Изгоняя демонов: как экзорцизм прошёл путь от шаманских практик до церковного шоу-бизнеса

Не последнюю роль тут сыграл фильм «Изгоняющий дьявола».

Экзорцизм знаком людям ещё с каменного века — и с тех в разных частях мира одни люди пытаются изгонять бесов из других. Даже в наше время на фоне кажущегося торжества науки в развитых странах регулярно изгоняют демонов. Например, в США сейчас свыше семидесяти официально зарегистрированных экзорцистов, а в одном только Индианаполисе к местному экзорцисту в 2018 году обращались за помощью примерно 1700 раз.

И история этого ритуала полна алчности, жестокости и человеческой доверчивости. На экзорцизм успела сильно повлиять даже параноидальная вера в масоно-еврейский заговор.

Вспоминаем, как развивался экзорцизм, к чему всё это привело и почему вообще появился миф об одержимости демонами. Это действительно безумный рассказ.

Изгоняя демонов: как экзорцизм прошёл путь от шаманских практик до церковного шоу-бизнеса

Незваные духи в древности

В первобытном обществе люди верили в то, что их окружают всевозможные духи животных, растений, камней, рек, гор, дождя и прочего. Эти сущности наделяли чертами, характерными для людей: они злились и веселились, у них были свои слабости и желания. И порой люди были одержимы духами, которые захотели вселиться в их тела по своей прихоти или чтобы наказать тех, кто в чём-то особо сильно провинился.

В разные времена и в разных частях света у одержимости были свои признаки. Хотя чаще всего жертвы теряли власть над своим телом: это и непроизвольные движения, и конвульсии, и изменения голоса. Порой у одержимых появлялись необычные способности вроде нечеловеческой силы. Так телом словно марионеткой пытался управляться некий дух — или даже несколько.

Впрочем, для того, чтобы человека признали одержимым, ему было достаточно просто резко изменить своё поведение. Болезни, психические расстройства, «грешные» поступки — всё могли посчитать признаками вмешательства нечистой силы. Согласно Джорджу Мёрдоку, почти во всяком обществе хоть когда-нибудь бродили идеи о том, что одержимость вызывает болезни, и примерно в половине культур её некогда считали основной причиной недугов.

Как ни странно, такие взгляды на одержимость актуальны и в каменном веке, и в Израиле при Понтии Пилате, и в США времён Обамы.

Злые духи порой вторгались даже не в отдельных людей, а в дома и даже города, для чего тоже требовался обряд экзорцизма. Перуанские инки устраивали ежегодный праздник Ситуа, призванный изгонять нечисть из столицы. Но, как правило, это была просто упрощённая или слегка изменённая форма изгнания демонов из человека. Хотя люди нередко по своей воле превращались в одержимых — такое было всегда и практически повсеместно.

Шаманы по всему миру во время камланий часто впускали духов в свои тела — или же делали одержимыми всех вокруг, что порой приводило к оргиям. В храме Аполлона в античном Аргосе жрицы-девственницы пили кровь жертвенных ягнят, чтобы прорицать и пророчествовать. Во время обрядов культа Дионисия греки настолько часто при помощи вина и секса доводили себя до дикой одержимости, что в 186 году до н.э. римские власти запретили эти вакханалии, а нарушителей казнили.

Индийские низшие касты верили, что за жриц, после того, как они высосут кровь из перерезанного горла козы, говорит сама богиня Кали. А с XIX по начало XX века и императоры, и самые распоследние бедняки с удивлением смотрели на то, как мертвецы общались с ними через медиумов во время спиритических сеансов.

Но всё же чаще духи овладевали людьми насильно, после чего нд ними проводили ритуалы изгнания нечисти. О том, как примерно всё происходило в древние времена, можно судить по шаманским практикам, бытовавшим у разных народов.

Многое о таких практиках написано в «Золотой ветви» знаменитого антрополога Джеймса Фрэзера. На острове Рук злых духов изгоняли всем селением, размахивая палками и угрожая им, преследуя до тех пор, пока они не уйдут в море. На острове Ниас при помощи заколотой свиньи выманивали демона из тела больного, чтобы с ним разобрался добрый дух — а если демонов было слишком много, то их пугали стуком кучи палок по дому, чтобы они испугались и убежали. На юге Индии демонов болезней загоняли в деревянную фигурку и передавали из селения в селение, чтобы затем где-нибудь утопить.

У народов Конго в качестве экзорцистов выступали ведьмы-ндоки. Они устраивали пляски, во время которых якобы обличали одержимых в том, что те сговаривались с духами. А потом выдавшего себя демона изгоняли другим ритуальным танцем.

Ещё во времена царской России в Киргизии было полно куучу — мастеров по изгнанию бесов. Ими могли быть только те, кто хоть раз словил демоницу-албарсту и вынул у неё изо рта печать с заклинаниями — или хотя бы отрезал у албарсты клок волос. Обычно они боролись с демонами при помощи песни-бадика, молитв и заклинаний — но часто исполняли и другие обряды.

