Эстетика sci-fi: киборги, бетон и асимметрия

Кратко разбираем эволюцию визуала в фантастических фильмах.

Эстетика sci-fi: киборги, бетон и асимметрия

Сайфай, или научная фантастика — слишком широкий жанр, чтобы его можно было уместить в один визуальный сеттинг. Первыми ласточками сайфай, ещё в литературе, были Жюль Верн и Герберт Уэллс. Книги первого породили необъятную и красочную вселенную стимпанка, второго можно считать отцом постапокалиптической антиутопии. В ХХ веке литературные фантазии о будущем сравнялись по популярности с детективами и романами, а вскоре и перегнали их. Промышленная революция вытесняла старые традиции. В лязге металла, искрах разрядов и шипении гидравлики рождался новый технократический миф.

Со временем научно-фантастический жанр эволюционировал, разделившись на несколько течений. Поговорим о визуальных характеристиках основных из них.

Космическая одиссея: вера в человечество

Так называемая “твёрдая” научная фантастика, старые добрые истории о покорении космоса и торжестве науки и техники. Суровые мужчины и безукоризненно красивые женщины в лаконичных форменных комбинезонах вписаны в геометрически правильные интерьеры космических кораблей или футуристических зданий. Характерная для этого жанра симметрия и чистота линий уходит корнями в античную идею гармонии. В 60х будущее представлялось светлым, гармоничным, наполненным сильными красивыми людьми и разумной техникой. Мир стоял на пороге великих перемен, людям хотелось верить в хорошее.

Но годы шли, и становилось понятно, что человеческая природа, в отличие от техники, меняется медленно. Появилась социальная фантастика, и здесь общество будущего уже не было похоже на упорядоченный социалистический рай.

Антиутопия: стирание индивидуальности

Если мир классической фантастики строится на гуманистических идеалах и вере в прогрессивное человечество, то мир антиутопии, наоборот, антигуманистичен. “Твёрдая” фантастика воспевает романтику экспансии, осознанный аскетизм во имя большой цели. Антиутопия доводит эту идею до абсурда, показывает, как режим возводится в абсолют и довлеет над личностью, полностью её стирая. Визуальные особенности жанра это подчеркивают.

Здесь мы тоже видим простые симметричные формы. Но это уже не строгие функциональные очертания космолётов и не светлые, устремлённые ввысь города будущего. Это тяжёлые конструкции из монолитного бетона с узкими окнами, похожими на бойницы, низкие коридоры и огромные полупустые залы с монументальной мебелью. Из дизайна персонажей и обстановки исчезает цвет, гамма становится тёмной, невыразительной. Одежда и архитектура отсылают зрителя к культурам, где был принят отказ от личного в пользу безусловного повиновения вышестоящим. Здания похожи на пирамиды ацтеков и на шедевры конструктивизма тоталитарных времён. Униформа напоминает одежду самураев эпохи Бусидо. Деталей минимум, индивидуальности тоже. Гражданские выглядят нарочито беззащитно по сравнению с людьми режима.

Киберпанк: бунт личности против системы

Киберпанк сочетает в себе эстетику технократии и молодёжного бунта. Здесь герой уже не строит новый мир и не пытается выжить под гнётом режима. Он открыто бросает вызов системе. Роль системы играют корпорации. Внешней индивидуальности героя здесь уделяется максимум внимания. Броская одежда с обилием нефункциональных деталей, асимметрия, цветные волосы, вживлённые в тело бионические примочки — от протезов конечностей до экзоскелетов и шунтов для подключения к сети — всё это киберпанк.

Визуально жанр очень пёстрый. Вселенная корпораций — многонациональный вавилон, что позволяет творцам брать образы из разных эпох и стилей. Азиатская техногенная эстетика обильно приправлена заимствованиями из нуара (“Матрица”, “Джонни-мнемоник”), поп-арта (“5 элемент”), ар-нуво и модерна (Transistor). Из нуара же растут ноги и у традиционного для жанра ландшафта: гигантский мегаполис с башнями из стекла и бетона в центре и кошмарными гетто на окраинах, расцвеченный неоном и граффити, олицетворяет мощь и уязвимость корпораций. Постоянно пасмурная или дождливая погода подчёркивает, что в мире, где во главе угла стоит власть и деньги, плоховато с экологией, да и с настроением не очень.

Космоопера: смешение жанров

Космоопера — самый пёстрый и непредсказуемый жанр sci-fi. Она эксплуатирует любые сюжеты, от эпических до комедийных, и все известные визуальные стили. Первопроходцем в этом жанре справедливо было бы назвать Джина Родденбери и его Star Trek, но визуально этот сериал выдержан вполне в духе космической героики 60х. Первым, кто позволил себе щедрой рукой зачерпнуть вестерна, восточной культуры боевых искусств, фэнтэзи и народных сказок, добавить всё это в традиционную фантастику и замешать в один котёл, стал Джордж Лукас. Он поставил на эклектику и не прогадал: уже сорок лет его вселенная цепляет за душу миллионы людей по всему миру и порождает подражателей. Иногда успешных.

Визуальный рецепт космооперы прост: берёте звездолёт и помещаете его в ваш любимый сеттинг. Если вселенная велика и насчитывает десятки планет, сеттингов может быть несколько. Главное — не запутаться и не забыть объединить всё это дело какой-нибудь общей идеей. И вооружить космических ковбоев бластерами, конечно.

Автор: Анна Лунёва специально для Smirnov School, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации.

Открыт набор на курс «Основы CG рисунка«. Это курс для всех, кто любит рисовать и хочет изучить Adobe Photoshop, основы дизайна, построение в перспективе и освещение. Скажите, что пришли с DTF, и мы предоставим вам приятную скидку.

 

Источник

Читайте также