под качающий дабстеп, и множество других деталей по типу ножика у ёжика и спасительной зажигалки.

Всё это оставляет в голове сильный эмоциональный след. Однако именно из-за них многие люди не заметили в игре кое-что не менее интересное — нарративную составляющую. Да, в Far Cry 3 на самом деле довольно проработанный сюжет с интересным посылом и моралью. Сценарий игры пропитан аллюзиями на «Алису в Стране чудес» и, как даже говорили сами разработчики, люди просто не заметили этого «второго слоя» в сюжете игры, хотя одна из основных его тем лежит на поверхности. Поднимается она практически через каждого персонажа в игре, но раскрывается именно через Джейсона Броди. Вообще Far Cry 3 — это единственная игра в серии, где есть хорошо прописанный протагонист, который меняется по ходу истории, делает выводы и своим примером доносит вполне даже повседневную для обычных людей мысль.

В тот же миг Алиса юркнула за ним следом, не думая о том, как же она будет выбираться обратно.

Алиса в Стране чудес

Сразу скажу, что если для кого-то всё ниже перечисленное было очевидно, то я искренне рад за вас. Целью этого поста ставится попытка объяснить людям, у которых касательно Far Cry 3 сложились неверные стереотипы, что они не правы и это не просто весёлая наркоманская игра без упора на сюжет, а вполне грамотно построенное произведение, поднимающее и отвечающее на многие интересные вопросы.

Мы то, где мы есть

С самого начала игры разработчики с помощью цитат из «Алисы в Стране чудес» проводят параллель между историей игры и этой сказкой. Как Алиса попадает в мир, где всё для неё кажется совершенно безумным и ненормальным, так и Джейсон Броди попадает в условия, которые противоречат его привычному образу нормальной жизни. Вместо выпивки, подружек и танцев его окружают насилие и психопаты. И протагонист игры, как человек, который за 27 лет жизни нигде не работал, а только развлекался, находит во всём этом нечто своё — то чего, ему будто не хватало. Чувство своей значимости.

Это происходит постепенно. В начале игры при побеге из лагеря Вааса Джейсон с трудом сдерживает эмоции, когда его брат, бывший морпех, убивает у него на глазах человека. Тоже самое происходит, когда ему самому приходится в первый раз убить прыгнувшего на него пирата. И разработчики специально делают на этом акцент. Анимировать дрожащие руки просто так никто бы не стал. Но ключевой момент из завязки игры — это смерть старшего брата. Когда Грант умирает, первоначальная цель Джейсона — найти младшего брата и друзей, после чего сбежать с острова. Об этом он говорит прямым текстом. У Джейсона нет цели отомстить. И это важно.

Далее к главному герою любезно приходит на помощь другой вид психопатов — войны Ракьят. Они начинают ему помогать, называют его воином и даже наносят татау. Деннис помогает Джейсону купить его первое огнестрельное оружие, учит созданию сумок для патрон, открыванию радиовышек для доступа к новому оружию. Пару дней назад подобное для протагониста игры было бы безумием, но теперь это превращается в обыденность.

И таким образом, даже через обучение в игре, разработчики развивают сюжетную линию главного героя. Он погружается в новое окружение, соглашается с новыми правилами и в соответствии с этими правилами даже начинает убивать людей. Для него Ракьят — это нормальные люди, борющиеся против психа Вааса. В этом его убеждает Деннис, когда они едут в машине на первую перестрелку с людьми. Но по факту это не так.

Они также убивают людей ради собственных идей, причём даже тех, которые им ничего не сделали. Вспомните обе концовки игры, когда в одной Деннис попытался убить Джейсона, а в другой Цитре это удаётся. На то, что они точно такие же психи намекают и сами разработчики в одной из Алисовских цитат. Но поскольку Джейсон этого не осознаёт — он становится таким же, а возможно он и был таким, а случившаяся обстановка и окружающие его люди только раскрывают это. Ведь именно безумная обстановка раскрывает в человеке его даже самую мельчайшую частичку безумия, которая есть даже у Алисы. Иначе с чего бы ей снились такие сны? Об этом сюжет игры.

— Ничего не поделаешь, — возразил Кот. — Все мы здесь не в своем уме — и ты, и я. — Откуда вы знаете, что я не в своем уме? — спросила Алиса. — Конечно, не в своем, — ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась?

Алиса в Стране чудес

Далее происходит моральный спад главного героя на фоне его действий. Джейсон из начала игры и Джейсон из середины — это уже разные люди. Это видно в моментах его общения с друзьями и даже в интонации его голоса, в том числе и в русской озвучке, за что ей спасибо. Важнейшее последствие этого спада проявляется в тот момент, когда герой узнаёт от Кита, что его брата Райли застрелили. И в этот момент отчётливо виден уже другой Джейсон. Если в начале игры, когда умер Грант, Джейсон и думать не мог о том, чтобы пойти кому-то мстить, то теперь даже друзья ему не так важны, как желание прикончить обидчиков Райли.

