На тему Disco Elysium было создано уже множество статей, в которых рассматривались её положительные и отрицательные стороны. Ещё больше было написано статей, посвященных личным эмоциям игроков и философии Элизиума.
В этом лонге я поделюсь своим личным игровым опытом и расскажу какой целебный эффект игра смогла на меня оказать. Таких статей, я считаю, много не бывает.
Я не буду здесь рассматривать плюсы и минусы, потому что для многих это всё субъективно, как то же огромное количество текста или «отсутствие боевой системы«. Вот можно ли это отнести к минусу или плюсу? Я думаю — нет. Это просто особенность геймплея.
Я считаю, что более важным аспектом являются эмоции игрока. Какое влияние искусство оказывает на обывателя. Об этом сегодня и пойдёт речь.
Именно искусство, потому что я не могу по-другому отзываться об этой игре, экспрессионизм этой игры очень впечатляет
Небольшая ремарочка
Есть у меня такой грешок, как Графомания… я очень люблю писать, хоть не так часто это делаю на публику, поэтому в этом тексте возможно будет много воды и субъективщины автора.
Заранее извиняюсь, но надеюсь статья вам понравится. Буду рад любым советам в комментариях. Приятного прочтения!
Количество слов: 1579,
Время прочтения: ~7 минут;
Возможны спойлеры!
Предисловие
С Disco Elysium моё знакомство началось ещё в 2022 году, но тогда я в неё играл наверное только из-за того, что на то время как раз и случился основной хайп. Я играл, мне нравилось, но проект будто-бы не цеплял. Отталкивал наверное слишком медитативный геймплей, как мне казалось на то время. В следствии чего, игру я забрасывал наверное раза 3. Но сейчас же, если бы у меня была возможность вернуться в прошлое… я бы ничего не изменил.
Я рад, что я забросил эту игру на тот момент.
В начале 2023 на мою голову свалилось множество проблем и была уйма стрессовых ситуаций. У меня не было желания что-либо делать. Абсолютно. Большую часть времени я просто сидел дома, не было сил даже думать о своих проблемах и уж тем более над их решением. Начались проблемы с алкоголем. Неожиданно для меня, появилось желание вернуться в этот «забытый» мир…
И именно в это время, проект раскрылся для меня во всей красе.
День первый — Неизвестность, 51-й год.
Эмоциональное состояние Рафаэля Амброзиуса Кусто (также известен, как Гарри, Tequila Sunset, и так далее) на начало игры, было точно таким же, как и у меня на момент очередной попытки прочувствовать магию Элизиума. Я ощущал пустоту внутри, не понимал, кто я. И тем лучше я понимал кто такой Гарри, прочувствовав ту иммерсивность, которую вложили сюда авторы.
Проснувшись в роли детектива, имеющего проблемы с алкоголем, который при этом должен взять себя в руки, чтобы расследовать преступление, я решил, что сейчас буду отыгрывать самого себя. Все действия Гарри — мои действия, все мои действия — действия Гарри. Миндальная связь с игровым персонажем, как вам такое? Полная синхронность сознаний.
Гарри, подобно мне, не понимал, где он сейчас находится, не знал что ему делать, даже какой сейчас год. Всю историю этого мрачного, но по-своему очаровывающего места он узнавал вместе со мной.
Примерно так начался мой путь, как может показаться, за безнадёжного человека, который как и я, не чувствовал ничего, кроме боли на душе. Пришло время для главного расследования — разобраться в себе и разобраться, кто такой Tequila Sunset на самом деле. С такой целью я спустился по лестнице «Танцев в тряпье».
Встретившись в очередной раз с Кимом, я уже видел в нём не игровую условность, а настоящего проводника в этот необычный мир, ради которого я поставлю Гарри на ноги. В дальнейшим я чувствовал связь с этим персонажем, я считал его другом. Настоящим напарником, перед которым я могу казаться слабым, показать свои пороки и рассказать о том, что меня беспокоит.
И хоть как такового открытого взаимодействия с Кимом не было, а все диалоги в большинстве своём заскриптованы, для меня Кицураги является одним из самых «живых» напарников в играх.
День второй — Осмысление, 51-й год.
Вся магия Элизиума для меня раскрылась именно в диалогах, причём не так сильно в диалогах с другими персонажами, как в диалогах с самим собой. Все «личности» Гарри, коих огромное количество, существуют и в нашем сознании и так или иначе они оказывают влияние на наше поведение в реальной жизни.
