Как музыка изменяет игровой опыт: Магия звуковых миров

Длиннопост, читая который, невозможно не танцевать.

Пока я писал этот пост, меня несколько раз чуть ли ни на скупую геймерскую слезу пробивало от тех треков, что я переслушивал, готовясь выдать данный материал.

Музыка всегда была неотъемлемой частью почти любого медиа-продукта. Она является нечто большим, чем просто фоновым сопровождением. Музыка обладает способностью создавать эмоции, вдохновлять и менять восприятие человек от кино, игр и так далее.

Как музыка изменяет игровой опыт: Магия звуковых миров

В этой статье я постараюсь разобрать для вас конкретные примеры великолепного музыкального сопровождения, непосредственно, в самих играх, а также рассказать о том, как музыка влияет на наше восприятие. Ну и, конечно, вместе вспомним легендарные треки из наших любимых игр.

Роль музыки в игровом мире

Музыка — это универсальный язык, способный переносить нас в разные миры эмоций, воспоминаний и воображения. Она не просто звуки, а магическая нить, связывающая нас с прошлым и будущим. Музыка важна для всех видов медиапродуктов, но в мире видеоигр ее роль особенна.

В играх, музыка становится неотъемлемой частью игровой атмосферы, определяя настроение и эмоции игроков. Она способна создать уникальную атмосферу, проникнутую напряжением и вдохновением, а иногда и мистикой. Она обращает внимание игроков на ключевые моменты, подчеркивает события и персонажей, и иногда становится частью игрового взаимодействия, реагируя на действия игроков.

Хотелось бы сразу вспомнить «The Last of Us» (уж простите, но это мой фаворит). Саундтрек Густаво Сантаолальи для этой игры и ее сиквела «The Last of Us Part II» создает насыщенное и глубокое эмоциональное сопровождение, подчеркивая характеры персонажей и события, происходящие в игровом мире.

Музыка не отличается особой сложностью, но, тем не менее, идеально сочетается с жанром и тематикой TLOU. Лично для меня, музыка в этой игре, был одним из тех аспектов, который создавал около 60% погружения и генерировал невероятное удовольствие от прохождения.

Плейлист с саундом к «TLOU Part I»

Плейлист с саундом к «TLOU Part II»

Нельзя также не вспомнить и более старые проекты. От пост-апокалипсиса отправимся в средние века, прямиком в суровый мир «TES: Skyrim». О, боги. Этот воодушевляющий и в то же самое время ламповый и теплый саунд нельзя ассоциировать ни с чем, кроме этой игры.

Плейлист с саундтреком «TES: Skyrim»

Открывающая музыка, композиция «Dragonborn» композитора Джереми Соула, немедленно транспортирует игроков в фэнтезийный мир Скайрима и создает ощущение эпической приключенческой саги.

Jeremy Soule — Dragonborn

Если уж о фэнтэзи заговорили, то нельзя и третьего Ведьмака не упомянуть. Хотя, признаюсь честно, хоть я и совсем не фанат этой игры (не кидайтесь камнями), но музыка тут достойна отдельного внимания. Чего только стоит одна песня Присциллы.

Песня Присциллы

Плейлист с саундтреком «The Witcher 3: Wild Hunt»

Короче, все уже поняли, что саунд в видеоиграх — это мощный инструмент, способный подчеркнуть важность и глубину игровых миров. Чуть позже мы, разумеется, вернемся к еще нескольким играм и вспомним музыку оттуда. А пока перейдем к следующему пункту.

Эмоциональная связь

Так как же именно музыка создает напряжение, заставляет нас грустить, смеяться или, вовсе, бояться? Ответ на этот вопрос нам даст наука.

Лаура Леви в своем исследовании под названием «Влияние фоновой музыки на производительность, поведение и опыт игры в видеоигры у экстравертов и интровертов» изучает влияние, собственно, фоновой музыки на поведение, эффективность и вовлеченность игроков в видеоигру. Вот несколько основных моментов из её исследования, которые могут показаться вам интересными:

— Исследование изучало влияние фоновой музыки разного темпа на игровые показатели, поведение и опыт игроков в видеоигре в зависимости от уровня экстраверсии/интроверсии.