После убийства Вааса главный герой не останавливается и при первом упоминании Хойта Волкера из уст Цитры тут же даёт ей слово, что убьёт и его. Вместе с этим он отрекается от своих друзей, сообщая, что остаётся на острове. И дальше в действиях Джейсона нет особо смысла с точки зрения логики, но главная фишка хороших сюжетов заключается в том, что персонажи, как и реальные люди, никогда не поступают логично. Они совершают поступки исходя из своего эмоционального состояния, к которому вели предшествующие события. Джейсон стал частью окружающей его среды и теперь поступает подобно ей. Он идёт убивать Хойта в первую очередь потому-что это важно для Ракьят. Об этом просила Цитра, об этом говорил Деннис. А ещё потому-что ему это теперь нравится.

Переломный момент

Чтобы подобраться к Хойту и найти удобный момент для расправы, Джейсону становится необходимо втереться к нему в доверие. И именно в этот промежуток времени с главным героем происходит важнейший с точки зрения влияния на развитие персонажа момент. Хойт просит его выпытать у одного из пленников на кого тот работает и кто он вообще такой, а после этого избить до потери сознания. Джейсон согласился без каких-либо раздумий и сразу отправился делать дело, ведь для него это теперь обычное дело.

Но так случилось, что пленник — это его младший брат Райли, который считался погибшим. И в момент, когда главный герой избивает родного брата на показуху Хойту, происходит одна из сильнейших сцен в игре. В ней персонаж сам осознаёт, что он изменился в худшую сторону. Происходит это именно тогда, когда в его «новый мир» резко вторгается элемент «старого мира», выполняющий роль ведра с ледяной водой, приводящей главного героя в чувство.

Интересно, что в это же время эти изменения ярче всего видит игрок. Достигается этот эффект с помощью того же приёма, что использовался и в последней игре Naghty Dog в моменте с красной комнатой. Игрока заставляют нажатиями клавиш пытать ни в чём не виновного человека, перед этим ещё и сообщив, что это брат главного героя. А слова негодования Сэма, который стоит позади и смотрит на всё это, дополнительно подливают масло в огонь.

Роль двух концовок

Переломный момент, описанный выше, является таковым не только для главного героя, но в главную очередь и для игрока, для которого бегать по острову, убивать людишек и кушать грибы — это беззаботное веселье, такое же, каким оно в определённый момент стало для главного героя. Убедит ли в итоге игра самого игрока, что всё происходящее вокруг — это самое настоящее безумие? Или игрок, как и Джейсон Броди, не обратит на это внимание, полностью погрузившись в происходящее? По сути, это первый и единственный момент, когда игрок не просто наблюдает за персонажем со стороны, а сам становится им.

Алиса рассмеялась. — Нет, Я в горничные не пойду, — сказала она. — К тому же варенье я не люблю! — Варенье отличное, — настаивала Королева.

Алиса в Стране чудес

Игра даёт игроку намёки, что с главным героем что-то не так, но заметит ли он их? Конечно, не обратив даже на них внимания, многие выбирают спасение друзей и именно поэтому, мне кажется, что эта концовка должна быть канонической. Потому-что уж слишком много всего ведёт к ней. Представьте что было бы, если бы в Red Dead Redemption 2 Артур умирал от рук Мики, несмотря на то, что у него хорошая карма. Тут тоже самое. А если игрок всё же выбирает остаться с Цитрой, которую разработчики сравнивают с Королевой из «Алисы в Стране чудес», то в таком случае Джейсон окончательно превращается в обезумевшего человека, своеобразную версию почившего брата Цитры. Он не смог справиться с овладевавшим им безумием и это в целом тоже допустимый финал этого персонажа, хоть и спорный.

Ваас — олицетворение безумия

На то, что главный герой постепенно превращается в аналог Вааса намекают и в схватке между ними, когда их модельки в определённые моменты заменяют друг друга. И тот факт, что в сцене своей смерти Ваас словно живой переводит взгляд в камеру и одновременно в глаза протагониста, как бы намекая, что полностью сущность его не умерла, так как её часть осталась в Джейсоне.

Интересно, что похожи Ваас и Джейсон были и в своих действиях по ходу игры. Как Джейсон несколько раз почти добирался до Вааса, так и Ваас несколько раз безуспешно пытался убить Джейсона, повторяя одни и те же действия в надежде на изменение результата. Помните, что такое безумие?

По итогу закономерного финала, когда главный герой всё таки прозревает, как и Алиса после своего сна, он уходит в закат вместе со своими друзьями на отремонтированном катере. В этом эпизоде звучит монолог, который красиво подчёркивает всё выше мною сказанное. Джейсон пробуждается от своего безумного сна и не может вспомнить сколько всего ужасного он натворил, но он сам говорит, что в нём есть частичка хорошего, которая в уже благоприятной обстановке за пределами острова вполне может раскрыться, так же, как в безумной обстановке раскрылось его безумие.

Об этом, по моему личному мнению, и рассуждает игра. О том, что мы ведём себя так, как этому способствует наше окружение. Вам в детстве советовали не попадать в школе в плохую компанию? Конечно, ведь плохая компания не сделает из вас хорошего человека. Сюда же идёт пример с людьми, побывавшими на войне, или с людьми севшими в тюрьму за не тяжкое преступление и уже там становится настоящим преступником. Туда же ещё сотня примеров, когда на человека, возможно даже не с лучшим характером, хорошо воздействует хорошее и понимающее окружение. Например, когда плохо учившийся в школе человек поступает в ВУЗ и там начинает учиться уже совсем по другому.

Вот так окружение меняет человека.

 

Источник

Читайте также