Изменение роли римского бога Нептуна: от бога плодородия к повелителю морей

Изменение роли римского бога Нептуна: от бога плодородия к повелителю морей

На данный момент этот бог известен как Повелитель морей и затмил собой многих других водных мифических существ. По своей популярности он мог бы посоперничать разве что с греческим Посейдоном, от которого вобрал в себя множество функций. И именно Нептуна позже всячески высмеивали в мультсериале «Губка Боб квадратные штаны», а жители Бикини Боттом за глаза называли бога морей «Дорогой Нептун», или же просто восклицали: «Слава Нептуну!», «Храни тебя Нептун!» и «О, мой Нептун!».

Общепринятой этимологии имени «Нептун» не существует. Пауль Кречмер возводил его к праиндоевропейской основе *neptu- «быть влажным, мокрым», что соответствует санскритскому корню nabhah, хеттскому — nepis, латинскому — nubs/nebula, немецкому — Nebel и славянскому — nebo. Все эти корни указывают на функцию Нептуна как на божество тумана или же дождливого неба, тем самым отождествляя его с римским богом неба Целусом (лат. Caelus, caelum, что означает «небо» или «небеса»), который позже стал эпитетом для еврейского бога Яхве. Вторая теория гласит, что слово «нептун» происходит от имени древнеирландского божества Нехтана, повелителя истока реки Бойн и колодцев. Ему соответствует в этом плане этрусский бог Нетунс, который изначально был богом колодцев, а затем стал божеством воды в целом.

Но Нептун, как и в своё время греческий бог Посейдон изначально никакой связи с морем и водой в принципе не имел. В Древнем Риме наиважнейшим элементом повседневной жизни являлось сельское хозяйство и сбор урожая, а значит, и все боги, за исключением разве что Либера и Януса (изначального бога времени), выполняли ТОЛЬКО эти функции. Самым главным богом плодородия был Сатурн, в честь которого в Риме устраивали праздник — Сатурналии, который отмечался с 17 по 23 декабря и был связан со сбором урожая, посевами и зимним солнцестоянием. У Сатурна была и супруга, богиня земли и плодородия Опс (или Опис). По словам позднеримского историка Феста, «Опис называется женой Сатурна и дочерью Целуса. Ею они обозначали землю, потому что земля распределяет все блага человеческому роду» (лат. Opis dicta est coniux Saturni per quam uolerunt terramsignificare, quia omnes opes humanogeneri terra tribuit). Опис вскоре стала покровительницей богатства, изобилия и процветания.

Но культ Нептуна в Риме появился намного позже других богов, и какое-то время этот бог «исполнял обязанности» божества плодородия, а потом внезапно переквалифицировался в бога пресноводных источников. В то время как приверженцы культа его греческого «коллеги» Посейдона относились к своему богу как к своего рода заместителю Зевса, римский Нептун никогда не был правящим божеством. Он даже не представлен ни в Архаической Триаде — Юпитера , Марса и Квирина (обожествленная фигура Ромула, основателя Рима), ни в Капитолийской Триаде — Юпитера, Юноны и Минервы.

До слияния с греческим культом изначально у этих божеств были совсем другие роли: например, тот же Юпитер был богом погоды, мирового порядка и даже предсказаний будущего! Не говоря уже о том, что он был богом клятв и торжественных заявлений (если греческие боги клялись водами Стикса, то римские правители — камнем/кремнем Юпитера, который назывался «силекс«), даже войны (где играл роль наблюдателя и полководца) и политики. Поэтому неудивительно, что римские императоры сравнивали себя с Юпитером со времен Августа. Юнона, до того, как стала супругой Юпитера, была богиней римского государства, воинов и покровительницей женщин. Что касается Минервы, то она изначально была богиней интеллекта, философии, мастерства, искусства и вдохновения, её почитали ремесленники и торговцы. Ну, а Марс был основоположником Рима, изнасиловал невинную Рею Сильвию и произвел на свет Ромула и Рема, близнецов, которые впоследствии основали легендарный город. А вот истинной богиней войны была Беллона, сестра Марса.

Но вернёмся к Нептуну. Его значение возросло во втором и третьем веках до нашей эры, когда римская гегемония распространилась по всему Средиземноморью. Как и в случае с другими римскими божествами, значение Нептуна уменьшилось в первые века нашей эры и полностью потеряло популярность с приходом христианского господства над Римской империей в четвертом веке. В честь этого бога жители Древнего Рима устраивали праздник Нептуналия, который отмечался два дня, начиная с 23 июля, когда в стране царил зной. Но об этом торжестве известно очень мало, до нас дошли лишь скудные известия о том, что римляне в те дни часто выпивали и отдыхали в тени густых ветвей.

Помимо своей роли божества колодцев и пресных источников, бог Нептун постепенно культивировался до крупнейших известных водоемов, а именно морей (римляне знали об океане за пределами Пиренейского полуострова, но лишь смутно). Также он был способен повелевать ветрами и вызывать шторм. Возмутив моря и обрушив сокрушительные волны на проплывавшие мимо корабли, Нептун безжалостно потопил их и отправил многих моряков в водную могилу. Хотя он был действительно могуч в своих владениях, сила Нептуна ослабевала по мере удаления от моря. Но таким Нептун стал только в четвертом веке до нашей эры — почти через четыреста лет после основания Рима, когда стал почитаться наравне с другими «официальными» римскими богами. По немногим дошедшим до нас мифам Римской империи можно сделать вывод, что точная роль Нептуна, который был некогда оригинальной фигурой пантеона, оставалась неясной в течение столетий после его появления, а функции — размыты.

