Продолжаем рассказывать о скромных, но важных играх, в которых социальная составляющая порой важнее геймплейной. На этот раз — квест Attentat 1942 о жизни в оккупированной нацистами Чехословакии.
Мне стало интересно разговаривать с бабушкой где-то после окончания института. Просто хотелось слушать про её жизнь: как она работала в инфекционной больнице педиатром, как жила с первым мужем, а как с третьим. Оказалось, что она пережила две эпидемии и лечилась от глубокой депрессии, потому что невозмутимо смотреть на смерти детей невозможно. А еще что она и ее современницы вынуждены были жить без элементарных женских средств гигиены. Сложно сказать, почему мы не беседовали раньше. Выглядит так, словно я просто никогда не спрашивала о прошлом. Важно то, что однажды я зашла поздороваться на пять минут и осталась сидеть у её кровати на несколько часов.Что-то похожее произошло, когда я познакомилась с «Attentat 1942». Я слушала простые, в сущности, истории пожилых людей и не хотела останавливаться.
«Attentat 1942» — это игра-расследование, рассказывающая про жизнь в оккупированной нацистами Чехословакии: остарбайтеры, концлагеря, сопротивление, война. Благодаря прорывным This War of Mine (она рассказывает о войне с точки зрения мирного жителя) и Valiant Hearts: The Great War (печальная история о Первой мировой, «Прощай, оружие» в мире игр) осмысление войны не с точки зрения упоения боем стало привычной темой в видеоиграх. Это привело к появлению множества отличных просоциальных игр, особенно в независимом секторе: таких как, например, Venti Mesi или Liyla and the Shadows of War. Они
Эти игры отошли от старого клише «историческая игра про войну — это та, где мы стреляем во врага и не думаем о нем». Они позволили разговор о войне в играх как преступлении. Но «Attentat 1942» пошла ещё дальше и перевела разговор о собственно ужасах войны на тему ответственности современного человека, а жизни конкретных людей сделала не иллюстративным материалом, а самостоятельной ценностью.
Вы играете за внучку — или внука — Йиндржиха Елинека, арестованного гестапо сразу после того, как стало известно о покушении на Рейнхарда Гейдриха (нацистского руководителя Богемии и Моравии, который был убит сопротивлением). Как-то раз, помогая бабушке разбирать вещи, вы разговорились с ней и внезапно наткнулись на цепочку загадок: никто так до сих пор не узнал, почему дедушку забрали, и как он попал в Бухенвальд. Ваша задача — выяснить, что вообще произошло.
Игра представляет собой интерактивное кино, прерывающееся мини-играми. В настоящем мы перемещаемся между домами постаревших участников событий и донимаем их расспросами о прошлом. Каждое интервью — серия видеороликов, перемежающихся выбором реплик. Говорить и слушать надо очень внимательно. Иначе вы обидите человека или просто не докопаетесь до нужных фактов.
Когда собеседники мысленно возвращаются в прошлое, их воспоминания показываются в виде интерактивных комиксов. в самые ответственные моменты вы берете управление на себя и проживаете их прошлое вместе с ними. Разговор можно будет повторить, но для этого нужно справиться с мини-играми. Успешные интервью дадут вам доступ к страницам энциклопедии (от нацистских репрессий до черного рынка) и откроют новых персонажей, а те, в свою очередь — новые подробности жизни вашего дедушки. Концовка зависит от ваших действий.
И в общем всё. Attentat 1942 сосредоточена на рассказывании истории, ей ни к чему отвлекать игрока от неё каким-то замысловатым игровым процессом, займёт она у вас от силы три часа. Актёрская игра лишена акцентов, перед вами сидят персонажи, прошедшие через Сопротивление или марши смерти, но ведущие себя совершенно обычно и вспоминающие настоящие зверства с холодным спокойствием, как это на самом деле и бывает. Игра основывается на реальных событиях, но все персонажи вымышлены и сотворены из свидетельств разных людей.
Решение разбить видеозаписи (которые предваряет реальная хроника) комиксами довольно интересное. Это подчёркивает различия двух реальностей: настоящего, которое вы как бы способны увидеть своими глазами, как оно есть, и прошлого, которое можно постичь только в чьей-то интерпретации. Что важно, в игре вы не встретите описания убийств или пыток. Одна участница, рассказывая про свой побег, говорит своей подруге: «Вечером ко мне опять придёт надзиратель, и мне придётся делать, что он скажет». Если не задумываться, можно и не понять, что именно она имеет в виду.
Мини-игры же производят двойственное впечатление. Любая хорошо сделанная игра предполагает, что мы «взломаем её код», поймём, как действовать эффективней всего и таким образом пройдём её, а за недостаточное понимание игра накажет нас проигрышем. Так вот в Attentat 1942 мини-игры в среднем длятся по 15 секунд и у игрока почти никогда нет возможности догадаться, как правильно действовать: ему либо повезёт, либо придётся перепройти мини-игру раз или два, чтобы посмотреть, к чему приводят его решения.
С другой стороны, концептуально это решение объясняется легко: обычно у участников событий есть как раз около 15 секунд, чтобы, например, быстро спрятать агитлистовки в квартире, и нет никаких шансов догадаться, как поступить правильно. Эти мини-игры напоминают, что большинству людей удалось избежать смерти просто чудом.
Как можно видеть, ценность этого проекта не в его игровой составляющей, а, скорее, в том, как разработчики остроумно заставили геймплей служить своим целям. Та часть игры, что рассказывает о прошлом, даёт очень подробную картину жизни в протекторате Богемии и Моравии и обогащает игрока буквально энциклопедическими знаниями. Часть, что рассказывает о настоящем, мотивирует обратить внимание на ту историю, которая пока ещё живёт рядом с нами.
Ещё одно объяснение короткой длительности игры и незамысловатости игрового процесса — это её природа. Дело в том, что Attentat 1942 это общедоступная версия одной главы проекта «Чехословакия 38—89». Изначально это учебный симулятор для старшеклассников, который знакомит учеников с ключевыми событиями из истории Чехословакии от немецкой оккупации до Бархатной революции. Имитация направлена на развитие более глубокого понимания многогранных политических, социальных и культурных аспектов этого периода времени: комментарии о событиях дают люди разных национальностей, социальных классов и сделавшие разные моральные выборы. И симулятор, и игру разработали на факультете искусств и факультете математики Карлова университета при поддержке Академии наук Чехии.
Мудрость Attentat 1942 заключается в том, что она не проводит аналитику исторических событий. Могло ли убийство Рейнхарда Гейдриха что-то изменить к лучшему? Был ли прав тот, кто организовал операцию «Антропоид», учитывая закономерно случившуюся после неё волну невероятно жестоких репрессий? Игра вообще не собирается отвечать на эти вопросы. Фокус — на жизнях конкретных людей и на их абсолютное право не быть убитыми или использованными — вещью, которую нужно усвоить прежде всего остального.