Это не Silent Hill: обзор The Medium — игры о двух мирах

Возможно стоит скорректировать ожидания.

Это не Silent Hill: обзор The Medium — игры о двух мирах

Да, в The Medum фиксированная камера, альтернативный мир, Акира Ямаока, а предметы нужно объединять в инвентаре. Но по монстрам стрелять не нужно и бить их палкой с гвоздями тоже — можно лишь убегать и прятаться.

От польской Bloober Team (Layers of Fear, Observer) действительно многие ждали воскрешение Silent Hill в новой ипостаси, раз уж Konami ничего предпринимать не собирается.

Игру сразу продвигали как мистическую сюрреалистичную историю с двумя мирами — обычным и альтернативным, что, разумеется, первым делом отсылает к Silent Hill. И оценивая The Medium дальше, нельзя не учитывать эту культовую серию — слишком много у них общих мест. Источник вдохновения очерчен чётко.

До кучи в саундтрек вписались Акира Ямаока, Мэри Элизабет МакГлинн и Трой Бейкер, что также отдельно подчёркивалось в продвижении.

С другой стороны, это первый большой эксклюзив Xbox Series, так что ждали ещё и какого-то технологического прорыва, и, конечно, лоска ААА-игры. В общем-то, так её и продвигали — некстген на Xbox Series X|S.

Никакого некстгена тут, конечно, нет. Никакого лоска, прорыва и уж точно ААА-пометки — это просто неплохая адвенчура с парой интересных находок, причём, к сожалению, абсолютно не страшная. Авторы гоняют главную героиню от загадки к загадке и даже будто не пытаются нагнетать страх. The Medium игра очень старомодная, и дело не только в фиксированной камере, на которую игроки начали жаловаться ещё на анонсе.

Большая часть игры — это пазлы и загадки, причём искусно сделанные. Даже заезженная загадка с напольными часами (где её только не было?) выполнена интересно. Так что The Medium — это в большей мере квест старой школы, чем экшен, приключение или симулятор ходьбы.

В обоих мирах ты чужой

Карты в игре нет. Вся игра происходит в заброшенном пансионате «Нива», и ориентироваться там порой очень непросто. Ситуацию осложняют, а заодно и делают интереснее способности Марианны, медиума и главной героини игры.

Дело в том, что Марианна существует сразу в двух мирах — обычном и духовном. И если проход закрыт в одном мире, то возможно он открыт в другом. Призрачная Марианна может полностью отстраняться от своего тела, но не надолго — со временем она буквально испаряется.

Разделяется надвое Марианна пусть и строго по сюжету, но сама механика очень интересная. В целом она напоминает переход между реальностями через зеркала в Silent Hill: Origins, только тут в вашем распоряжении сразу две Марианны, действующие синхронно на разделённом экране. В определённый момент The Medium начинает даже открыто цитировать Origins — появляются зеркала, работающие как телепорты между двумя мирами.

С этой способностью существовать сразу в двух мирах, разумеется, связаны и почти все головоломки. Если реальный мир — это просто «заброшка» с различными вещами, которые таят в себе воспоминания из обладателей (поворачиваешь вещицу нужной стороной, слушаешь диалог — местный аналог аудиодневников), то альтернативный мир к тому же полон опасностей.

Основным препятствием выступают мотыльки, которые в миг съедят альтернативную Марианну. Чтобы пройти через рой, нужно укрыть себя магическим щитом, но сначала нужно найти источник силы и подпитаться. И эти источники, как правило, связанны с нарративом: например, в реальном мире нужно найти все три обрывка пьесы Шопена и установить на пюпитр фортепиано — тогда в ином мире там воспылает источник, от которого можно будет подзарядиться.

Помимо этого Марианна в альтернативном мире при полном «заряде» может устроить магический взрыв, который, например, запитает щиток и даст энергию, благодаря которой Марианна в реальном мире запустит какой-нибудь прибор.

Проблема только одна: паттерны действий повторяются, особенно в середине игры, где сюжет почти не двигается вперёд. Переключиться на иной мир, пробраться в закрытую комнату, открыть проход Марианне, заодно посмотрев диалог бывших постояльцев пансионата. Марианна, в свою очередь, найдёт там какой-то важный предмет, который позволит альтернативной Марианне пройти через мотыльков.

Когда появляются зеркала-порталы, то начинаешь ещё и блуждать по локациям — не всегда понятно, где ты вообще находишься, а карты, которая бы очень пригодилась, нет. Начинает путаться и сюжет — он вроде бы детективный, но имена персонажей сразу запомнить не удаётся, а потом, когда герои появляются вновь, уже не можешь понять, кто есть кто.

Есть Марианна, приехавшая в «Ниву» после загадочного звонка (будто само место призвало её), есть девочка по имени Печаль, есть множество мёртвых детей, которым нужно найти лица, есть художник, судьба которого увела не туда, есть некий парень Ричард… Мотивации ни у кого не прослеживается вплоть до финала.

Сложно быть медиумом

Ещё одно сравнение с Silent Hill не в пользу работы студии Bloober Team. Здесь почти нет харизматичных, особенных персонажей. Да что там — персонажей вообще почти нет.

