Личные впечатления от игры в трилогию с PS2 на PS4
У меня есть хорошая традиция. Каждый раз, когда начинается распродажа, я должен прикупить что-нибудь на будущее. Знаю, что мой бэклог удлиняется до бесконечности, знаю, что часть игр я никогда не пройду или даже не запущу, а часть завершу только на пенсии, но ничего не могу поделать.
Одним прекрасным вечером, когда я изучал очередную распродажу, я наткнулся на сборник игр серии GTA. В неё входят 3 игры с PS2: GTA 3, Vice City и San Andreas. За полную цену я бы не купил, но тут предложение по цене индюшки… не смог устоять. Мне показалось, что это может быть неплохой опыт, оторваться от хитов этого года и поиграть в игры ушедшей эпохи (подумать только, что в игровой индустрии с 2000 прошла эпоха, можно почувствовать себя старым). Современные ААА хиты относятся бережно к игроку, помогают, поощряют «низачто», кнопочки подсветят, иконки на экране покажут, маркер на карте покажут, чтобы ты не дай бог не расстроился и выключил игру. На этом фоне игры начала века похожи на продавщицу из магазина в захолустье, которая не церемонится с тобой, вместо «добрый день, что вас интересует» встретит вопросом «чего хотите», а о клиентоориентированности не слышала. Но я не из робких, и к такому отношению к себе готов.
А теперь небольшая ремарка, что для меня ГТА. Во время выхода трилогии я был учеником средней школы, играл на ПК. С гта ознакомился в школе, друг одолжил, тогда диск с гташкой ходил по рукам, сам установил, передай другому. Интернета в моем провинциальном городе до 2006 не было, играли в то, что удалось достать. О поиске секретов в интернете речи быть не могло, подсказок не было, до всего проходилось доходить самому. Поначалу я играл в эти игры как все, с чит-кодами, ездил на танке, давя прохожих, устраивал бойню на улицах под читами на оружие и как молитву знал про asperine. Позже я решил играть честно. Vice City & San Andreas я прошёл много раз, а GTA 3 только поковырял, не пройдя до 2 острова, и забросил. Думал, что навсегда.
А теперь вернемся к теме. К моменту написания статьи я прошёл сюжет третьей части и часть побочных квестов, по-этому по ней будет подробный разбор. Две другие побегал по вечерку на каждую, и обзор будет коротким. Задача — оценить ретроспективу серию, сравнить ощущения старых игр с GTA 5. Машина времени, пункт назначения — Liberty City.
Город свободы
Знакомое начало, ограбление, предательство, пуля-дура в грудь, грузовик для перевозки заключенных и побег. Оказавшись на улице либерти сити, первым делом осваиваюсь с управлением, и прихожу в шок. Возможности дуалшока игнорированы, здесь используется раскладка контроллера второй плойки. Свободного прицела нет, огонь на клавишу «кружок» по умолчанию, ОК на крестик, отмена на треугольник, свободно определить кнопки нельзя, только выбрать один из пресетов, правый стик отвечает за свободный обзор, но во время его использования нельзя двигаться. ААААА! Поковырял разные пресеты, они все сделаны через седалище, решил лучше освоить тот, что по умолчанию. Так вот, у него есть плюсы и минусы. Персонаж перемещается по движению левого стика, а камера поворачивается по ходу движения. Если зажать L1, то камера сразу поворачивается вместе с героем, что неудобно, но логично. Правый стик нужен только если ты спокойно стоишь и осматриваешься, в бою тебе он не поможет. То есть тактика из боевиков от третьего лица, когда ты подходишь к углу и выглядываешь для оценки обстановки, тут не работает, камера наглухо приделана к колченогому герою. Эта особенность неоднакранто приводила меня к завершению миссии, когда я выходил вслепую прямо под вражеский огонь. С другой стороны, управление машиной гораздо удобнее ПК версии, крестик газ, левый стик крутит баранку. В детстве я даже не думал, что в гта можно ездить аккуратно. Я влетал на полной скорости в повороты, таранил стены, ломал машины на счет раз, потому что WASD управление недостаточно отзывчивое. С геймпадом покатушки это чистое удовольствие, а так как в ГТА миссий за рулем и миссий пешком поровну, я остался доволен.
Графика — буратины атакуют. 2001 год — год экспериментов с тридэ, для Rockstar это тоже было в новинку, поэтому сделали что могли. Наверное, я тоже в те годы восхищался графикой, а сейчас это грязная серо-коричневая мазня. Разрабы не делали ремастер или ремейк, это порт как есть с консоли позапрошлого поколения, ну чего я хотел в конце концов?
