как играть в Crusader Kings III или “мой вассал твоему вассалу в рот нассал”

Привет! Учитывая ажиотаж вокруг игры и множество разных вопросов из серии “а как сделать так, чтобы моя хуйня не разваливалась?” и “что такое вассалитет?” я хочу собрать ответы на них в одном месте. Никакого подробного разбора интерфейса, кнопочек и всего такого тут не будет, только средневековая иерархия и инцест.

Система феодальных взаимоотношений

Первое, что нужно понимать для игры в третьи кресты – это то, как устроена была феодальная система отношений вассал-сюзерен. Для примера я возьму понятные нам западные термины, потому как в исламе и восточных/африканских конфессиях механизм взаимоотношений примерно тот же (пока что).

Самый низкий уровень средневековой элиты – это различного рода бароны. Мэры, епископы, вот это вот всё. Сами они неиграбельны, но подходят для совращения, убийства, платят вам налоги, предоставляют ополчения для разных войнушек и в целом достаточно полезны. Следом за ними идут графы – первая играбельная ступень, обычно владельцы небольшого клочка земли на котором находятся подконтрольные им замки, города и храмы. В редких случаях бывают независимы, обычно же входят в состав герцогства, королевства или империи. Дальше идут герцоги – люди, которым подконтрольны графы, и которые имеют соответствующий титул, легитимизирующий их власть над определённым куском земли. Герцоги же, при наличии короля, подчиняются уже ему. И над самим королём стоит император – главный пахан на большой территории, пользующийся правом сбора налогов, ополчения и всего такого. Само собой, наличие всех этих титулов не означает, что их обязательно кто-то имеет. Так, например, чтобы в первой стартовой дате в третьих крестах появился император Великобритании, один из тамошних мелких королей должен объединить большую часть де-юре графств, составляющих территорию британской империи и позволяющих ему подняться в иерархии от короля до императора, а после объединения земель он должен создать соответствующий титул.

Кроме того, каждый из герцогов, королей и императоров имеет свой домен. Это такой набор графств, которые подконтрольны лично ему и приносят гораздо больший доход в плане денег и воинов и передающийся его наследникам.

Титулы

Теперь к чуть более интересным вещам. Как я уже сказал, в мире игры существуют разные титулы – штуковины, обосновывающие право твоей власти над определённой территорией. В чём подводные камни? В том, что титулы необходимо создать. Для того, чтобы создать титул, надо потратить немного золота или, в случае его более низкого ранга, его можно просто даровать вассалу. Что это даёт? Во-первых, это позволяет преодолеть лимит вассалов. Так, например, если вы, как верховный король определённой земли будете дробить её на множество мелких графств, рано или поздно вы в этот лимит упрётесь. Если же вы отдадите кому-то целое герцогство, то условные 4 или 5 графов превратятся в одного герцога. В чём подводные камни здесь? Очевидно, чем могущественнее вассал, тем больше потенциального геморроя он может создать, поэтому всегда желательно ставить неамбициозных, лояльных или боязливых вассалов, не принадлежащих к какой-нибудь другой династии, что позволяет избежать отторжения вашей территории в случае смерти вассала или появления претензий на территорию у правителя другой страны.

Кроме того, когда вы создаёте титул, вы получаете де-юре власть над всеми входящими в него более низкоранговыми территориями. Что это значит? Это значит гарантированные casus belli для войны с любыми феодалами, пока ещё не подчиняющимися вашей державе, но находящимися на территории де-юре претензий, которые даёт ваш титул.

Если есть де-юре, значит есть и де-факто. В чём тут заковыка? Рассмотрим на примере всё того же Уэссекса. Король Уэссекса де-факто владеет эрлством Девон. Эрл, ака граф, подчиняется королю Уэссекса, но при этом король Уэссекса не носит титул короля Корнуолла, который де-юре должен являться верховным владыкой графства. Почему это плохо? Во-первых, вассал будет бугуртить (не сильно) и предоставлять меньше налогов и ополчения (тоже не сильно). Во-вторых, при определённых условиях, в случае смерти правителя и наличия созданного титула короля Корнуолла которым обладает персонаж, неподконтрольный вам, вассал может решить, что тот его больше устраивает, потому что дебафф к отношениям при полном отсутствии де-юре претензий довольно значителен.