Возможно это прозвучит как бред психически нездорового человека, но при диалоге с условным Authority, я проводил диалог со своей Authority (не буквально, конечно), и тем самым, больше понимал себя. Именно я выбирал слушать его или нет, выбирал выстрелить в ребёнка или же отбросить эту мысль.
На протяжении всей игры ты ведёшь этот самый диалог, делаешь выборы и понимаешь свою суть. Решаешь как тебе лучше поступить, кому помочь и кому верить.
Казалось бы, такие выборы в RPG игре это норма, но Disco Elysium делает это в своей манере, тем более с учётом обстоятельств главного героя, выбор ощущается более существенным, так как ты «лепишь» игрового персонажа с нуля, по своему образу и подобию.
Пнуть почтовый ящик или успокоить его и погладить? «Подкатить» к бабуле в инвалидном кресле? Стать социалистом, и бороться за права рабочих, расистом, поддерживающего свободу Ревашоля или же сторонником феминизма и защищать права женщин? А может всего понемногу?
Эта игра предоставила мне полную свободу в выборе, казалось бы, даже в абсурдных ситуациях. Таким образом, давая ещё больше возможностей для отыгрыша и понимания того, кем являюсь именно я.
Именно так для меня работает иммерсивность в этой игре. Через раскрытие персонажа, я раскрывал всё больше личностных качеств в себе. На тот момент времени, мне хотелось быть Гарри, и я им был. Или же он был мной, это как посмотреть.
Большинство из таких диалогов оказали на меня сильнейшее влияние, и заставили переосмыслить некоторые, казалось бы, очевидные вещи.
Отдельного внимания стоит любовная линия между Гарри и той, что пахнет абрикосовой жевачкой, которая сказалась на мне больше всего в то время. Меня буквально бросало в дрожь на некоторых моментах. Точно так же, как бросало Гарри. В диалогах и снах, я абсолютно забывал, что я играю за персонажа, здесь я действовал исключительно по собственной воли. И игра показывала мне результат моих решений.
Хотя правильнее сказать, что она давала мне пищу для размышлений. К оценке своих действий я должен прийти уже сам. Здесь нет правильных или неправильных итогов. Они просто есть, отдельно, где-то там, у игрока в голове.
День третий — Надежда, 51-й год.
Про визуальную составляющую и звуковое сопровождение стоило написать отдельную статью, и я уверен таковых уже существует достаточно много. Скорее всего я просто не смогу описать эту своеобразную красоту, которая доступна игроку. Я просто скажу, что визуал и звук в Elysium’e по-своему гармоничны и всецело дополняют повествование.
Через них передаётся вся эта меланхоличная атмосфера Мартинеса, да и в целом этого мира. Показывая всё несчастье этого места. Обшарпанные стены домов, заколоченные окна, воронки от взрывов создают полную картину места, которое нам необходимо исследовать.
Похоже ли это место на то, в котором царит что-то кроме безысходности и надежды? Надежды на лучшее, надежды на изменения.
А если добавить ко всему этому превосходный эмбиент этой игры, получится то самое исскуство, о котором я писал в начале. Саундтрек обволакивает сознание, надолго заседая в голове.
Именно с таким настроением я играл в эту игру. Во мне, так же, как в Ревашоле, пылала надежда на лучшее. Но при этом я испытывал чрезмерное успокоение на душе. Мне казалось, что я дома, и это место заполняло мою душевную пустоту своей.
При этом не весь Мартинес проникнут тоской, здесь есть место и для хаоса, который несёт с собой энергию и исцеление. Давая понять, что даже в ужасное время, можно находить место для жизни, наслаждений и конечно же протохардкора… в самом неподходящем для этого месте…
Заключение
Для меня Disco Elysium является одной из самых «живых» игр, которые мне доводилось пройти.
Его атмосфера, его повествование, хаос, происходящий в нём — всё это завораживает и пробирает до глубины души. Оставляет свой след и даёт надежду на положительный исход. Показывает то разнообразие взглядов на вещи, какие только могут быть. Даёт понимание того, что не всё в этом мире так безнадёжно, как может показаться, так же как и в забытом богом Ревашоле.
Именно этим мне запомнилась эта игра. Своим хаосом, атмосферой безвыходности и лучиком надежды, на лучший исход, при обстоятельствах, которые можно только принять.
Спасибо, что дочитали эту статью до конца! Надеюсь, она вам понравилась.
Берегите своё ментальное состояние, играйте в хорошие игры и не забывайте про Disco!