Игровой мир после RDR2 и GTA5 кажется мертвым и статичным. По улица ездят машины призраки, пропадающие за поворотом и появляющиеся посреди дороги из воздуха, по улицам бродят калечные идиоты, порой бросающиеся под колеса вашего авто. Временами они переговариваются друг с другом и игроком, факают, начинают перестрелки между собой, попадают друг другу под капот, полиция вмешивается в разборки банд (это способ получить огнестрел в первые минуты игры, имейте ввиду). Это все, на что способна симуляция мира из далекого прошлого.
Давайте посмотрим с другой стороны, мир интересен как игровой музей. В игре много улиц, аэропорт, таксопарки, огромный порт, есть уникальные здания, магазины с вывесками в которые нельзя зайти, парк, в котором праздно шатающие люди уже не выглядят тупицами, особняки на третьем острове с хорошо проработанными дворами, дамба. Порой мне черт возьми хотелось без миссии и без оружия пройтись по улицам и поглазеть по сторонам, насладиться работой художников и левел-дизайнеров. Как то я зашел в подземный тунель, я ожидал, что он приведет в глухую стену, а он провел меня через пол-острова! В одном из его тупиков грелась кучка бомжей. Район с особняками тоже хотелось исследовать, там уникальные ассеты, в других районах игры не встречающиеся. Удивительно, что их вообще проработали, ведь в этом районе проходит только финальная сюжетная миссия, игрок может и не заметить. Исследование — это магия. Хочется покататься по улицам города, слушая радиостанции с забытыми песнями, послушать ток-шоу язвительными ведущими. И эта магия работает в RDR2, и тут она тоже есть.
Поговорим о прохождении сюжета. Я наивно полагал, что с опытом в пятую часть, и в сетевые боевики на консолях в целом, я пролечу игру как на крыльях. Самоуверенный дурак! Опыт в Call Of Duty иже подобные здесь ничего не стоит. Сотни часов в Battlefield — ну да, ну да, пошли мы нахер. В игре НЕТ перекрестия прицела! Кнопка R1 отвечает за наведения на ближайшего противника, если их несколько — то за доводку отвечают L2/R2. Эй, представители masterrace, вы говорите, что в современных шутерах есть автонаведение? Неа, это лишь адаптивное управление, регулирующее чувствительность в зависимости от расстояния до цели. Вот что такое автонаведение! Это когда в GTA 3 перекрестие приклеивается к противнику, и не важно, ты бежишь, он бежит, перекрестие с цели не спадает. Можно вообще боком встать, и Клод начинает стрелять как в эквилибриуеме держа руки в сторону, не глядя. А самое вкусное, стрельба тут на комбинацию R1 + O (целится + огонь)! Я поначалу думал, у меня котелок вскипит и крышка на затылке запрыгает. А после пары перестрелок все становится на свои места. Противники в игре автоаиму не обучены. В ближнем бою они наносят много урона, но в дальнем безбожно мажут. В каждом из них живет штурмовик из далекой галактики. Даже если ты стоишь столбом, они могут вести шквальный огонь и промахиваться очередями, а если Клод бежит то он для них неуловимый Флэш. Для опытного геймера естественная реакция — ведем перестрелку на комфортной дальней дистанции, фокус на первой цели, убиваем, отпускаем прицел, снова нажимаем, фокус на второй цели и т.д. И ни за что не пользуемся дробовиком! У него тоже есть фокус, но на ближней дистанции, а это чревато отравлением свинцом. Дробовик только против вооруженных оружием ближнего боя врагов, никак иначе. А вот у снайперсокй винтовки, базуки и М4 есть нормальный прицел, когда целишься ты, а не автоаим. Пользоваться ими радость. Когда я прекратил действовать как в современных играх и подчинился игровой логике третьей части, сражения стали увлекательными.
Я вспомню несколько миссий, которые вызвали сильные эмоции.
1. Миссия в начале, где нужно заминировать машину, включить бомбу, припарковать её на стоянке, чтобы цель села в неё и при включении зажигания благополучно выпилилась. Я сглупнул, поставив машину неправильно, нужно было сесть и поправить её положение, и тут БАХ! А черт, я же бомбу активировал уже! Сам виноват, игра поблажек не дает. Переигрывай.
2. Миссия где нужно подорвать три грузовика китайцев. В детские годы я бы таранил их и обстреливал через окно. Сейчас я воспользовался комплектом гранат, караулил грузовики на перекрестках, и когда они останавливались на красный свет, кидал под колеса гранату и тикал в сторону. Ушло несколько попыток, чтобы не подорваться самому.
3. Убийство Сальваторе. Отыграв один раз и поняв, откуда он выйдет на улицу, я подкараулил его на соседнем заборе и прикончил одним выстрелом из снайперской винтовки. Не пришлось играть в догонялки и разбираться с его охраной.