— 78 участников с высоким уровнем экстраверсии или интроверсии играли в когнитивно-тренирующую игру Food for Thought в 4 условиях: тишина, низкий темп, средний темп и высокий темп музыки.

— Не было обнаружено значимых различий в игровых показателях между условиями. Однако поведение в игре (движения мыши) и показатели потока значимо отличались.

— Было больше движений мыши в условиях с музыкой по сравнению с тишиной. Музыка, вероятно, заставляла игроков синхронизировать движения с ритмом.

— Показатели потока были выше в условиях с музыкой. Музыка делала игру более поглощающей и приятной.

— Музыка может изменять физическое поведение в игре и обеспечивать более вовлекающий опыт, не влияя на способность выполнять игровые задачи.

Данное исследование показывает, что фоновая музыка может оказывать значимое влияние на поведение и переживания игроков в видеоиграх, в то время как на собственно игровые результаты влияние не обнаружено. Музыкальный ритм, по-видимому, заставлял игроков больше двигать мышью в такт музыке. Кроме того, в присутствии музыки игроки испытывали более сильное погружение в игру и ощущение потока.

Еще один интересный факт. В 2001 году нейробиологи Энн Блад и Роберт Заторре из Университета Макгилла в Монреале смогли раскрыть интересный вопрос о том, как музыка влияет на наш мозг. Используя метод магнитно-резонансной томографии, они обнаружили, что при прослушивании приятной музыки активируются определенные части мозга, известные как лимбические и паралимбические области (ой как научно-то, ёмоё). Эти области связаны с чувствами эйфории и удовольствия, их реакции очень похожи на те, которые возникают при приятных вещах, таких как хороший секс, вкусная еда и, к сожалению, наркотики.

Этот приятный «мозговой» отклик происходит из-за выделения в мозге вещества, называемого дофамином. Таким образом, можно сказать, что выражение «музыка — это наркотик» не настолько далеко от истины, как это может показаться на первый взгляд. Музыка действительно оказывает сильное воздействие на наши мозговые реакции, подобно некоторым приятным вещам.

Несложно сделать вывод о том, что хорошая музыка в играх способно создать сильную эмоциональную привязку, не только к героям, но и ко всему игровому миру в целом.

Больше игр. Больше музыки

Вспомним игры от Rockstar Games. Серия Grand Theft Auto вообще всегда была известна своим музыкальным сопровождением, ведь студия уделяет огромное внимание подбору треков на радио, в катсценах и т.д.

Почти все музыкальные треки в игре так или иначе запоминающиеся — от рэпа до тяжелого рока. Ну и отдельно написанный саунд тоже замечательный, как по мне.

Плейлист с саундтреком «GTA V»

Ну а если вспоминать более ранние части серии, то… думаю тут слова излишни. Вы узнаете эти треки из тысячи:

Главная тема «GTA: Vice City»

Главная тема «GTA: San Andreas»

Думаю, что вы никогда не перепутаете ни одну из этих игр с другой, настолько сильно музыка привязывает игровой опыт к конкретному проекту. Ассоциативный ряд в этом случае нарушить практически невозможно. Разве что у вас амнезия, ну или вам попросту игры неинтересны (что вы тогда тут делаете вообще?).

Забавный факт, — даже моя мать прекрасно отличит музыку из «GTA: Vice City» от главной темы «GTA: San Andreas». Да, может быть названия этих игр она выговорить не сможет, но однозначно скажет, что это разные части серии. Такие дела.

Автор

Ну и напоследок к этому пункту, упомянем и великолепную дилогию «Red Dead Redemption». Ох уж эти вайбы дикого запада — так и хочется сесть на лошадь и отправиться в далекое странствие, попутно грабя поезда и участвуя в перестрелках с законниками, не так ли? Уделим время и этому саундтреку.