Как с этим бороться? Становиться владельцем титула отстёгивая бабки. Правда и тут есть подводные камни, о которых я расскажу чуть позже в разделе о законах наследования.

Кроме того, на титулы можно иметь и получать претензии – что даёт вам повод для войны за этот титул, включая даже королевства или империи. Этим можно пользоваться как в своих интересах, различным образом добывая претендентов, так и нужно следить, чтобы на ваши земли не претендовали соседние Васяны и превентивно с этим разбираться.

Династия и позитивная евгеника

Династия в игре – штуковина, определяющая то, кем вы будете играть в дальнейшем и будет ли ваша игра сложной. Что нужно понимать для выведения расы уберменшей, безбоязненно ебущих своих сестёр и имеющих претензии на всю Европу?

Во-первых, устраивать браки для своих детей и родственников нужно исходя из каких-то соображений, будь то наличие позитивных врождённых свойств, возможность союза с крупной державой или получение претензий на какой-нибудь титул.

Браки бывают обычные, а бывают матрилинейные – и здесь нужно понимать разницу. В обычных браках ребёнок, рождённый у пары будет принадлежать к династии отца, а в матрилинейных же – к династии матери. Поэтому отдавая свою дочь в обычный брак за границу, нужно понимать, что дети, рождённые у вашей пары больше не будут принадлежать к вашей династии, поэтому по возможности заключайте матрилинейные браки. Это позволяет повысить признание династии, так как увеличивает количество её членов, в случае брака между высокородными людьми это позволяет в дальнейшем получить возможность посадить своего условного внука на трон соседней страны и сопутствующие с этим плюшки типа претензий и возможности унаследовать трон.
Кроме того, в третьих крестоносцах появилась механика главы династии, которой становится член династии с наибольшим количеством территорий. Он, во-первых, может выбирать различные общединастические перки за признание династии, во-вторых может различным образом взаимодействовать и влиять на остальных членов династии. Лишить сына наследных титулов, узаконить бастарда, этсетера.

Государственное устройство

Поскольку ни торговых республик, ни теократий в качестве играбельных единиц пока нет, основных различий между государствами в третьих крестоносцах два. Государства могут быть феодальными, а могут быть племенными. В чём практические различия? Во-первых, племя имеет очень узкий выбор законов наследования (да, снова чуть позднее). Во-вторых, племя ограничено в зданиях, которые оно может строить и не имеет возможности закладывать новые города, храмы или замки, а значит, сильно ограничено во внутреннем развитии. В-третьих, большая часть действий требует меньше золота, чем при феодализме, однако почти на все расходуется престиж.

Как перестать быть племенем? Нужно соответствовать требованиям для решения “принять феодализм”. Как им соответствовать? Через советника повышать уровень развития в столичном домене, выбирать нужные инновации в окне культурной группы и исследовать все племенные и реформировать религию. Реформация языческих конфессий штука тоже не очень сложная – нужно захватить определённое количество своих святых мест и накопить определённое количество благочестия.

Кроме того, авторитет короны или вождя в различных государствах различен – и только при более высоком авторитете вы получаете доступ к различным действиям, таким как возможность бросить подданного в тюрьму, возможность перейти к оседлому образу жизни.

Наследование государства

Теперь к самому сложному и интересному. Некоторые не понимают, почему их дорогая и долго собираемая держава после смерти правителя пидорасится по всей карте на кучу кусков.

Рассмотрим различные законы наследования на примере Рюрика в 867 году (учили же на истории про него, да?). На момент начала игры, Рюрик – всего лишь Герцог, имеющий в своей власти три герцогства и одного сына. Государственный строй его территорий – племя, а инновации пока почти не открыты, что сильно ограничивает нас в выборе законов наследования.

Давайте разбираться, чем они отличаются. Поскольку мы, пока что, племя – у нас есть только конфедеративное разделение. Чем оно плохое? Тем, что при наличии более одного наследника (то есть двух и больше детей у Рюрика) при отсутствии верховного титула короля, все те три герцогства будут поделены между сыновьями нашего варяга.

