Базовым элементом, замыкающим в себе все проявления трансформации, является цифровой продукт. Цифровые продукты позволяют людям решать повседневные задачи и взаимодействовать друг с другом, создавать сообщества по интересам и заявлять о себе миллиардной аудитории.
Цифровое пространство, в свою очередь, вынуждает научные сообщества исследовать новые инструменты и методы изучения представления о человеке относительно новых возможностей жизни в обществе – выпускаются ежегодные отчеты[1], на книжных полках появляются книги, посвященные актуальным вопросам сосуществования человека и искусственного интеллекта, например: «Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта» Макса Тегмарка[2].
В текущем тысячелетии правда сложно представить окружающий мир без цифровых продуктов, которые постоянно трансформируют человеческую природу. В результате их потребления появляется новый уровень отношения человека к технологиями, происходит формирование нового типа мышления.
Антропология инноваций
Осмыслением бытия людей по отношению к инновациям занимается подраздел философии, называемый «антропология инноваций». Так, в нём существование инновации рассматривается в разрезе мышления, деятельности, творчества, образования, а также ценностей людей. Антропология инноваций по-новому ставит вопросы:
- «Кто такой человек?»
- «Какими ценностями руководствуется человек при создании инноваций?»
Инновация, которая приобретает смысл своеобразного объективного условия, заставляет человека искать новые возможности существования, пересоздавать новые условия и расширять свое присутствие; она получает философско-культурологическую интерпретацию. Продукт инновации помогают человеку получить необходимые знания, чтобы адаптироваться к миру перемен, а также сформировать мир, в котором человек может быть творцом инноваций.
Проблема же века инновациий заключается в том, что вещественная ориентация человека может превзойти ценностно-этические вопросы и тогда творческое начало человека будет нацелено на создание новых вещей без осмысления их моральных действий и последствй.
Человек, как генератор новых идей эпохи экспоненциальных технологий должен уметь анализировать, какими этическими рамками он должен руководствоваться до момента, когда они выйдут из под его контроля и он станет объектом посягательства незапрограмированных на этику машин.
Теории вопроса. Техноэтика
Развивающиеся технологии демонстрируют (например, аддиктивный UX или вот ещё пример с дипфейками), что они могут нести моральную угрозу человеку и обществу.
Вместе с этим они же несут в себе более сложные этические вопросы. Эти события актуализируют потребность в определении норм для оценки вмешательства технологий в жизнь человека.
Из-за своей относительной новизны как науки в настоящей момент термин «техноэтика» не получил однозначного определения, при этом все данные раннее рассуждения сводятся к тому, что данная наука изучает индивида и социум под влиянием различных факторов технологий.
Технологическая этика – это вид прикладной этики, который занимается исследованием связи человека и общества с технологиями, проблем и следствий этого взаимодействия, а также конкретизации этических норм, которыми должны регулироваться создатели технологических систем. Чем больше масштаб использования технологии в мире, тем сложнее разрабатывать систему как с точки зрения поддержания и обеспечения ее жизнедеятельности, так и воплощения в ней этических принципов.
Этические принципы
Считается[3], что этические принципы классифицируются на два основных раздела: первый – это базовые, основанные на благодетелях, а вторые – это частные, которые также принято называть ценностями-добродетелям. Последние также разделяются на направления, основывающиеся на храбрости, мудрости, искренности, любви к себе и дальнему.
Технологии не могут обладать искренностью, самообладанием и другим частным принципам. Так называемые аффективные технологии, которые способны считывать эмоциональное состояние человека, и отвечать ему тем же, пока что умеют считывать экспрессию человеческого лица (тут подробнее). Но правильная ответная реакция технологии не может отвечать оператору только по его звучанию голоса или движению. Большое значение имеет логика ситуации, потому что человек может не явно или, к примеру, совсем не выражать свои отрицательные чувства и технологии будет сложно дать подходящую к моменту ответную реакцию.
Интеграция этических принципов в процесс проектирования
Потребность в изучении вопроса этики технологий очевидна не только отрицательными последствиями технологий, но и тем, что многие ключевые игроки технологического рынка и международные организации представили свои варианты провозглашения этики как основы очеловечивания технологии. В этих документах заявлена этическая ответственность компании перед потребителями и даны рекомендации и векторы совершенствования технологий для менее крупных компаний.
Тем не менее, трата ресурсов компании на изучение этики – не всегда очевидна своими выгодами для бизнеса в сравнении с заработанной прибылью, выполнение/ перевыполнение плана продаж, количеством новых клиентов, проданными подписками. Но как часто принимается во внимание идеалы и принципы долженствования человека? С увеличением масштаба продукта вопрос о моральной ответственности может не возникнуть до первого несчастного случая. Помимо контекста ситуации большую сложность представляет менталитет человека, в зависимости от которого характер общения с технологиями будет иметь различные последствия. Люди выдают разные моральные суждения об одном и том же эпизоде в зависимости от того, судят ли они себя или других, какая из их социальным ролей переходит на передний план, какие речевые формулировки используются, насколько психологически далеко намерение отстоит от результата.
Так, как же как создавать цифровые продукты в согласии с этикой?
Что командам и компаниям поможет транслировать свои продукты под призмой этики:
- Командам применять этический подход к проектированию с начала работы над прототипом решения проблемы.Данный подход помогает прогнозировать и реагировать на возникающие ситуации.
- Соответствующим службам при выборе подхода к созданию продуктов внедрить этические принципы как часть целостного подхода. Они не должны заменить общие принципы этики компании, а скорее дополнять и усилить их.
- Высшему и среднему менеджменту компании необходимо возложить ответственность за внедрение этических аспектов в продукты на межфункциональный уровень. Работа с этической проработкой не должна быть прерогативной технологического, юридического или иного отдела. В противном случае, ответственность, возложенная на определенный функциональный отдел, не обеспечит создателей видением потенциальных угроз и соответствующих противодействий. Люди, которые не несут непосредственную ответственность за созданный продукт, не должны использовать работу над этикой как обязанность других отделов в качестве предлога, чтобы не осознавать потенциальную возможность возникновения этических дилемм.
- Этические принципы должны быть конкретными и гибкими. Созданный этический документ должен рассматривать варианты использования принципов относительно культуры организации, а их актуальность проверена за счет применения к конкретным случаям использования, с которым сталкивается компания.
- Обеспечение команд необходимыми ресурсами, чтобы принимать этические решения в отношении цифровых продуктов. В случае, когда члены команды сталкиваются с проблемами этического характера, им необходимо предоставить соответствующие ресурсы и инструменты для распознавания, оценки и тестирования решений.
Люди являются не независимы от технологий, а являются её частью как система. Такое понимание ставит технологию в тесную связь с человеком, при этом система должна включать в себя оценку этичную разработку технологий и принятие общественных ценностей.
Путем изучения взаимоотношений человека с технологиями в различных контекстах общество приобретает ценные знания для принятия ответственных решений.
Список литературы
[1]. Organisation for Economic Co-operation and Development. How’s life in the Digital Age? Opportunities and Risks of the Digital Transformation for People’s Well-being // OECD Publishing. 2019 doi: 10.1787/9789264311800-en[2]. М.Тегмарк. Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта. 2019
[3]. Гартман, Н. Этика / Н. Гартман. Перевод А.Б. Глаголева. 2002
[4]. Luppicini, Rocci, Adell, Rebeca. Handbook of Research on Technoethics // Information Science Reference. 2009. Hershey, New York