…и заголовок, который был кликбейтом… почти. Но обо всём по порядку 😉
Всем привет! Захотелось вот написать статейку про какое нибудь интересное оружие, да чтоб ещё тематике ресурса соответствовало (читай, в играх появлялось). И первое, что пришло в голову — Desert Eagle. Да большинству бы он пришёл в голову, скорее всего. Про него, наверное, все и так всё знают, поэтому не наш вариант. А вот дробовик Jackhammer был очень популярен в играх в нулевые, но сейчас его уже почти не встретишь. Последнее появление зафиксировано в игре Ironsight, вышедшей в Корее в 2018, а у нас в открытую F2P бету в 2019 году.
Итак, не буду томить вас ещё более длинным вступлением, и наконец «поясню за базар». Дробовик, как вы уже поняли, существовал. Разработан Pancor Corporation, основателем которой, как и конструктором дробовика, был Джон Андерсон. Забегая вперёд — дробовик так и не был принят на вооружение, а по официальным данным изготовлено было всего 3 экземпляра, 2 из которых не пережили испытания.
Но даже этот единственный образец сильно отличается от двух других, проходивших испытания. А именно они и должны были поступить на вооружение в случае успеха. Давайте же теперь вернёмся немного назад. Я расскажу небольшую историю, а ты, дорогой путник, постой и послушай ©
Джон Андерсон, вернувшийся с Корейской войны, задумался о том, что помповый дробовик, которым он воевал, недостаточно эффективен, и надо бы сделать лучше. Чтоб заряжать его удобнее было. А ещё лучше автоматический, чтоб косить врагов демократии в АОЕ, не отвлекаясь на передёргивание затвора. Ну и компактный до кучи, чтоб таскать было удобно. И вот, в 1978 году Андерсон разработал такую вундервафлю. Позже, аж в 1984 он оформил патент на базовую конструкцию, на основе которого выпущен первый образец в 1985 году. Технические решения, сделанные при его производстве, были запатентованы в 1987 году. А первые испытания проведены только в 1990 году.
Как видите, разработка затянулась, и за это время многое изменилось. В родных штатах чудо-дробовик ограничили в продаже для гражданского рынка, так как это автоматическое оружие. Вместе с ограничениями на производство автоматического оружия, наложенными в 1986 году, это сильно ударило по перспективам найти инвесторов. Были у Андерсона и заказы от иностранных правительств, но финансировать разработку и окончательное производство они не желали. Естественно, компания обанкротилась. Предполагаемые зарубежные заказы подлежали утверждению госдепартаментом штатов, которого не последовало. Активы Pancor были распроданы, и на этом история закончилась.
Теперь об различиях произведённых моделей. Те, что были отправлены на испытания, были легче на 1.8 кг благодаря убранному материалу и использованию штамповки вместо литья. Так же, по слухам, у них был более удобный метод перезарядки. Ещё было произведено несколько не функциональных моделей, при изготовлении которых применяли такие материалы, как листовая жесть, дерево, и даже глина. Таким образом очевидно, что сохранившийся образец не предназначался для массового производства, и служил лишь рабочим прототипом.
Так что же представлял из себя Jackhammer? Можно, конечно, углубиться в механизм его работы, но я постараюсь объяснить поверхностно, на пальцах.
Дробовик сделан по схеме буллпап (это когда магазин находится перед пистолетной рукоятью). Заряжается барабанами на 10 патрон 12-ого калибра. Автоматика работает на основе газоотводного механизма с подвижным вперед стволом. Ствол расположен внутри газового цилиндра, а кольцевой газовый поршень жестко установлен на самом стволе. После выстрела горячие пороховые газы попадают через отверстие в стволе в газовый цилиндр и, воздействуя на газовый поршень, толкают подвижный ствол вперед, сжимая возвратную пружину. При движении ствола вперёд связанный с ним шток входит своим задним выступом во взаимодействие с пазом барабанного магазина, и поворачивает его. При обратном движении ствола под действием возвратной пружины шток взводит ударный механизм.
Теперь обратим внимание на сам барабан дробовика, и на барабан упомянутого автоматического револьвера Webley-Fosbery. Действие автоматики у них очень схоже, за исключением подвижного ствола.
А что же Jackhammer взял от родного нашему сердцу Нагана? Тут уже на цену выступает подвижный ствол. И человек, знающий принцип работы Нагана возразит — WTF? Да, у Нагана был подвижный барабан, примыкающийся к стволу так, что он немного заходил в камору. Таким образом исключался порыв пороховых газов.
Но суть у Jackhammer ровно та же. Только вместо барабана движется ствол, и при возврате в заднее положение, он так же входит в камору барабана.
Скорострельность данного механизма составляет 240 выстрелов в минуту. При этом отсутствует режим одиночного огня. Предполагается, что его нужно вести короткими нажатиями спуска, небольшая скорострельность должна этому поспособствовать. Перезарядка вручную производится движением цевья. Коротким движением цевья назад также отбрасывается пустая кассета.
Смена барабана тоже выполнена необычно. Для его отделения от оружия нужно до половины выжать спусковой крючок, и затем подать цевье вперед до упора. При этом ствол и ось барабана уйдут вперед, и барабан выпадет. В переднем положении цевье и ствол зафиксируются защёлкой, что позволит вставить новый барабан. Затем нужно снять защёлку фиксации ствола. После этого вся система встанет в боевое положение, и будет взведён УСМ.
