Не понимаешь о чем песни Егора Летова?
Тогда ты обратился по адресу.
Итак, наблюдая с неимоверным жжением за огромным количеством ложных мнений и мифов о группе «Гражданская оборона» я сделал вывод, что во имя просветительских целей жизненно важно дать аудитории TJ краткий и научно-популярный анализ творчества Егора Летова на основе фактов, аргументов и документов, знаний нот и музыкальных дисциплин, общей профессиональной терминологии.
Немного о том, почему моему анализу можно верить:
— Автор этого текста имеет необходимые компетенции по части научного анализа, высшее образование, некоторое число опубликованных научных работ;
— Автор текста знаком с музыкальной теорией, умеет «читать» ноты, сам играл на гитаре, выступал на концертах и занимался вокалом более 5-ти лет;
— Я люблю творчество Егора Летова и прослушал все его альбомы и почти досконально знаю его песни и биографию. Ключевое слово почти.
Понимая, что читателю, возможно, наскучит долгий и подробный рассказ, я решил значительно упростить изложение, однако, стараясь не упускать всей необходимой сути. Но стоит отметить, что бОльшая часть информации не смогла войти в этот текст. Эта тема настолько огромна и обширна, что в одном лонгриде не уместить и третьей части той информации, которая нужна для полного понимания. Однако, автор этого текста постарался сократить его до возможного минимума.
Все общие и популярные факты о Егоре Летове, его биографии и творчестве, тоже здесь не фигурируют — вы и сами можете зайти на Википедию. Здесь же только выводы и факты, которые возникают в ходе кропотливого анализа статей-интервью Егора Летова в СМИ, его видео-интервью, воспоминаний его друзей, родных и знакомых. Кроме того, для анализа были использованы черновики Егора Летова (где он писал и переписывал тексты, оставляя заметки), разные черновые записи песен, которые не попали в альбомы и многие другие носители информации. Одним словом, только документальные источники и факты, которые можно подтвердить.
Кроме того, стоит отметить, что личное мнение автора этой статьи тоже присутствует в этом тексте, но оно сведено к возможному минимуму
На данный момент, если вдаваться во все подробности, творчество Егора Летова можно разделить на условные 7 периодов. Но в упрощенной версии их всего три, и о них я расскажу вам подробнее ниже.
Вопрос: Почему важно знать об этих периодах и что это дает?
Ответ: Это дает понимание тех тем, мотивов и смыслов, которые присутствуют в тот или иной период творчества. При анализе этих этапов становится ясно каких тем касался Егор в своих песнях и какой событийный контекст стал причиной этого. Другими словами, разобрав всё на этапы творчества, можно понять какие смыслы автор вкладывал в тексты песен.
1) Ранний период поисков.
В этот период стиль музыкальных композиций, которые создает автор, преимущественно в стиле панк-рок с редкими элементами стиля ска. Явно прослеживается тема бунта и недовольством системой, но чаще всего без конкретной и объективной направленности. Если государство и критикуется, то это делается подчеркнуто грязно и с использованием грубой лексики.
Явления русской действительности высмеиваются подчеркнуто небрежно и игриво, снимая с них всякую «серьезность» и условную «взрослость». Музыкальные акценты сделаны на небрежность стиля, большое количество импровизаций и веселых и зло-игривых провокационных мотивов. В этом периоде, Егором Летовым создаются произведения преимущественно для массовой публики, которая в большом количестве приходит на его живые концерты.
Зачастую, тексты таких песен не несут в себе конкретную или сложную семантику, а скорее передают общий дух произведения, его настроение и мотивы.
Именно в этот период были созданы те произведения, которые были рассчитаны на концертную публику, не претендующую на глубокое и сложное понимание смыслов. Песни этого периода в большом количестве «пошли в народ» так как были провокационными и рассчитанными на масс-культ.
Яркие песни-представители этого периода:
«Винтовка это праздник»
«Все идет по плану»
«Против»
«Зоопарк»
И многие, многие другие…
2) Зрелый, отрицательный период.
В этот период над стилем панк-рок превалирует стиль рока и тяжелого рока. Вместо лайв-записей, качество звука приобрело более студийный, “домашний” характер. Начинаются смелые эксперименты с музыкальной формой и выразительными средствами, но не посредством нарочито грубой обработки звука, как ранее, а с помощью классических рок-компонентов.