Чтобы защитить роженицу от албарст и кара баст, куучу легонько бил её плетью-камчой, привязывал к четырём колышкам, брызгал на неё холодной водой, устраивал шум в юрте, приносил с собой птиц с волшебным зрением и постоянно приговаривал: «кет» и «чык», «уходи» и «выходи». Также во многих обрядах куучу использовали ножи, ружья и томик Корана.

На заре цивилизации в борьбу с демонами вступали не только всевозможные шаманы, ведьмы и им подобные, но и жрецы религиозных культов. Инструкции по изгнанию демонов из человека писали ещё шумеры во втором тысячелетии до нашей эры. Серия этих заклинаний нам известна под названием «Злые духи».

В Вавилоне жрецы обращались за помощью к богам и другим высшим сущностям, чтобы спасти одержимого, у которого могла просто болеть голова, что, по тогдашним поверьям, было проделками демона Ашакку. Считалось, что многие, если не все, болезни вызваны именно одержимостью.

Такого одержимого купали в водах Тигра или Евфрата, поили водой из святого источника, одевали в чёрные одежды и оставляли наедине с жрецом-машмашшу. Если этот древний экзорцист считал, что демона наслала ведьма, то он, для начала, называл её имя и проводил церемонии, противоположные ритуалам по вызову демонов.

Порой, не зная конкретных ведьминых обрядов, он брал в руки обычную луковицу и очищал её — это символизировало освобождение от проклятия. Затем жрец говорил демону уйти — и тот был обязан подчиниться воле бога, от имени которого проводился обряд. Во время всего действа машмашшу уничтожал восковые и глиняные фигурки демона.

В древнем Египте не проводили чёткой границы между богами и демонами — многие божества вроде Сехмет порой сами насылали на египтян бедствия. Поэтому со временем жрецы всё чаще пытались сначала задобрить демонов, чтобы потом изгнать их.

Как считали египтяне, болезнь приходила по воле богов или появлялась из-за вторжения какого-то духа в тело больного. Сначала жрецы пытались понять, что же это за дух. Если это был рассерженный благой дух или разъярённая душа мертвеца, его пытались уговорить уйти. Если это был демон, жрецы читали заклинания и проклинали его, чтобы изгнать или вовсе убить зловредную нечисть. Если демон появлялся из-за проклятия, то египтяне проклинали проклятие.

Античные греки считали, что одержимость — кара богов, которые насылали на неугодного им человека злобных даймонов — какодаймонов (позднее христиане прозвали «демонами» исключительно злых духов). Хоть латинское слово «экзорцизм» пошло от греческого exorkismos («введение присяги», которой связывали вторгшегося даймона), экзорцизм считался нечестивым делом, бунтом против богов. К примеру, Эпикура, сына экзорцистки, многие презирали за то, что он помогал матери в её «грязном» ремесле.

Спитама Заратуштра, основатель зороастризма, в VI веке до н.э. молитвами и святой водой изгонял демонов из людей. Да и в обычных практиках зороастрийских жрецов было полно экзорцизма — демонов гнали даже из трупов.

Демон-муха Друхш-йа-Насу, воплощение нечистот, гниения и распада, легко вселялся в тела мёртвых людей, если их плоть не съедали псы и птицы. Чтобы изгнать демона, тело сперва поливали коровьей мочой, а затем мертвеца с головы до ног омывали обычной водой, чтобы изгнать Дрехша сперва с затылка до самых кончиков пальцев ног, а затем из самого человека. Всё это сопровождалось чтением молитв.

Да хранят нас от напасти Мазда и Спэнта-Армайти! Сгинь, дэвовский Друхш! Сгинь, дэвовское отродье! Сгинь, дэвами сотворённый! Сгинь, дэвов создание, Друхш! Сгинь, Друхш! Убирайся, Друхш! Пропади пропадом, чтобы, на севере сгинув, не губить мира плотского Истины!

часть молитвы Ахуна-Варья

В итоге христианство на основе ближневосточных ритуалов создало свою традицию изгнания демонов, которую назвала латинским словом с греческими корнями. И чем дольше она продолжалась, тем сильнее сближалась с древними ритуалами.

От пары слов до помпезной пропаганды

Христиане называли Иисуса Христста первым истинным экзорцистом, чем он постоянно пользовался. В синагоге он приказал демону уйти из тела человека, ругавшего Иисуса. Сын божий лечил многие болезни, изгоняя бесов. После Нагорной проповеди он увидел мучившегося одержимого, которого не удержали даже цепи — и исцелил его. В Евангелии от Луки он изгнал демона из мальчика, у которого были судороги и пена изо рта.

Всех бесов Иисус изгонял безо всяких церемоний, лишь несколькими словами. Демоны знали, кто перед ними, поэтому безропотно повиновались воле Сына Божия.

И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.

И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,

он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,

потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;

всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;

увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,

и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!

Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.

Паслось же там при горе большое стадо свиней.

И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.

Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

Евангелие от Марка, 5.1 — 5.13

Экзорцизмом занимался не только сам Христос, но и его апостолы. Бесов могли искоренять даже простые люди, которые уверовали в Иисуса и его именем приказывали демонам уйти. Хотя некоторые иудейские заклинатели умели изгонять демонов и без имени Христа — но порой их всё же постигала неудача.

