Как мы записывали звуки ретрокомпьютеров

Каждый день, когда Музей Яндекса открыт, я как сотрудник музея включаю все наши экспонаты: компьютеры и другую технику. Подолгу задерживаться у каждого устройства нет времени — не всегда можно визуально удостовериться, что компьютер включился. Помогают звуки: я помню «корректное» звучание каждого из экспонатов. В детстве эти звуки казались чем-то магическим. Я подумал — почему бы не сохранить звуки компьютеров для истории и не добавить их на сайт музея, чтобы оживить страницы экспонатов. Расскажу, как мы это делали и какую технику использовали.

После нескольких экспериментов я понял, что нужно специальное оборудование и люди, которые умеют им пользоваться. Попробуйте записать звук системного блока на микрофон в телефоне — результат, скорее всего, будет так себе.

Однажды на почту музея написала Наташа Радина, тогда еще сотрудница Яндекса. Наташа рассказала, что состоит в Гильдии разработчиков интерактивного аудио (ГРИА). Там очень трепетно относятся к звукам и всему, что их издает. Наташа вспомнила про музей, его экспонаты и тоже подумала, что в них живет много сочных звуков, которые хорошо бы качественно записать, обработать и выложить. Прямо как «Би-би-си» в 2018 году выложила архив из 16 тысяч звуков, доступных по лицензии RemArc.

Наверное, самые лучшие записи получились бы в студии. Но наши экспонаты старые, жесткие диски и хрупкий пластик боятся ударов. Поэтому мы решили их не перевозить и записывать звуки прямо в музее по вечерам.

Как собирали звуки

Первый раз мы собрались в 19:00, сразу после закрытия музея. Музей и магазин Яндекса находятся в одном помещении, но закрываются в разное время — мы прикинули, что в это время посетителей уже будет мало, и у нас получится начать запись. Заранее договорились выключить вентиляцию, чтобы не мешал лишний шум. Вместе со звуковиками пробежались по экспонатам, составили список того, что будем записывать.

В день записи выяснилось, что все-таки невозможно работать, пока магазин открыт, из-за шума посетителей и продавцов. Мешали не только звуки входной двери, но и кондиционера, шагов. Пришлось ждать до 22:00, когда магазин закроется и можно будет выключить кондиционеры, закрыть окна и двери. Кстати, без вентиляции и с закрытыми окнами в помещении быстро становилось жарко, а когда окна открывались, сильно мешал шум улицы и машин, который нельзя было вычесть во время итоговой обработки.

Сначала мы планировали записать все экспонаты за один вечер, но на деле пришлось встретиться еще дважды.

Оборудование

Оборудованием и расстановкой занимались звукорежиссеры из Гильдии. Вот что они принесли с собой для записи:

1. Суперкардиоидный микрофон Sennheiser MKH 8050.
2. Два кардиоидных микрофона Октава МК-012.
3. Портативный звуковой рекордер Sony PCMD100 со встроенным стереомикрофоном.
4. Бинауральные стереомикрофоны Soundman OKM II Classic Solo.
5. Две приёмных катушки для записи звуков со старых телефонных аппаратов (например, такие).
6. Многоканальный портативный звуковой рекордер Zoom F4.
7. Многоканальный портативный звуковой рекордер Sound Devices MixPre-6.
8. Много-много разных соединительных шнуров.

Для записи стереозвукового сигнала использовался метод ORTF stereo technique, изобретенный в 60-е в Управлении радиовещания и телевидения Франции (Office de Radiodiffusion-Télévision Française или ORTF) на местном радио. Суть метода: два микрофона одной модели, подобранные по частотной характеристике с кардиоидной системой направленности, устанавливаются под углом 110° друг к другу на расстоянии 17 см. В нашем случае использовались микрофоны Октава МК-012.


Расположение микрофонов в методе ORTF. Пунктиром показана диаграмма направленности кардиоидных микрофонов

Техника ORTF дает качественный стереозвук, максимально похожий на то, как мы его слышим (если не брать в расчет бинауральные техники). Форма диаграммы направленности кардиоидных микрофонов хорошо отсекает фоновые шумы — это снижает влияние размеров помещения и позволяет расположить микрофоны дальше от источника.


Запись звука запуска, работы и выключения Кванта 4С

Казалось бы, два микрофона для организации ORTF у нас есть, для чего нужно все остальное? Да, можно оставить дорожки с двух Октав, и мы получим отличную запись компьютера, похожую на то, как его услышал бы человек. У нас эти дорожки есть и всегда можно свести их в такой стандартный файл. Но мы подумали: что если сделать расширенную и более сочную запись, добавив в нее дорожки с дополнительных микрофонов?