Явно прослеживается озлобленная критика системы и государственного устройства в целом (например, в песне «Государство», Летов прямо говорит: «убей в себе государство», имея в виду не государство, как политическое понятие в целом, а как систему власти в России).
Зачастую, эзоповским языком или, говоря иначе, приемом иносказания, автор критикует кровавый ход второй мировой войны, указывает на изъяны коммунистической системы и в целом любой диктаторской власти в России. Открыто говорит о том, что государство не бережет человека и его личность в целом.
В этот период, в песнях Егора Летова, государство характеризуется, как механизм гибели Русского народа, его порабощения и ограничения его потенциала. Композиции изобилуют аллюзиями на старо-русские песни (Песня «Любо» почти идентична оригинальной мелодии, но главный герой является танкистом), темами смерти, войны, полицейского произвола и безнаказанности власти, явными отчаянными и грустными мотивами судьбы русского солдата и Русского народа.
Зачастую, проявляется злая, веселая и даже “игривая отчаянность”. Главной композицией этого этапа творчества (как, впрочем, в интервью признавал и сам Егор), является песня “Русское поле экспериментов”. Это большое и очень глубокое произведение, которое является итогом его размышлений на тему России и которое длится 14 минут и 11 секунд.
Произведение наполнено исключительно Русскими архетипами, ассоциациями и сложными конструкциями, из-за чего при его переводе на другие языки, теряется очень большая часть его глубинного смысла и контекста. Это шедевр и он прекрасен, обязательно послушайте. Must — have для понимания его творчества.
Песни, ярко иллюстрирующие данный период:
«Солдатами не становятся, солдатами умирают»,
“Все как у людей”,
“Моя оборона”,
“Отряд не заметил потери бойца”,
«Русское поле экспериментов»
3) Зрелый, положительный итог.
В этом периоде Егор обращается к теплым общечеловеческим, европейски-центристским мотивам. Произведения изобилуют мотивами общности людей, позитивизма, счастья и радости.
Это более зрелое и позитивное творчество Летова, где в стиль рок вносятся очень многие мотивы, ритмы и прочие заимствования из психоделического рока.
Тематика песен этого периода уже не настолько негативная, как прежде, а тема государства и бунта отходит на второй план. На этот раз у Егора есть необходимая аппаратура для качественных домашних записей, время и огромный опыт.
Это самый светлый, теплый и позитивный период пропитанный надеждой и любовью. Ранее автор опирался на заимствования из русских песен и их мотивах, сейчас же, в использовании выразительных средств и ритмов, четко прослеживается влияние западных исполнителей. Особенно в выборе выразительных средств для песен.
Яркие песни-представители этого периода:
«Долгая счастливая жизнь»
«Невыносимая легкость бытия»
«Без меня»
«Вселенская большая любовь»
«Солнцеворот»
«Слава психонавтам»
«Снаружи всех измерений»
«Значит, ураган»
Подведем краткие итоги и суммируем все вышеописанное для лучшего понимания.
Первый этап творчества — преимущественно для массовой публики. В течении этого периода группа играет множество концертов и все провокационные песни «идут в народ». Именно с этих песен зачастую начинается знакомство с его творчеством у среднего слушателя.
Второй этап творчества — более мрачный период , где Егор обращается к мотивам критики государства, смерти, сумасшествия, негативных явлений жизни и прочего. В этот период «Гражданская оборона» не перестает проводить концерты, однако, это не является фокусом деятельности группы.
Третий этап творчества — самый светлый и теплый период в котором Егор сосредотачивается на записи студийных альбомов, живые концерты же проходят все реже и реже.
Напомню: в этот текст не вошло ОГРОМНОЕ количество информации на эту тему и я постарался максимально сократить описание. Но если сейчас у вас спросят о чем были песни автора — вы сможете легко ответить, опираясь на контекст и анализ этапов его творчества.
Я не стал касаться политической деятельности Егора, деятельности его друзей и других членов группы «Гражданская Оборона», не касался его биографии и многих других деталей. Для всего этого нужен отдельный текст.