4. Миссия где нужно три минуты выжить при шести звездах полиции три минуты, сидя в бронированном фургоне. На улицах опасно, полицейские камикадзе идут на таран, ЦРУ больно обстреливает, а починить фургон нельзя. Я решил спустится в подземные тоннели. Там тесно и узко, фургоны пожирателей пончиков врезались в стены, в мирных граждан, друг в друга, но только не в меня.
5. Миссия где нужно снести 9 киосков с кофе, в которых продают крэк. Они не отображаются на миникарте, пока не проедешь мимо, а после первого разрушенного включается таймер в 8 минут. Как их искать? Да как хочешь, что ты как маленький. Можешь перед нападением сначала объехать все три острова, потом проехать маршрут в обратном направлении, снося киоски один за другим. Можешь взять карандаш и блокнот, зарисовать их расположение. Как пройти с первой попытки, если ты не IQ 200? Никак.
6. Финальная миссия. Все заскриптовано, и нужно понять в какой момент что происходит и не совершать ошибок. Способ слажать и умереть куча. Ошибиться можно во время погони до дамбы и умереть в воротах, во бою среди контейнеров, на взлетной полосе, попасть под падающие с вертолета бомбы, убить Марию случайно, когда остался 1-2 противника. У меня ушёл десяток попыток чтобы запомнить последовательность. Поднимаем пистолет, убиваем двух колумбийцев у ворот, угоняем машину, неспешно едем к дамбе, давим одного колумбийца у ворот, другого расстреливаем из окна, берем снайперку, снимаем двух часовых на вышках, вступаем в окрытый боем с штурмовиками у контейеров, одалиживаем их М4, косим всех на складе, противника с огнеметом отстреливаем из снайперской винтовки издалека, от бомбардировки прячемся на лестнице у вышки, последних двух противников добиваем из-чего осталось, не задев Марию. Будьте уверены, вертолет я подбил с первой попытки.
Я обошёл стороной побочные задания, такие миссии полиции, пожарной части, скорой помощи и такси. Я попробовал отвезти пару пассажиров, спас пару человек, потушил десяток пожаров и пристрелил тридцать преступников. В 2020 году это не приносит удовольствие. Это ж суходроч в чистом виде. Никакой мотивации, чистый гринд однотипных заданий. Да после этих миссий игры убисофта это манна небесная.
А ещё я признаюсь что абузил сохранение. После каждой миссии я ездил в квартиру сохраняться. Миссию по причине что игра затупила провалить легче легкого, а если умер ещё и теряешь своё оружие. Лучше загрузиться чем перед миссией ещё и в оружейную ехать. Да, нечестно, но время диктует своё. Усложнять игру искусственными ограничениями я не намерен.
Когда по экране пошли финальные титры, я вздохнул с облегчением. Я откладывал прохождение GTA 3 в 2002 года, спустя 18 лет я прошел её. Так надолго я ещё ничего в бэклог не отправлял. Пожалуй, я проведу ещё пару вечеров в игре, чтобы добить телефонные миссии. Но выполнять миссии полицейского или пожарного, возить автомобили на экспорт и собирать трофеи — нет уж. Я слишком стар для этого дерьма. Прощай, город свободы. Здравствуй, Майами.
Miami Vice
Город порока встречает яркими красками и общим легким и веселым настроением. Здесь светло даже ночью, здесь приветливые девушки в бикини и пузатые толстячки вместо угрюмых паралитиков из прошлой части. На его улицах мы будем строить криминальную империю Томми Версетти.
Игра сделала огромный качественный скачок во всех аспектах. Графика стала яркой и симпатичной эстетичной, персонажа не такие уроды как в прошлой игре. Мотоциклы, самолеты и вертолеты с удобным управлением чистейший как горная вода кайф. Диалоги и кат-сценки наконец привычного мне уровня, а Рокстар высокого держит планку. Наконец это не монолог с говорящей головой, а киношная постановка постановка, персонажи обнимаются, целуются, жмут руки, пугают и угрожают друг другу, там есть Кэнди Саксс с её буферами в конце концов.
Игровой процесс в целом все тот же, приклеенный прицел, дубовая камера и противники-штурмовики. На мини-карте отображаются точки интереса, вроде магазина оружия Аммунация или мастерских по перекраске. В главном меню есть карта всего игрового мира. Я только сейчас понял, что в трёшке её не было!
Зацикливаться на Вайс Сити я не стал. В целом игра та же тройка, допиленная и улучшенная. Мы ещё встретимся, город порока. А сейчас я еду в черный квартал.