Поэтому рядом с Октавами МК-012 стоит микрофон Sennheiser MKH 8050. Он суперкардиоидный — диаграмма направленности более узкая по сравнению с Октавами. Микрофон смотрит в сторону записываемого компьютера и необходим, чтобы звукорежиссер мог добавить больше низких частот и направленного сигнала в итоговую запись.

Звуковой стереорекордер Sony PCMD100 стоит немного дальше основных микрофонов и позволяет добавить объема в итоговую запись.

Бинауральные стереомикрофоны Soundman OKM II Classic Solo выполнены в формфакторе наушников-затычек, с их помощью часто записывают бинауральное аудио. Это всенаправленные, чувствительные микрофоны с ровной амплитудно-частотной характеристикой. В нашем случае они клеились на двусторонний скотч в наиболее звучные части системных блоков, добавляя некоторую изюминку.

Две приёмных катушки с Amazon, предназначенных для записи звуки со старых телефонных аппаратов, позволили записать электромагнитное излучение компьютера. Одну катушку чаще всего размещали на клавиатуре, а вторую — где-нибудь на системном блоке. С их помощью удалось добавить в запись гудение, писки и трески электромагнитных колебаний, которые издавали работающие компоненты. Правда, оказалось, что ЭЛТ-мониторы своим излучением на частоте 15 кГц (строчная развертка) забивают все остальные электромагнитные шумы, плюс писк некоторых дисплеев хорошо слышен и обычным человеческим ухом, поэтому при записи мониторы выключали. По опыту работы в музее могу вспомнить посетителей с хорошим слухом, которым было неприятно находиться рядом с некоторыми из пищащих ЭЛТ-мониторов.

Запись одного экспоната длилась примерно минуту. В это время вся команда замирала и не двигалась, потому что шаги по фальшполу были сильно слышны на записи. Потом звукорежиссер Илья прослушивал трек и, если все было нормально, всю звукозаписывающую конструкцию аккуратно переносили к следующему экспонату. Несколько раз за окнами проезжало что-то большое, от чего дребезжали окна и низкочастотный гул очень хорошо попадал в запись. Приходилось перезаписывать. Еще оказалось, что во время записи почему-то хочется поговорить, чихнуть или потоптаться на месте.

Вышеперечисленные микрофоны были подключены к рекордерам Zoom F4 и MixPre-6. Все полученные записи Илья потом объединил, работая с дополнительными дорожками как художник с красками, добавляя красоты и эффектов.

Видео процесса записи:

Как мы записывали звуки ретрокомпьютеров

Какие звуки записывали

Нас интересовал звук пробуждающихся компьютеров: шум вентилятора, треск жестких дисков, дисководов и клавиш клавиатур.

Современные компьютеры достаточно тихие, потому что производители стараются снизить уровень шума: энергоэффективные CPU, вентиляторы, скорость вращения которых зависит от температуры, твердотельные накопители без движущихся частей. Правда, теперь пользователи иногда жалуются на высокую температуру процессора из-за низкой скорости вращения кулеров, а также на писк и свист компонентов источников питания CPU и GPU.

Среди наших экспонатов не все издавали при работе хоть какие-нибудь звуки. У многих дешевых персональных компьютеров 80-х тепловыделение компонентов было небольшим, и они вполне обходились пассивным охлаждением. В те годы шумные жесткие диски и дисководы были дорогими, поэтому в домашних компьютерах часто обходились без них, используя аудиокассеты для записи и воспроизведения программ.

Всего мы записали звуки десяти экспонатов:

• С точки зрения издаваемых звуков мой любимый экспонат — первый сервер Яндекса. Он и пищит, и жужжит, жесткий диск громко работает, внутри него в принципе много источников звука.

Как мы записывали звуки ретрокомпьютеров

• Compaq Deskpro 386S был нацелен на использование в бизнесе. Модель 386S оснастили современным на тот момент процессором Intel 386SX и выпускали с 1988 года. Корпус компьютера типа desktop, сверху на системный блок обычно ставили монитор. На записи слышен шум вентиляторов, звук разгона и работы жесткого диска, инициализация дисководов и писк во время самотестирования.

Как мы записывали звуки ретрокомпьютеров

• Robotron 1715 выпускался с 1984 по 1989 год на заводе VEB Robotron в ГДР. Процессор — 8-битный U880 (аналог Zilog Z80) с частотой 2,5 МГц. Компьютер не оснащался жестким диском, только дисководами для дискет. На записи слышен шум вентиляторов охлаждения и звук работы дисковода.

