Вера в призраков известна миру ещё с античных времён. Человек одновременно и боялся смерти, и проявлял нездоровый интерес к ней. Случаи, когда людей порой погребали заживо, натолкнули на веру в то, что после смерти у человека есть душа, и она способна также вернуться в мир живых и здорово напакостить. Чтобы «ревенанты», как в древности называли призраков и даже вампиров, не причинили вреда, их либо старались задобрить жертвоприношениями, либо изгнать с помощью магических ритуалов. Но, времена меняются, и люди порой обращались к духам умерших за советом или предсказанием, но с появлением христианства это прекратилось.
Менялся также и внешний облик призрака — так, в Греции они являлись либо в форме пара/дыма, либо такими, какими были в момент смерти или гибели. В скандинавской и финской традиции — напротив, призраки появляются в телесной форме, их часто принимают за живых людей, а сверхъестественную природу скорее выдает поведение, а не внешний вид. Призраки могут быть немыми, появляться и исчезать внезапно или не оставлять следов или других следов. Призраки также фигурировали в римских трагедиях Сенеки, главной темой которых была месть, и совершали ее, как правило, уже не живые люди (вроде Медеи), а тени умерших. Например, в «Агамемноне» тень Фиеста побуждает Эгисфа отомстить за отца, тем самым разворачивая на глазах кровавую драму.
В эпоху Ренессанса жанр трагедии в театрах возник именно в Англии, где в рамках пьес «Испанская трагедия» , или «Иеронимо снова безумен» Томаса Кида и «Гамлета» Шекспира драматурги подражали Сенеке и впервые показали призрака жаждущим возмездия. Это и Король Гамлет, которого отравил его брат, король Дании Клавдий, и испанский дворянин — дон Андреа, которого убил португальский принц Бальтазар. Отличие было в том, что призраки часто изображались в доспехах, которые придавали сценическому образу ощущение старины. А вот самый «клишированный» и забавный образ привидения, который примеряют американские дети на Хэллоуин — Призрак в простыне — впервые появился на сцене только в 1800-х годах и стал популярным благодаря тому, что актёру, изображающему его роль, перемещаться по сцене было легче, чем передвигать бронированный костюм.
Истории о домах с привидениями обрели широкую популярность в 19-м веке. Примером тому служит готический роман Хораса Уолпола «Замок Отранто», переосмысливающий трагедию «Гамлет» в новом ключе. Новшеством для того времени является описание нарастающего напряжения, в ход идут такие элементы, как: секретные ходы, лязг люков, картины, начинающие двигаться, и двери, закрывающиеся сами по себе. Цель таких историй — внушить читателям ужас. Классические истории о привидениях созданы под влиянием традиции готической фантастики и содержат элементы фольклора и психологии.
Но были и исключения, например, когда объекты или люди случайно принимались или намеренно выдавались за призраков, как в романах «Собака Баскервилей» А. Конан-Дойла и «Призрак Оперы» Гастона Леру или «Легенда о Сонной Лощине». Другой пример — Рождественские истории, как у Чарльза Диккенса, где призраки скорее играли роль Совести для главного героя — Эбенейзера Скруджа, указывали ему на ошибки молодости и заставляли изменить себя.
С появлением кино и телевидения изображения призраков на экране стали обычным явлением и охватывали самые разные жанры. Наряду с экранизациями Шекспира и Диккенса, истории преследования призраками и определенных мест рассматривались в 1930-40-х годах с более юмористической точки зрения. Роль призрака также трактовалась и в сентиментальном ключе как в фильме «Призрак и миссис мьюир» 1947 года и в одноимённом ситкоме 1968–70 годов. А вот с 1966-1970-х годов экранные изображения призраков разделились на отдельные жанры: романтику и ужасы. Распространенной темой в романтическом жанре этого периода является призрак как добрый проводник или посланник, часто с незаконченными делами, как, например, «Поле чудес» 1989 года, «Призрак» 1990 года. Из ужасов можно вспомнить сериал «Мрачные тени» 1966-1970-х годов, где призраки буквально разделились на четыре вида:
— злонамеренных мстителей, способных уничтожить всё живое (к ним относятся Квентин Коллинз и Джерард Стайлз);
— погружённых в глубокую печаль или депрессию до такой степени, что не осознают человеческого взаимодействия (к ним относятся несчастные женщины, Вдовы, чьи мужья погибли в море и не вернулись домой, и они с горя разбежавшись, прыгнули со скалы и теперь издают печальные вопли в ветренную погоду. Утёс в честь них назвали Вдовьим, и с него покончила жизнь самоубийством Жозетт ДюПре, рыдания которой были слышны лунной ночью в особняке Коллинвуд. Женщины наказаны за свой грех, они не в силах обрести покой и привязаны либо к утёсу, либо к тем местам, где жили — так, в первых сериях Жозетт появлялась из собственного портрета, висевшего в гостиной).