Плейлист с саундтреков «Red Dead Redemption»

«Red Dead Redemption 2» Soundtrack — May I Stand Unshaken

Взаимодействие с игроком. Наказание против поощрения

Помимо создания настроения, музыка в видеоиграх может выступать в качестве своеобразной системы вторичного вознаграждения, использующей обусловливание для воздействия на поведение игрока. При смерти в игре обычно звучит разочаровывающая мелодия «game-over», в то время как завершение уровня или задачи обычно сопровождается бодрой и приятной мелодией. Неосознанно эти звуковые сигналы подкрепляют наше поведение и побуждают нас играть «хорошо». Это база.

Кроме того, музыка в видеоиграх делает игру более «полезной», способствуя возникновению чувства значимости и самореализации. Возьмем, к примеру, блокбастеры и игры с обилием экшена.

Думаю, можно привести в пример серию «God Of War». Вся игра — это один большой аттракцион с потрясающим музыкальным и звуковым сопровождением. Нет, я не говорю, что скилл игрока абсолютно ни на что не влияет, но порой, масштаб эпика настолько велик, что просто начинаешь «плыть по течению», лишь иногда нажимая кнопки и уже на чистой инерции ведешь сражение, полностью погрузившись в те условия, которые тебе создала игра. Не без помощи музыки, разумеется.

В особенности, это касается последних частей, — они стали уж совсем киношными, как по мне (битвы с валькириями не в счет, ха-ха).

Плейлист с саундтреком «God Of War»

Есть и более интересные случаи. Например, «Doom». Это ведь, буквально, «ритмический шутер», где ты руками главного героя крошишь орды нежити под мега-драйвовый саунд. В этом случае музыка Мика Гордона становится проводником и даже помощником. Вы прыгаете в такт музыке, ваша кровь кипит а адреналин повышается. Думаю, тем, кто играл, это знакомо.

Плейлист с саундтреком «Doom»

В одну копилку с Doom’ом можно также отнести и серию «Devil May Cry», кстати. А если подумать, то и еще несколько игр, в которых ритм играет большую роль. Да ту же «Geometry Dash».

Плейлист с саундтреком «Devil May Cry»

»Fingerdash Full Version» by Music Sounds — видео с канала Nexus [GD]

В итоге, можно сказать, что музыка в видеоиграх выполняет несколько важных ролей. И одной из таких является ее способность к мотивации игрока. Она может подчеркивать наши успехи и поражения, подталкивая нас к дальнейшим усилиям, и при этом, несомненно, добавляет эмоциональной глубины в наш игровой опыт.

Заключение

Само собой, я не упомянул еще десятки, если не сотни игр, в которых саундтрек просто взрывает мозг и, до кучи, является неотъемлемой частью игрового мира и общей атмосферы всего проекта:
S.T.A.L.K.E.R., серия Souls, Elden Ring, BioShock, Death Stranding (в этой игре музыка вообще — нечто невероятное), Cyberpunk 2077, Undertale и многие-многие другие. Все эти игры также наполнены потрясающими саундами, которые вы можете самостоятельно найти и прослушать (ну или просто кликнуть по ссылкам, которые я любезно для вас оставил, выше). Я не упомянул их лишь потому, что, в противном случае, эта статья превратилась бы в курсовую работу.

Повторим тезис, уже не раз озвученный. Музыка в мире гейминга — это не просто фоновое сопровождение, а могучий инструмент, способный преобразить игровой опыт. В этой статье мы рассмотрели, как музыка создает настроение и эмоциональную связь, обогащая игровую вселенную и углубляя вовлеченность игроков, а также узнали, что порой она используется как наказание и поощрение, стимулируя игроков к достижению лучших результатов и усиливая чувство удовлетворения от игры.

Саундтреки продолжают удивлять и вдохновлять нас, создавая миры, где каждая нота имеет значение, и где звуки переплетаются с нашими действиями, делая игры не просто развлечением, а настоящим искусством. Пишите, какие саундтреки из каких игр вам запали в душу больше всего, — будет интересно почитать.

Спасибо за прочтение!

Больше материалов по теме:

 

Источник

звуковых, игровой, изменяет, Как, магия, миров, Музыка, опыт

Читайте также