Если у тебя есть желание использовать время, проведенное в игре по максимуму и получать не только удовольствие от погружения в прекрасный мир Геральта из Ривии, но и конкретную пользу, которая может пригодиться в реальной жизни — эта статья для тебя. Мы разберём парочку важных психологических механизмов, которые прокачивает каждая минута, проведенная в поисках чудовищ рядом с верной Плотвой и двумя перекрещёнными мечами за спиной!
Заодно получишь отличный повод перепройти легендарную игру. А при любых внутренних терзаниях о том, что слишком долго сидишь перед экраном, истребляя утопцев и кикимор, сможешь успокаивать себя мыслью, что проходишь психологический личностный тренинг.
1. Отношение к проблемам
Представь, что прямо сейчас вселенная выкинула тебя в мир Ведьмака. И вот ты лежишь на примятой травке, вокруг растут берёзы и дубы, в нос бьют лесные ароматы вербены, волкобоя и крушины, а откуда-то из глубин леса доносятся жуткие утробные звуки изголодавшихся гулей. С вероятностью в 100% ты бросишься в паническое бегство, обильно удобряя под собой землю и убивая пронзительным криком всех комаров поблизости — как поступило бы абсолютное большинство рядовых обитателей Велена.
Геральт так бы не сделал, нет. Для него близость монстров — не повод для ужаса и бегства, но вызов! Потенциальная возможность отточить свои навыки и заработать сотню монет за трофейные головы чудовищ. Это прекрасно иллюстрирует два координально разных подхода к решению проблем в реальной жизни:
— избегание неприятных ситуаций и обязательных дел;
— парадоксальное стремление к проблемным ситуациям, чтобы с блеском их разрешить и в результате получить награду в виде опыта и разнообразных бонусов от решения проблемы;
- В первом случае сталкиваясь с реальными трудностями ты очкуешь, сдаёшь назад, либо со скрежетом на зубах заставляешь себя кое-как преодолеть сложности. В итоге — практически не развиваешься, не «повышаешь свой уровень», топчешься на месте.
- Во втором — сам идёшь навстречу самым неприятным событиям и делам, предвкушая интересную битву за достижение своих целей. Ты начинаешь искать любые напряжённые ситуации и получать от них удовольствие! Словно ищешь ведьмачьи заказы на доске объявлений. Чем «толще» монстр, на которого охотишься, тем больше награда, тем сильнее тебе хочется найти его, придумать как победить и эффективно размотать. Это парадокс нашей психики — мы не можем бояться того, к чему движемся сами, чего хотим. Результат: насыщенная интересная жизнь, всё более похожая на игру — с испытаниями, квестами, заданиями разного уровня сложности и постоянным повышением собственного уровня.
Поэтому, каждый раз запуская «Ведьмака» и собирая заказы на истребление чудовищ, отдавай себе отчёт, что тем самым ты тренируешь смелый подход к преодолению трудностей и в реальном мире! Мозг не делает различий между иллюзорным и реальным — при условии, что ты не просто бездумно жмешь на кнопки геймада, а действительно погружен в игру и способен в красках представить, что происходит внутри твоего главного героя.
«Так почему прежние разы, когда я играл за Геральта — толку от этого в реальной жизни особо не было, и каждый раз когда я шел на ковер к начальству или на сложный экзамен, я не чувствовал себя бесстрашным истребителем чудовищ, а скорее жалким тощим и ободранным утопцем рядом с кучей отборных упитанных ведьмаков?» — можешь спросить ты. Отвечаем: всё дело в таком психологическом понятии, как рефлексия — фиксация внимания на самом себе и на процессах своего мышления.
Поэтому запускай «Ведьмака» и рефлексируй! Обращай внимание на свои ощущения, мысли в тех моментах игры, которые тренируют твои собственные качества и показывают новое, более продвинутое отношение к препятствиям на пути. Не стесняйся использовать эти качества и знания за пределами игры! Задавай себе вопрос: как я могу применить такой подход в своей реальной жизни? Что эффективнее: моё текущее отношение к проблемам или расчетливая непоколебимая готовность ведьмака прыгнуть хоть в адское логово самого дьявола, вернувшись обратно с крутыми трофеями?
Пусть одногруппники/коллеги содрогнутся в восхищении и ужасе, когда ты первым ринешься в аудиторию на экзамен/личный кабинет к суровому преподавателю/начальнику, с победным блеском в глазах и волнующим приятным адреналином в крови! А вот размахивать мечом при этом и торжественно демонстрировать шокированным студентам/коллегам его отсеченную голову, даже если тот — откровенный упырь, не стоит. Речь идёт о внутреннем настрое, а не внешних атрибутах ведьмачьей жизни.
2. Отношение к мнению других людей
Играя в ведьмака, ты наверняка обращал внимание, с какой неприязнью относятся к Белому Волку и прочим борцам с нечистью местные жители. Слово «выродок» в адрес Геральта от неписей звучит даже чаще, чем говорили тебе все твои бывшие, вместе взятые.
Но посмотри на его реакцию — ведьмака это совсем не цепляет. Да и ты вряд ли испытываешь эмоцию острой обиды, если пробегая по Велену, слышишь брошенные кем-то в спину оскорбительные слова.
Замечай и фиксируй такие моменты. Обращай внимание на свои внутренние ощущения. Вспомни ситуации из своей жизни, когда на тебя сыпались словесные нечистоты и признайся честно — что в игре, что в жизни всегда будут люди, которым ты по какой-либо причине неприятен — будь ты хоть суровым воином-мутантом, хоть Егоркой из Бутово.
Люди живут в мирке своих ограниченных представлений — они даже в легендарном герое, спасшем многих людей (да и сам мир, что уж там говорить) видят нечеловеческого мерзкого выродка. Это же справедливо и в отношении тебя: вся полнота твоих хороших качеств и дел, которые ты совершил, в полной мере известны только тебе самому; а люди, которые говнят тебя по какой-либо причине — не видят и тысячной доли того, что ты представляешь собой на самом деле. Токсичные критиканы по сути ничем не отличаются от шаблонных NPC «Ведьмака» — так веди себя среди таких людей подобно Геральту: снисходительно, невозмутимо, абсолютно хладнокровно и с лёгкой насмешкой над глуповатыми простолюдинами. При этом не стоит скатываться в высокомерие — Геральт не прогибается под мнение других, но других тоже не прогибает под себя и всегда готов оказать помощь тем, кто действительно этого заслуживает.
Это далеко не все психологические навыки, которые «Ведьмак» поможет тебе прокачать — изначально планировался лонгрид из девяти пунктов, но эти два, пожалуй, самые основные!
Спасибо, тем, кто дочитал) На этой статье завершаю короткую попытку писать на DTF — как показала практика, мои посты неизбежно тонут под грудой минусов, а значит это всё же не совсем моё. Но очень круто, что здесь немало людей, кто поддерживает новичков хорошими комментами — им отдельная благодарность!)