Ещё одна особенность Jackhammer — возможность быстрой смены ствола. Для этого надо снять надульник, повернуть ствол на 90 градусов вокруг его оси и извлечь его вперёд вместе с возвратной пружиной. Затем вставить новый ствол, повернуть его на 90 градусов, чтобы он сцепился с приводным стержнем, затем надеть на ствол возвратную пружину и установить на место надульник. Осталось только приделать телеви… кхм… ленту, и у нас полноценный дробовик-пулемёт!
И ещё стоит уделить внимание самому барабану. Его тоже запатентовали, и название дали — «Ammo Cassette». Предусматривались барабаны двух типов.
- Первый тип имел обычные каморы, рассчитанные на специальные усиленные патроны 12 калибра. После извлечения из оружия такой магазин можно было освободить от пустых гильз и снарядить патронами заново.
- Второй тип магазинов должен снаряжаться в заводских условиях, при этом порох, снаряд (картечь, пуля и т. п.) и капсюль снаряжались непосредственно в барабан, без гильз. Полностью снаряжённый барабан герметично упаковывался в пластиковую плёнку и в таком виде должен был поставляться пользователям. Перед заряжанием стрелок должен был сорвать с барабана пластиковую обёртку и зарядить его в оружие, а после израсходования всех зарядов — выкинуть (или, если позволяет ситуация, сохранить для последующего возврата на завод для перезарядки).
На основе таких магазинов Андерсон также разработал специальную противопехотную мину Bear Trap (медвежья ловушка), представлявшую взрыватель, присоединяемый к магазину. При его срабатывании заряды из всех камор выстреливались одновременно, создавая эффект осколочной мины направленного действия.
Чтож, краткий экскурс в историю и устройство дробовика я сделал, теперь перейдём к тому, ради чего мы здесь.
К играм!
Так с чем же связана такая популярность Jackhammer в играх? Ведь он никем не был принят на вооружение. Даже не участвовал ни в каких операциях, и тем более конфликтах. Да он вообще не нашёл ни одного потребителя! Это оружие, имеющее один живой прототип, несколько патентов, и всё!
Но для игр ведь нужно не это. Загибаем пальцы:
- брутальный внешний вид
- пафосное название (дословный перевод — отбойный молоток)
- модная компоновка буллпап
- здоровенный барабан, заряженный здоровенными патронами
- это полностью автоматический дробовик
- ЭТО, МАТЬ ЕГО, ПОЛНОСТЬЮ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ДРОБОВИК!!!
Двух последних пунктов, вобщем то, хватило бы для обеспечения популярности этого оружия у геймдевелоперов. Но прибавим всё остальное, и сразу это начинает выглядеть так, будто без него вообще не может существовать игры, в которой есть оружие.
Итак, большинство олдфагов впервые встретили этот дробовик в Fallout 2. Так же как и в большинстве других игр, тут он является самым мощным дробовиком. В магазине было честных 10 патрон, а стрелял он очередью по 5.
Менее олдфажные олдфаги скорее всего познакомились с этой адовой машиной в Max Payne. Что не удивительно, и здесь это лучший дробовик. В отличие от оригинала, тут магазин был уже на 12 патрон. Автоматическая стрельба, само собой, на месте. Какой же щенячий восторг я испытал, впервые получив этот дробовик, просто сметающий врагов на своём пути. По моему скромному мнению, именно Макс популяризировал Jackhammer на следующие 10 лет.
Что было Дальше? Far Cry, Battlefield 2 и 3, Ranbow Six 3, 7.62, и многие другие! И фактически везде он был королём дробовиков. Автоматический отбойный молоток просто не мог им не быть! И если не учитывать мощность, с ним хотелось играть хотя бы просто из-за невероятно крутого внешнего вида.
Но даже если разработчики не добавляли в игру это оружие, на помощь приходили мододелы. С их помощью Jackhammer появился во многих популярных играх. Вот лишь некоторые из них:
Сейчас же популярность его сильно снизилась. Думаю, связано это именно с тем, что он так и не был запущен в производство. Наиболее популярные модели автоматических дробовиков, которые сейчас можно встретить в играх, это AA-12 и SPAS-12. Так же в последнее время стал весьма популярен Fostech Origin-12. И главным их отличием, конечно, является то, что эти дробовики были запущены в производство и нашли своего потребителя. Разработчики резонно сочли, что добавлять в игру, основанной на реальном мире, оружие, которое реально используется, всё таки лучше и уместнее. Гораздо приятнее ассоциировать ствол в своих виртуальных руках с тем, который ты видел в живую, или хотя бы в статьях/кино/передачах.
Тем не менее, Jackhammer вообще имел все шансы уйти в историю, даже не войдя в неё. По сути, именно игры открыли его общественности и сделали узнаваемым. Ни в фильмах, ни в сериалах, ни в какой другой массовой культуре он не светился.
Вместо послесловия.
Вот такая история вышла про дробовик, который не был завершён, имеет лишь один живой прототип в мире, и грустную историю разработки. И не смотря на всё это, благодаря играм он стал известен широкой публике. Я постарался по-компактнее написать его историю, а так же упростить описание принципов его работы. Заходит ли формат, и написать ли мне со временем что нибудь похожее? Чего не хватает, или что то нужно убрать? Буду благодарен фидбеку.