— доброжелательные духи, помогающие живым в опасные времена (к ним относится Сара Коллинз, младшая сестра вампира Барнабаса Коллинза, которая подружилась с Дэвидом и защищала людей от своего брутального брата).
— тех, кого можно вызвать с определённой целью или же против воли магическим способом (к последнему относится Иеремия Коллинз, убитый племянником Барнабасом на дуэли и возвращённый к жизни ведьмой Анжеликой).
В жанре ужасов также можно вспомнить фильм «Туман» 1980-х годов и серию фильмов «Кошмар на улице Вязов» 1980-х и 1990-х годов. Они являются яркими примерами тенденции к слиянию историй о привидениях со сценами физического насилия. Не обошёл этот жанр и мультипликацию — в 1980-х один за другим вышли в свет мультфильмы про Битджуса или Скуби-Ду, где группа людей вместе с говорящим псом, вдохновившись комедией «Охотников за привидениями», отправлялась исследовать паранормальные явления в различных городах и странах. Но самым популярным стал персонаж-призрак по имени Каспер.
Персонажа Каспера создал автор книг и иллюстратор Сеймур Рейт в 1940-х годах, а вот дизайн проработал художник -аниматор Джо Ориоло. Насчёт происхождения Каспера есть две версии. Согласно одной, персонаж появился в 1940 году в каком-то детском рассказе о дружелюбном призраке, который проиллюстрировал Джо Ориоло. Другая же версия гласит, что двое мужчин вместе работали над книгой, которая не продавалась да и ее названия толком не упоминается, и импульсивно отправили ее в анимационную студию, где они работали. Сеймур Рейт и Джо Ориоло продали все права на оригинальную историю компании Famous Studios за 200 долларов, и в результате в мае 1946 года через Paramount был выпущен сборник мультфильмов под названием Noveltoon, снятый Айседором Спарбером и озаглавленный как «Дружелюбное привидение» (англ. The Frendly Ghost»).
Сюжет короткометражки был таков: Каспер читал книгу Дейла Карнеги «Как завоевать друзей» в своём тёмном особняке. В то время, как другие призраки в полночь вылетали пугать людей, он же, типичная «белая ворона», возжелал подружиться с ними. Но людей пока что не показывают — на своём пути Каспер встречает различных животных и птиц — петуха, крота, мышь и кошку (каждый из которых внешне напоминают Германа и Кэтнипа, аналога «Тома и Джерри»), но все они от него в страхе убегают. Последними, с кем столкнулся Каспер, были цыплята в курятнике, которые закидали призрака яйцами.
В отчаянии Каспер безуспешно пытается покончить жизнь самоубийством (очевидно, забывая, что он уже мертв), лежа на железнодорожных путях перед приближающимся поездом, прежде чем он встречает двух детей по имени Бонни и Джонни, которые становятся его друзьями. Мать детей, очевидно овдовевшая и обедневшая, сначала боится Каспера, но позже приветствует его в семье после того, как он непреднамеренно отпугивает жадного домовладельца, который, не желая владеть домом с привидениями, разрывает ипотеку и отдает ей дом прямо. Короткометражка заканчивается тем, что мать целует Бонни, Джонни и Каспера, отправляя их в школу, а Каспер носит одежду, как если бы он был живым ребенком.
Сентиментальная история была хорошо принята публикой тех лет и послужила причиной создания продолжения о загробных и забавных приключениях этого паренька. Следом за «Дружелюбным Призраком» последовала короткометражка «Сегодня ночью будет хорошее настроение» (англ. «There’s Good Boos To-Night») 1948 года, действие которой переносится на кладбище. Нам крупным планом показывают могилу, где похоронен Каспер, с высеченной на надгробии надписью из Библии «Возлюби ближнего своего». Сам Каспер также показан читающим, но теперь он держит в руках книгу о друзьях-животных.