Не грози черному кварталу
Ah sheet, here we go again. Снова мы вернулись в родное гетто, где правильные ганста в лице банды гроув-стрит и злые баллаз делят избушку. Уличная война идет с переменным успехом. Сегодня они нас, завтра мы их.
Наконец, человеческое управление! Теперь правый стик вращает камеру от третьего лица, прогресс. Автоприцеливание на месте, но теперь если герой смотрит вникуда, то при зажатии R1 появляется привычное перекрестие, и можно вести точечный огонь. Наконец можно поиграть как я привык, ну держитесь злюки в фиолетовых толстовках.
Графика особо не изменилась, модельки сделали ещё шаг от буратин к ростовым куклам, но пока все ещё отдают деревом. Они жестикулируют и всеми силами выдавливают из себя эмоции, а потом ты видишь крупным планом руки, похожие на поварские варежки и становится смешно. Штат Сан Андреас огромен, в городах хорошо проработаны улицы с высотными домами и одноэтажное гетто, продуманы военная база и аэропорт, но он полон пустых пространств, периодически встречаются бетонные кусты или чистое поле в котором нет ничего. Все покрыто желтушным фильтром, график во всех цветах песчанного. Игра не даёт тебе забыть, какая она древняя.
В детстве я играл с потраченным переводом, теперь наконец могу позволить себе поиграть на языке оригинала. Вообще не помню о чем игра, но теперь играть наконец стало интересно. Я провел вечер только в сюжетных заданиях, чтобы насладиться актерской игрой. Вспомнить первую встречу с Тенпенни и Пуласки. Воссоединение семьи Джонсов. Поездку на великах, драйвбай. На этом я сюжет закончил. А ведь ещё впереди, гонки по пересеченной местности, побег от полиции по каналам, долбанные миссии с долбанными радиоуправляемыми машинками, покатушки на стройплощаке на бульдозере, штурм крейсера, ограбление казино, битва за кварталы, городское восстание и жутко длинная финальная миссия с погоней за пожарной машиной.
А ещё сценаристы Рокстар такие шутники. В конце сюжета из-за действий одного полицейского начинается война на улицах города, мирные граждане с оружием в руках громят свой родной город, поджигают машины и убивают друг друга. Хорошо, что это лишь выдумка. В реальности жизни так не бывает.
В Сан Андресе я провел много времени, больше чем в любую игру серии. Было это в старшей школе, это было чудесное время. Но сейчас в черном квартале я проездом. Погостил и пора уезжать.
Вместо послесловия
Я провёл прекрасные пару неделю за ностальгией. Когда запал закончился, я отложил геймпад в сторону и задумался.
Скучаю ли я по эпохе 2000-2005? Пожалуй да, в то время все было не таким как сейчас, и к игровой индустрии это относится тоже. Раньше игра с тобой не сюсюкалась, тебе давали странную хреновину без инструкции что с ней делать, и сам думай, будешь, хочешь, надо тебе это вообще? Если ты принимаешь правила игры, ты потратишь кучу времени и сам разберешься. Или забросишь через час и никогда больше эту игру не запустишь. Игроки для разработчиков и издателей были как подопытные.
Хочу ли я чтобы такие игры как GTA 3 выходили сегодня? Нет, не хочу. У меня нет бесконечного множества времени изучать аляповатую байду без инструкции. Сейчас хорошая игра это увлекательный игровой процесс, который держит и не отпускает. Это сделало знаменитыми Dark Souls, Zelda: Breath of the Wild, God of War, Half-life 2, Portal 2. Механическая сложность вроде запорол миссию, езжай заново брать её и даже не заикайся про чекпоинты. Игры за 20 лет оказуалились, но это неизбежно в современном сверхзвуковом потоке информации. Сейчас игрок это клиент, которого нужно ублажать и не злить. Сейчас есть определенные нормы в уровне графики, в интерфейсе, в уровне сложности, в подаче контента, которые нельзя игнорировать. Игра может быть удобной и сложной. Почти все что вышло в упомянутый период 2000-2005 сейчас играется сквозь слезы, гениальная идея борется с неуклюжим интерфейсом, неудобным управлением и наплевательством к свободному времени игрока, привет, система сохранений в гта до четвертой части. Меня поверьте не радует, когда игра подсвечивает кнопки и ведет игрока по маркерам, но и когда заставляет искать персонажа или предмет, которые неизвестно как выглядят и где находятся тоже не радует. Как нужно ненавидеть предмет своей ностальгии, чтобы захотеть перенести его в 2020?!
У меня все. Если будет интересно — пишите в комментарии, хотите вы прочитать подробный обзор Vice City и San Andreas. А так же не стесняйтесь поделиться, что серия Grand Theft Auto значит для вас.