Как мы записывали звуки ретрокомпьютеров

• ДВК 3 и Квант 4С. Диалоговый вычислительный комплекс (ДВК) — семейство советских компьютеров середины 80-х – начала 90-х. Компьютер ДВК 3 выполнен в корпусе типа моноблок с подключенным блоком накопителей. У компьютера Квант 4С корпус типа desktop. При работе слышен шум вентиляторов.

Как мы записывали звуки ретрокомпьютеров

Как мы записывали звуки ретрокомпьютеров

• ЕС-1849 выпускался в Минске непродолжительное время с 1991 года. Этот компьютер стал единственным выпускаемым в СССР (и на постсоветском пространстве) на базе процессора Intel 286. Корпус системного блока типа desktop, монитор тоже обычно устанавливали сверху. На записи слышен шум вентиляторов, звук жесткого диска и сигналы системы самотестирования. Отдельно идет звук игры Paku Paku.

Как мы записывали звуки ретрокомпьютеров
Как мы записывали звуки ретрокомпьютеров

• Искра 1030М — советский персональный IBM PC/XT-совместимый компьютер. Выпускался с 1989 года на основе процессора КР1810ВМ86, аналога Intel 8086. Корпус типа desktop. На записи слышен шум вентиляторов, разгона шпинделя жесткого диска, щелчки клавиатуры и писк динамика после запуска игры Arkanoid. После отключения слышен характерный (недовольный) треск выключающегося жесткого диска с интерфейсом MFM.

Как мы записывали звуки ретрокомпьютеров

• Советский персональный IBM PC/XT-совместимый компьютер Нейрон И9.66 выпускался с середины 80-х до начала 90-х. Компьютер выполнен в виде двух блоков: процессорного и блока накопителей. Не оснащался жестким диском, загрузка осуществлялась через дисковод. У каждого блока был отдельный блок питания и сетевой выключатель. На записи слышен шум вентиляторов блоков и писк самодиагностики.

Как мы записывали звуки ретрокомпьютеров

• Нивка — советский персональный 32-разрядный компьютер, частично совместимый с IBM PS/2. Выпускался с 1990 года. Чаще всего применялся на промышленных предприятиях Советского Союза. Корпус типа bigtower. На записи слышен шум вентиляторов.

Как мы записывали звуки ретрокомпьютеров

• Ленточный считыватель-перфоратор Facit N4000 выпускался компанией Facit в Швеции с конца 1980-х в двух версиях: перфоратор и считыватель-перфоратор. Предназначался для подключения к телетайпу или станку с программным управлением.

Как мы записывали звуки ретрокомпьютеров

• Записали звук клавиш компьютерной клавиатуры Model F, которая выпускалась с 1981 по 1994 год сначала компанией IBM, а затем Lexmark. Клавиатура Model F относится к механическим ёмкостным клавиатурам. При нажатии на клавишу слышен громкий звук щелчка (клик), хорошо чувствуется момент срабатывания клавиши. Наша Model F входит в состав портативного компьютера IBM PC 5155, звуки которого нас не заинтересовали, а вот клавиатура звучит очень приятно. Возможно, вернемся к его звукам позже.

Как мы записывали звуки ретрокомпьютеров

• Также записали звук клавиш клавиатуры Электроника МС7004, подключенной к уже упомянутому ДВК 3.

Как мы записывали звуки ретрокомпьютеров

Звукорежиссеры очень радовались звукам, бегали по музею как дети и нажимали на всякие кнопочки. Даже отдельно записали шум вентилятора — для меня он скучноват, а они потом с помощью звукового софта превратили его в гул трактора и использовали для своих целей. Еще им приглянулся звук перекидных часов — сувенира Яндекса восьмилетней давности. Отдельно записывали скрипучие клавиатуры.

Скачать в виде файлов

Для читателей Хабра мы выложили коллекцию звуков на Диск.


Спасибо Наташе Радиной — композитору и саунд-дизайнеру, Илье Смелкову, Марии Щербаковой, Павлу Ковбасюку и Руслану Нестеруку за то, что воплотили этот проект в жизнь. А коллекционеру вычислительной техники Виктору Боеву — за помощь с экспонатами.

 

Источник

звуки, , звукозапись, клавиатуры, ретрокомпьютинг, старые компьютеры, яндекс.музыка

Читайте также