Довольно-таки мрачное начало для детского мультика…. Но кто сказал, что американская анимация, тем более 1930-40-х годов была предназначена для детской аудитории? Как и в первой короткометражке, здесь нет персонажей-людей, а друзей Каспер ищет среди животных. На своём пути он встречает телёнка и корову, которые от него убегают, скунса и, наконец, маленького лисёнка, которого называет «Ферди«:
Но детское счастье длится недолго — в сюжет вводится персонаж охотника, и короткометражка завершается в духе «Лиса и охотничьего Пса». Единственным «утешением» для Каспера становится то, что лисёнка погребли рядом с ним, он имеет душу и перевоплощается в духа-компаньона, как в мультфильме «Кошмар перед Рождеством» Тима Бёртона:
Последней короткометражкой про Каспера в рамках Noveltoon стала серия «Мы пойдём пугать!» (англ. «A Haunting We Will Go»), где Каспер учил плавать утёнка Дадли (англ. «Dudley») и также спасает от охотника. В рамках сборника мультфильмов Noveltoon также дебютировали и другие известные персонажи: ягнёнок Блэки и Вольфи Волк (1943), кот Герман в 1944 году (эпизод «The Henpecked Rooster»), Dog Face (1945-1949), Малышка Одри и Ворон Баззи ( оба в 1947), соответственно.
Далее последовали две серии комиксов про Каспера — от издательства St. John Publications с 1949 по 1950-е годы и в рамках Harvey Comics (с 1952 по 2010-е годы). Именно в комиксах и произошёл дебют таких персонажей, как Ведьмочки Венди и злобного кузена Каспера — Спуки. Сборник мультфильмов Noveltoon продолжал выходить на экраны с 1950 по 1967 годы. Произошёл дебют таких известных персонажей, как Малыш Хьюи (умственно отсталый гигантский жёлтый утёнок) с 3 марта 1950 года, мышонка Кэтнипа (эпизод «Mice Meeting You») с 24 ноября 1950 года, Томми Черепахи и Зайца Мо с 17 апреля 1953 года. Мышонок Кэтнип и кот Герман появлялись в паре с вороном Баззи, но потом составляли дуэт в собственном шоу вплоть до 1959 года, высмеивая извечный стереотип о жестоких битвах кошек и мышей, которые были обычным явлением среди голливудских мультфильмов 1920-х — 1960-х годов. Но вернёмся к Касперу.
Он появился в собственном мультсериале «Новое мультипликационное шоу Каспера» (англ. «The New Casper Cartoon Show»), который транслировался с 1963 по 1970 годы. Шоу насчитывало 26 новых на тот момент серий. Помимо Каспера, в сюжете можно было встретить Венди и Спуки, а также знаменитое Трио призраков — Длинного, Толстяка и Вонючки (англ. Stretch, Fatso, and Stinkie). Эти персонажи также появились в рамках комиксов Harvey Comics, где носили прежде другие имена — Толстяк, Суматоха и Лента (англ. Fatso, Fusso, and Lazo). Первоначально в комиксах призраки были не отличимы друг от друга и приходились Касперу либо кузенами, либо старшими братьями. У них не было ярко выраженных черт характера, какие появились позже в рамках мультсериала и полнометражных фильмов.
Также Каспер ненадолго засветился в рамках «Праздничных шуток Мэтти» (англ. «Matty’s Funday Funnies»), мультсериала 1959–1961 годов. После того, как издатель комиксов Альфред Харви выкупил права на персонажей и вселенную Famous Studios, то не стал снимать новые эпизоды, а скомпоновал уже вышедшие в период с 1950 по 1964 год мультфильмы (всего их 223) и выпустил под новым брендом — «The Harveytoons Show». Также добавился сегмент «Modern Madcaps», который раньше был самостоятельным сборником мультфильмов 1958-1967 годов.
Несмотря на большой успех, этот мультсериал позже подвергся критике со стороны историков анимации и зрителей в основном из-за того, что история Каспера не приобретает никакого развития и из эпизода в эпизод действует по одной и той же схеме: Каспер (которого изобразили немного тоньше, чем пухлая фигура, появлявшаяся в более ранних мультфильмах) сбегает из загробного мира, обнаруживает, что пугать людей может быть утомительно. Он всячески пытается найти друзей в городах и даже сказочных мирах (которые пародирует эпизод), но непреднамеренно пугает почти всех и, наконец, находит (милого маленького) друга, которого часто спасает, что приводит к принятию теми, кто изначально его боится.