Ну, а дальше, как мы знаем из школьного курса истории, римляне захватили Грецию и отождествили своих богов с вражеским пантеоном. В науке это явление прозвали «синкретизмом». И тут, честно сказать, за оригинальных богов мне лично стало обидно, ведь их изначальные функции просто списали со счетов, а мифы — канули в Лету. С тех пор Юпитер стал аналогом Зевса, Марс — Ареса, Сатурн — Кроноса, а Опис/Опс отождествили с Реей. И вышло так, что мифы о происхождении и детстве Нептуна оказались точным подобием истории Посейдона с одним отличием: что в случае с Юпитером и его братом Нептуном их мать Опс схитрила одинаково, подсунув ненасытному Сатурну камень вместо младенцев, тогда как в случае с Посейдоном фигурировал жеребёнок. Далее Нептун по жребию с двумя братьями — Юпитером и Плутоном — выбрал себе водную стихию и поселился в Средиземном море. И историю со жребием придумали именно в Риме, а не в Греции!

Согласно «Метаморфозам» Овидия , написанным в первые годы нашей эры, Нептун определил контуры Земли, придав форму морскому дну, а также долинам, по которым текли реки и ручьи:

«Сам Нептун ударяет своим трезубцем в землю, так что она дрожит, и этим ударом открывает каналы для вод. Разливаясь, реки несутся по открытым равнинам, сметая при этом не только сады, стада, дома и людей, но и священные храмы и их содержимое«.

Некогда у бога Нептуна существовали две богини — Венилия, повелительница ветров и Салация — богиня солёной воды и морских глубин. Обе были известны как Паредре — то есть сущности, сопровождающие бога и представляющие его фундаментальные аспекты (или силы). Так, Венилия прибивала волны к берегам, а Салация заставляла их отступить в море. Также эти две богини интерпретировались как функции воды, а не ее движение: Салация олицетворяла жестокий аспект хлещущей и переливающейся воды, а вот Венилия — спокойный, нежный аспект стоячей (или медленно текущей) воды. Под эллинским влиянием эти паредре стали считаться отдельными божествами и супругами связанного с ними бога. Так, Салация стала супругой Нептуна и аналогом греческой Амфитриты, а Венилия вышла замуж за Януса.

Стоит сказать, что хоть Нептун изображался с тройкой морских коней, изначально он ничего общего с лошадьми вообще не имел. За коневодство отвечал другой римский бог — Консус, исполнявший также функции бога конференций и зерновых культур. Но из-за слияния с греческим Посейдоном (образ коня которого олицетворял как жестокий аспект бога, так и грунтовые воды в целом) эти два бога буквально растворились в единой фигуре Нептуна, ставшего повелителем коневодства и скачек, и кони получили римский эпитет — Neptunus equestris («кавалерия Нептуна»). Дальше историю Нептуна дописывали римские писатели и философы, такие как Вергилий с его «Энеидой» (аналогом «Одиссеи» Гомера), Овидий с его «Метаморфозами» и т.д. Так, в одной из глав Нептун занял место бога Зевса и умудрился устроить Всемирный Потоп, в своем рвении уничтожив весь мир:

«Любое здание, которое устояло и пережило великую катастрофу неповрежденным, все еще имеет крышу, затопленную самыми высокими волнами, а башни погребенные под водой. И теперь земля и море не различимы, все — море, море без берега«.

В результате разрушений, вызванных наводнением, в живых остались только один мужчина и одна женщина. В конце концов, «великий царь морей» позволил своему сыну Тритону трубить в свою могучую раковину и подать сигнал воде отступить. Бушующие воды утихли, оставив земле такие очертания, какими они были известны римлянам. Вергилий описал Нептуна в своей эпической поэме как успокаивающего море и благоволящего путешествию героя Энея, оберегающего его от невзгод. Произведение было написано в конце первого века до нашей эры, и по его сюжету именно Эней считался основоположником Рима, а Ромул и Рем — лишь его потомками.

Нептун сохранился в массовой культуре как название восьмой планеты от Солнца. Среди его многочисленных спутников — Тритон и Протей, носящие имена сыновей Нептуна (ранее — Посейдона, у которого был лишь сын Тритон). Тип подводной лодки, известный как «Нептун», также доступен для коммерческого использования. Остатки римского бога также сохранились в стереотипном образе морского владыки. Распространенный образ в искусстве и литературе, морской владыка часто появлялся в образе бородатой фигуры с волосами из морских водорослей и царственного тритона. Персонаж короля Тритона в диснеевском анимационном фильме « Русалочка» 1989 года является одновременно примером этого образа и длительного влияния Нептуна.

 

Источник

бога, изменение, морей, Нептуна, от, плодородия, повелителю, римского, роли

Читайте также