Как Фонд кино теперь выделяет деньги на фильмы: главное из интервью с главой департамента кинематографии Минкульта

28 ноября «Медуза» опубликовала интервью с Ольгой Любимовой — главой департамента кинематографии Минкульта. Чиновница рассказала об ужесточении правил получении денег в Фонде кино, а также фильмах, которые получили господдержку, но провалились в прокате. Выбрали интересные цитаты.

Как Фонд кино теперь выделяет деньги на фильмы: главное из интервью с главой департамента кинематографии Минкульта

В октябре по инициативе Любимовой министерство культуры опубликовало статистику о том, сколько получили денег от государства получили авторы кино начиная с 2015 года. Всего распределили свыше 20 миллиардов рублей на производство 340 картин — однако коммерчески успешными из них стали всего около 30-ти. На вопрос о том, почему данные не публиковали ранее, Любимова ответила, что «никто не требовал».

Согласно опубликованным данным, шесть фильмов, поддержанных Минкультом, так и не были сняты — и против их авторов завели судебные дела.

У меня в департаменте, конечно, нет овчарок, каски, бронежилета, но я должна контролировать, чтобы производство фильмов не было завалено. Люди, которые хотели на господдержке в лоб заработать, должны закончить с этими фантазиями. Тем более сейчас, когда тема господдержки так широко обсуждается.

Хотя, с другой стороны, все мы понимаем, что продюсеры и режиссеры — это люди в первую очередь творческие, которым иногда сложно даже справку из налоговой взять. Жуликов среди них ничтожно малый процент.

Ольга Любимова

При этом, по словам Любимовой, лишь двух из фильмов это коснулось из-за «откровенного жулья» — производство остальных было остановлено либо из-за некомпетентности продюсеров, либо из-за личных трагедий авторов лент.

Там очень понятная статистика: две трагедии, два жулика и две дуры. […]

Люди, которые пытаются на половину денег снять кино, на половину — жизнь прожить. Как устроена вообще их жизнь и психика? Вот ты получишь 40 миллионов, снимешь за 25, ты что, на 15 миллионов до старости доживешь? Ну, квартиру купишь, а есть ты что в этой квартире будешь? Это не такой большой рынок — ты в нём не спрячешься.

Ольга Любимова

Треть фильмов, на которые выделило деньги государство, собрали менее чем по 10 тысяч зрителей. По мнению Любимовой, так происходит из-за того, что некоторые продюсеры фильмов попросту не заинтересованы в их прокате.

Посидел неделю на фестивале, выпил с друзьями, вернулся на конкурс в министерство — снова получил деньги. Это жуть. Это очень нехороший круговорот. Вот с чем в первую очередь нам и нужно бороться.

Ольга Любимова

Также случались и «фатальные ошибки». Например, лента «Папа, сдохни!» — её хорошо оценили и критики, и обычные зрители. Как считает чиновница, при грамотной рекламе фильм мог бы стать вторым «Горько!», но в итоге провалился в прокате.

Прокатчик это делал очень формально. Была премьера фильма, на которую пришли какие-то родственники съемочной группы, — это, конечно, очень важно, симпатично, но хорошему прокату не способствует. Этим реклама и продвижение фильма фактически и ограничились.

Ольга Любимова

С детским кино же, отмечает Любимова, «самая страшная картинка» — за него никто не хочет браться, и крупные продюсеры почти не принимают участие в его производстве.

Сейчас Минкульт от авторов лент требует обязательного выхода кино в прокат — и если фильм не собирает зрителей по вине кинокомпании, то позже, по словам чиновницы, ему будет сложнее выигрывать в конкурсах Фонда. Поэтому, например, «Ленфильм» уже второй год не получает денег. Таким образом министерство надеется усилить контроль за бюджетными средствами.

Особенно пристально собираются следить за историей репутацией авторов — Владимир Мединский даже планировал делать стоп-листы недобросовестных компаний.

Послушайте, все друг друга знают, все знают, что ты получил в Минкультуры 40 миллионов рублей и снял такую дрянь, которую ты матери родной не покажешь. Это два года твоей жизни, а мы живем не 500 лет. Тебя ассоциируют с провалом, ты неудачник, ты плохой продюсер, ты поругался с режиссером. В следующий раз у тебя будут сложности с получением денег, потому что у тебя все равно есть шлейф того, что ты делаешь с проектами. […] И даже когда ты в следующий раз придешь с горящими глазами, все будут говорить: «Да это просто халтурщик, который сливает свои проекты!»

Ольга Любимова

При этом, как отметила Любимова, Минкульт не собирается забывать о долгах. Даже несмотря на то, что «Айка» Сергея Дворцевого выиграла один из призов Каннского фестиваля, режиссёру не простили семь миллионов рублей штрафа из-за срыва сроков.

Для меня семь миллионов — это фатальная сумма как для физического лица, поскольку мне их взять неоткуда. Но штрафы платят все. И квартиры продают, и машины продают, и дома в других странах продают. Я стараюсь про это не знать, потому что моя нервная система это не абсорбирует. Штрафы платят все.

Ольга Любимова

Любимова также рассказала о том, как эротическая драма «Верность» получил поддержку Фонда. Со слов чиновницы, фильм одобрили, потому что это «художественное произведение, сложное и тонкое» — однако министра предупреждать всё равно пришлось, так как лента могла спровоцировать скандалы. В итоге «Верность» собрала 100 миллионов в прокате.

При этом «Дау» отказали в прокатном удостоверении, потому что содержание некоторых эпизодов многосерийной картины даже не проходило в рамках федерального законодательства — они были «откровенно порнографического толка».

В конце интервью чиновница отметила, что в 2019 году зрители российского кино стали смотреть больше драм.

Вообще в этом году лучше всего собрали драмы, хотя раньше считалось, что драма в России не соберёт никогда. У россиян тяжёлая жизнь, они хотят ходить на «Бабушку легкого поведения».

Но сейчас видно, что люди исстрадались по умному продукту. Когда-нибудь он вернётся на телевидение. Я надеюсь, что эта свежая кровь вздёрнет и федеральные каналы. Больше нельзя будет показывать это телемыло. Это обязано измениться.

Ольга Любимова
 

Источник

Читайте также