Сегодня принято считать, что мультипликация для взрослых началась с популяризации аниме. Многие анимешники, как правило, сравнивают японские мультики исключительно с Диснеем. По их мнению, иных студий, занимающихся мультипликацией, на Западе нет. Поэтому, когда речь заходит о том, какие есть хорошие мультики на Западе, японофилы чаще всего говорят «Запад — это только про сказки для детей». Но так ли это?
Конечно, еще в семидесятых и восьмидесятых начали появляться в разных странах небольшие студии, специализирующиеся на анимационной порнушке, но такой трэшак во внимание брать не будем. Основной медийный анимационный контент все равно был ориентирован в основном на детей. Кучи разных мультсериалов на телевидении, полнометражки в кинотеатрах и на видео — это, как правило, были детские продукты или контент для всей семьи. Я не хочу принизить мультики тех времен, там было немало шедевров, но все они были достаточно легкие в плане наполнения.
Ситуация изменилась в конце восьмидесятых, когда на канале ФОКС вышел первый сезон Симпсонов. Это был анимационный ситком о быте американской семьи. Обычные люди среднего класса, живущие в провинциальном городке США. Шоу показывало в юмористическом виде жизнь и проблемы людей того времени. Сериал не боялся затрагивать проблемы воспитания детей, бытовой преступности, коррупции, политики, высмеивания стереотипов. Симпсоны сразу стали хитом и полюбились зрителями всего мира. Это первый мультсериал, который стал собирать у экранов не только детей, но и взрослых. Этот ситком выпускается до сих пор. Я же считаю, первые десять сезонов Симпсонов — это шедевр.
Дальше, если брать в хронологическом порядке, большой фурор произвели Бивис и Батхед. Их пилотный эпизод вышел на MTV в 1993. Это было уже шоу для подростков, но оно отличалось от всего предыдущего трэшовым юмором. Сценаристы не боялись затрагивать различные темы, опускать их до уровня туалета. Главные герои сериала — два глуповатых школьника, которые целыми днями сидят у телевизора и в каждой серии попадают в какие-то нелепые истории. Необычность была еще и в том, что мультсериал культивировал лузеров социума, а не успешных людей, с которых стоит брать пример. Такое было тогда в новинку.
В 1997 на американском телевидении появляется Южный парк. Пожалуй, это самый скандальный ситком за всю историю телевидения. Нет смысла описывать содержание этого шоу. Думаю, тут все прекрасно знают, что представляет из себя этот невероятный коктейль сатиры. Скажу лишь, что изначально Саут Парк был более легким, похожим на трэшак в стиле Бивиса и Батхеда. Но в двухтысячные он набрал обороты и стал затрагивать разные темы современного социума. Практически нет актуальных тем последних 20 лет, по которым Саут Парк не прошелся бы катком.
Гриффины — еще одна американская семейка, высмеивающая стереотипы социума. Как и в случае с Южным Парком, это шоу первые годы неспешно набирало обороты и полностью смогло раскрыться лишь в двухтысячные. Изначально это был просто туповатый юмор, но потом вселенная Гриффинов обрела сюжеты с более логичным смыслом, персонажи получили ярко выраженные характеры и цитаты из мультика стали разлетаться на мемы. Впрочем, «О, боже мой, да всем насрать!»)
Футурама — ситком о том, как молодой человек из нашего времени попал в будущее на тысячу лет вперед. Перед ним открылся новый мир, где у него появился шанс начать новую жизнь. Несмотря на то, что мир изменился внешне, существа в нем не шибко отличаются по характеру от обитателей 20 века. Футурама — это более упоротая вариация сериала Друзья. Жизнь молодежи со всеми нюансами, утрированная жесткими стереотипами нашего времени.
Американский Папаша — еще один мультсериал от создателей Гриффинов. Этот ситком с первых серий задает драйв происходящему, показывая жизнь уже не простой семьи среднего класса, а достаточно зажиточной и вполне идеальной, на первый взгляд. Но, даже у идеальных много скелетов в шкафу — о чем красочно рассказывает это шоу.
Шоу Кливленда — спин-офф Гриффинов о жизни их чернокожего соседа. Пожалуй, это самое слабое шоу Сета Макфарлейна.
Тут я перечислил только те мульты, за которыми пристально следил в молодые годы. Потом у меня появился интернет и от сериалов и фильмов сильно отстранился. Тем не менее, я могу с уверенностью заявить, эти мультфильмы перевернули индустрию анимационных шоу, после чего этот формат стал намного шире и для разной аудитории. Сегодня таких ситкомов в разы больше, чем было в девяностые и нулевые. Они часто становились источниками общественных скандалов и судебных разбирательств, их любили и любят за смелость, другие же из за это ненавидят. И, как мне кажется, для западного мира, в том числе и для нас, эти мультики имели большее значение, чем японское аниме, которому редко удавалось быть настолько понятным, драйвовым и актуальным.
А какие анимационные ситкомы смотрели вы? Смотрите ли их до сих пор? Считаете ли вы их революционными для культуры?