Рассмотрим на примере, что произойдёт с нашей страной в случае, если Рюрик так и останется к своей смерти герцогом и заимеет трёх сыновей. Красный титул, вместе со столицей государства отходит старшему сыну Рюрика и следующему нашему играбельному персонажу. Синий титул отойдёт среднему сыну Рюрика, а зелёный, пока ещё не созданный, но с достаточным количеством территорий – создастся и отойдёт младшему сыну Рюрика. Соответственно, вся наша страна разделится на три новых, независимых страны, которые потом придётся тем или иным путём собирать обратно (помните о феодальной раздробленности, ага?). Как нам этого избежать? Самое необходимое Рюрику – стать королём Новгорода (шаманом, хе-хе).

Что случится, если Рюрик успеет стать королём Новгорода и будет иметь всё тех же трёх сыновей? Старший сын унаследует старший титул – титул короля Новгорода – а младшие сыновья всё так же станут герцогами Вепсии и Луки, но при этом останутся нашими вассалами (очень могущественными и, вполне возможно, не слишком дружелюбными) и наша страна не распидорасится на части.
Теперь гипотетически: что было бы, если бы мы сменили конфедеративное разделение на просто разделение? Новый титул – герцогство Луки, не создастся, и третий наследник заимеет титул графа. Кроме того, вы можете уничтожить титул графства Вепсии за престиж и дебафф к отношениям – тогда и второй наследник станет всего лишь графом, а не герцогом.
Ну хорошо, а если бы наследников было больше? Тогда младшие наследники были бы всего лишь графами, если такие вакантные титулы можно было бы создать. А если бы Рюрик стал королём соседнего Владимира? Тут сложнее. При двух равных титулах – Новгороде и Владимире – старший наследник останется в Новгороде, а средний будет заседать уже как независимый король во Владимире. Если вы, конечно, этот титул не уничтожите и он не создастся при конфедеративном разделении. Ну и всегда можно стать императором всея Руси.

Хорошо, с племенной чехардой престолонаследия мы разобрались. Как стать нормальной страной, в которой все титулы идут нужному нам наследнику а остальные сидят в очереди на престол (и строят козни)? Вам нужно исследовать соответствующую инновацию (примогенитура) и принять соответствующий закон. Как здесь теперь всё работает? Вместе с этим законом все титулы получает ваш старший ребёнок, а остальные будут ждать его смерти и, в случае отсутствия у него самого детей, следующий его брат взойдёт на престол. При ультимогенитуре все титулы получает самый младший ребёнок, что тоже может быть полезным если вы не хотите сорокалетнего пердуна на престоле после смерти шестидесятилетнего.

Кроме того, законы наследования по разному относятся к возможности женщин наследовать престол – так, в случае “предпочтительно мужчины” женщина, пускай даже старшая, на трон взойдёт только в случае отсутствия в стране наследников мужчин такой же степени родства умершему правителю. То есть даже двухлетний сын Рюрика является первым кандидатом, а не двадцатилетняя его дочь. Эти законы так же можно менять, устанавливая равные права на трон вне зависимости от пола или же полностью запрещая женщинам править.

Как бороться с распадом державы на племенном этапе при отсутствии альтернативных законов наследования? Во-первых, не расстраиваться, если какие-то куски отваливаются. Если вы развиваете собственный наследный домен и не допускаете полного развала вашей дорогой страны – отвалившиеся территории всегда можно присоединить огнём и мечом. Во-вторых, правильным менджментом титулов. В-третьих, всегда можно сделать так, чтобы у вас был только один наследник мужского пола. Можно принять целибат после появления наследника, можно убить жену, можно лишить остальных сыновей наследства при условии, что вы глава династии, можно убить их при наличии злых трейтов или отправив на самоубийственную битву, можно… в общем, можно много всего и обычно это довольно весело.

Вроде, большую часть всего того, что хотел, я описал. Поправляйте меня, я мог что-то написать неправильно, что-то забыть, задавайте вопросы, отвечайте ответы, буду только рад.

 

Источник

Читайте также