Давайте вспомним Silent Hill 2. Эдди Домбровски — обидчивый толстяк в детской одежде, блюющий в туалете и с дикими глазами приставляющий к виску револьвер. Лора — маленькая девочка, которая не понимает, что творит, и просто хочет поиграть, стравливая Джеймса с жуткими боссами. Анджела, которую Джеймс встречает в депрессии, на полу перед большим зеркалом и с ножом в руках.

Никаких таких колоритных персонажей в The Medium нет. Но что мешало их придумать? Почему бы не населить «Ниву» не только призраками и воспоминаниями, но такими же живыми людьми, просто со своими странностями. Они бы придали динамики и интереса этой истории, которая разгоняется только к самому концу.

Приключение не разваливается на кучку паззлов в основном из-за двух персонажей: собственно, Печали, и монстра, который преследует Марианну в обоих мирах (при этом видно её только в альтернативном измерении) — гигантскую истеричную даму-мотылька.

Встречи с ней, к сожалению, не так часты, но каждая запоминается. Обычно это стелс, в котором нужно аккуратно красться, задерживая дыхание под её завывания: «Я надену тебя как костюм! Где ты? Они все не выдержали, но ты выдержишь». Но бывают и динамичные погони, в одной из которых миры меняются сами собой. Крайне зрелищно.

Фиксированная камера, которой испугались некоторые игроки после анонса, — это на самом деле очень мощный приём для хорроров. Благодаря ей режиссёр не только показывает самые красивые кадры, но и заставляет игрока смотреть туда, куда нужно (и не смотреть, куда не нужно).

Таким образом можно не использовать дешёвые трюки вроде скримеров — никто на вас из-за угла выпрыгивать не будет (ну, один разок). Во-первых, в случае с фиксированной камерой это несколько бессмысленно, а во вторых — зачем? Достаточно при смене положения камеры разместить где-то вдалеке жуткую фигуру или что-нибудь выходящее из ряда вон. Так работали хорроры девяностых и нулевых — такой пытались сделать и The Medium.

Но весь потенциал фиксированной камеры режиссёром, увы, не используется. Лишь несколько раз где-то позади замаячат странные тени, а в основном игрок просто будет тыкаться в стены и ходить кругами.

Однако фиксированная камера также добавляет проблем навигации. Вот выходит Марианна в коридор — камера сбоку. Откуда мне известно, куда идти? Вперёд или назад? Я иду вперёд и героиня тыкается лицом в камеру. Ага, значит назад. Типичная проблема всех старых хорроров, начиная с Alone in the Dark.

Ситуацию осложняет ещё и то, что Марианна смотрит не только на важные предметы (как это было в том же Silent Hill 2), но и просто по сторонам. Из-за этого порой путаешься, куда идти — смотрит она направо, значит, по законам жанра, там должно быть что-то интересное? Но нет — просто деревья шумят.

Впрочем, фиксированная камера в нашем случае всё-таки благо. Игра очень красивая, декорации отлично проработаны, а режиссёр пользуется данной ему свободой, чтобы показать альтернативный и реальный миры во всей красе.

Увы, если вы взаправду ожидали преемника Silent Hill, то ваши ожидания обломаются в первые же часы игры. Если первый диалог с Печалью похож на сайлентхилловский — странный, немного нелогичный, чуть пугающий, будто во сне, то потом от этого чувства не останется и следа. Вы погрязнете в надоедающих загадках и записках. Игра очень неровная, в ней многого не хватает, а чего-то — наоборот, с избытком.

Всё-таки это Bloober Team, которая прославилась маленькой, но креативной Layers of Fear. Вот и The Medium маленькая и креативная. Не стоит ждать от неё ни новый Silent Hill, ни некстегена. При продвижении игры авторы позволили себе слишком много громких слов.

The Medium — хорошая, красивая адвенчура с интересными квестами, чуть занудная и репетативная, полная возможностей, которые не стали реализовывать. Но игры Bloober Team эволюционируют, и каждая превосходит другую. Так что может быть в следующий раз мы и дождёмся чего-то, что можно будет сравнить с Silent Hill.

Что понравилось

  • Изобретательные, логичные головоломки, над которыми иногда действительно интересно посидеть.
  • Харизматичная главная героиня (о которой, впрочем, почти ничего не известно — что минус).
  • Статичная камера преимущественно берёт зрелищные ракурсы.
  • Два мира одновременно, которые живут параллельно друг другу.
  • Записки и воспоминания, которые интересно изучать.
  • Потрясающий визуальный стиль.

Что не понравилось

  • Мешанина из загадок в середине игры, которую приходится проходить через силу.
  • Внезапно появляющиеся в конце важные персонажи, на которых не было акцента ранее.
  • Статичная камера мешает навигации, из-за чего героиня постоянно тыкается в невидимые стены.
  • Когда на экране оба мира сразу с кучей объектов, ощущается небольшая просадка кадров.
  • От Акиры Ямаоки четыре трека, которые почему-то абсолютно не запоминаются.
  • Не страшно.
  • Не Silent Hill.
 

Источник

Читайте также