К несчастью для Каспера, его добродушная улыбка и большие глаза поначалу не имеют большого значения для группы персонажей, кому он позволил себя увидеть. Не осталась в стороне и студия Hanna Barbera, подарившая нам Тома и Джерри. Так, с 22 сентября по 15 декабря 1979 года транслировался мультсериал «Каспер и Ангелы» (англ. «Casper and the Angels»), пародирующий американский криминальный сериал 1976-1981-х годов «Ангелы Чарли».
30 октября 1979 года от той же студии вышел специальный выпуск про Каспера по случаю Хэллоуина под названием «Каспер спасает Хэллоуин»:
18 декабря 1979 года Ханна-Барбера выпустила последний праздничный полнометражный мультфильм «Первое Рождество Каспера» (англ. «Casper’s First Christmas»):
В версии NBC также был показан новый персонаж шоу — большой призрак по имени Волосатый Страшный (озвучивает Джон Стивенсон), который больше нигде не упоминался и не фигурировал. Последним мультсериалом про Каспера стал мультсериал «Школа страха Каспера» (англ. «Casper’s Scare School»), транслировавшийся в Канаде с 1 апреля 2009 г. — 8 ноября 2012 г. Вместе с другими духами умерших и даже вампирами Каспер должен окончить Школу Страха, прежде чем его навсегда изгонят в долину теней. Эдакий аналог «Monster High» или «Корпорации монстров»….
Многочисленные мультфильмы про Каспера были выпущены на домашнее видео и знаменитой компанией Universal Studios, которая в 1995 году сняла полнометражный фильм о Каспере с одним отличием — люди были реальные, а вот призраков актёры не играли, а озвучивали, ибо здесь имела место быть компьютерная графика. Также новшеством стало то, что именно в фильме впервые раскрывается предыстория мультяшного привидения, каким он был при жизни. Согласно фильму, Каспер был двенадцатилетним мальчиком, жившим в поместье Уипстафф со своим отцом-изобретателем по имени Джей Ти Макфадден, пока не умер от пневмонии, играя на морозе до наступления темноты.
Примечательно, что исполнительным продюсером фильма стал Стивен Спилберг, и картина приобрела бешеную популярность. Это, в свою очередь, спровоцировало появление ещё двух полнометражек — «Каспер: Энергичное начало» 1997 года и «Каспер. Рождество призраков» 2000-го года. Несмотря на то, что они весьма посредственны, компания Universal Studious вводит в повествование нового персонажа, злобного Короля Призраков Кибоша/Кабоша. Это большой и мускулистый зеленый призрак с красными глазами, похожий на Гринча, который одинаково ненавидит как Каспера, так и его дядюшек, а посему выступает в роли заклятого врага обоих.
Также в 1998 году был снят фильм «Каспер встречает Венди», где мультяшную героиню изрядно «овзрослили» и добавили ей предысторию:
По мотивам фильма 1995 года в период с 24 февраля 1996 г. — 17 октября 1998 г. на канале Fox Kids транслировался новый мультсериал про Каспера под названием «Жуткие новые приключения Каспера» (англ. «The Spooktacular New Adventures of Casper»). Всего было выпущено 52 эпизода. Примечательно, что персонажей озвучивали те же актёры (Тресс Макнилл, Роб Полсен), что и в «Приключениях крошечных мультяшек» (англ. «Tiny Toon adventures), «Озорных анимашках» (англ. «Animaniacs») и в «Пинки и Брейне» (англ. «Pinky and the Brain»).
Новый мультсериал отличается от более ранних версий тем, что следуя образцу вышеуказанных анимационных ситкомов, он по большей части является сатирой и высмеивает поп-культуру. Шоу также часто ломало четвертую стену. В мультсериале использовались старые второстепенные персонажи, такие как двоюродный брат Спуки, его «подруга» Перл (или «Пойл»), говорящая с бруклинским акцентом, и Конь -призрак по кличке Кошмар. Только, в отличие от комиксов, Коня лишили дара речи. Также были представлены и новые персонажи в лице супергромкой учительницы Каспера — г-жи Мэдди Банши, психиатра Доктора Джеймса Харви.
Новых экранизаций истории призрака Каспера пока не предвидится. Какой из фильмов или мультфильмов Вам понравился больше всего?