У раннего христианского экзорцизма не было никаких особых правил — достаточно просто верить и приказывать демонам именем Иисуса. Хотя вдобавок к этому экзорцисты часто дышали на беснующегося и озаряли его крестом.

Тогда жертв демонов никто не ругал и не обвинял, не называл их грешниками, которые сами навлекли на себя эту напасть. Многие болезни считали одержимостями — но излечиться можно было даже от самых запущенных случаев, когда демоны заставляли человека безудержно грешить. При помощи одержимостей дьявол пытался склонить людей ко греху — и после изгнания злого духа жертвы обычно возвращались к своей нормальной жизни.

Крещение обычно защищало от демонов — экзорцизм по сути был лишь подготовкой к нему. В ранней христианской церкви даже ввели специальную должность экзорциста — того, кто в перед крещением изгонял из человека демонов, призывая будущего христианина навсегда отречься от Сатаны.

В VIII веке появилась крещальная литургия, где экзорцизм выходил на первый план. Во время литургии маленьких детей на всякий случай очищали от демонов, связанных с первородным грехом. И, в отличие от времён раннего христианства, этот обряд изгнания бесов строго регламентировали. Священники при поддержке Святого Духа и имён архангелов приказывали демонам уйти, окропляя ребёнка водой. Христианский экзорцизм теперь целиком напоминал древние магические ритуалы.

Потом крещальная литургия породила традицию «незначительного экзорцизма» — то есть изгнания бесов из незначительно одержимых людей.

Впрочем вскоре интерес к экзорцизму среди христианских богословов зачах. Долгие столетия эту тему всерьёз почти никто из церковников не обсуждал. Зато в народе про неё не забыли: христианские воззрения на одержимость у простого люда перемешивались с древними языческими обрядами и суевериями.

Среди народных экзорцистов ходили истории о ведьмах и сделках с дьяволом, что было смехотворно для многих священников классического Средневековья. К большинству одержимых крестьяне с бедными горожанами относились с пренебрежением — они считали, что демонов особо сильно привлекали грешники. И с XIV века такие взгляды просочились в официальную церковь. А благодаря книгопечатанию они быстро распространились по всей Европе.

Ещё большее внимание к изгнанию бесов привлекла Реформация в XVI веке. Учение Мартина Лютера уменьшало значение чудес, святых и литургий для христиан. Хотя протестанты порой прибегали к ритуалам экзорцизма, даже сам Мартин Лютер этим занимался — но всё это было неофициально. Протестантские церкви одобряли скорее импровизированные молитвы за выздоровление одержимых, но не насквозь магические ритуалы экзорцистов. Часто протестанты и вовсе запрещали практики экзорцизма.

Тем более к тому времени священники, специализирующиеся на изгнаниях дьявола, окончательно испортили свою репутацию среди светских властей. Их поголовно считали коррупционерами — и не просто так. Ещё Мартин Лютер выступал против обычая католических священников вымогать деньги у прихожан за спасительный обряд экзорцизма, призванный избавить от всякой болезни.

Но католики всячески поощряли экзорцизм. Если раньше каждый монашеский орден относился к практикам экзорцизма по-разному, то после Тридентского собора в середине XVI века все католические священники обязались принять одну точку зрения — положительную.

На том же соборе появились новые правила для экзорцистов. Теперь изгонять демонов могли исключительно священники, что сразу же возвышало их над мирянами и протестантскими духовниками. А сами обряды с тех пор были только публичными — экзорцист больше не смел проводить изгнания без свидетелей. Это защищало священников от части подозрений в изнасиловании одержимых женщин. А ещё это превратило экзорцизм в массовое зрелище и средство пропаганды католицизма.

Многие церемонии экзорцирования проводились на городских площадях. За некоторыми особо громкими обрядами следила многотысячная толпа, на кривляющихся одержимых съезжались поглазеть из других городов. Экзорцизм преподносился как нечто, доказывающее чистоту и превосходство католиков над протестантами. Более того, появление одержимости часто связывали с протестантскими воззрениями, а изгнанных демонов посылали в страны, поддержавшие Реформацию.

А ещё экзорцизм превратился в удобный способ устранения неугодных людей, что прекрасно видно по самому громкому обряду изгнанию нечистой силы в XVII веке — Луденскому процессу. В то время противники луденского священника Урбена Грандье пытались отыскать способ, как бы от него избавиться. И однажды им представился случай.

В женском монастыре ордена урсулинок несколько монашек затеяли череду розыгрышей. Они слонялись по ночам в коридорах монастыря, закутавшись в белые простыни. Порой они заходили в комнаты послушниц и тайком сдёргивали с них одеяла. Проводили по лицам своих подруг ледяными руками, пока те спали. Завывали и гремели цепями. Остальные монахини страшно испугались, ведь у этого места и так была зловещая репутация, а тут какая непонятная чертовщина.

Каноник монастыря, имевший зуб на Грандье, знал из исповедей, что это на самом деле розыгрыш. Но он всё равно объявил, что в монастыре завелись демоны. По его приказу туда прибыли профессиональные экзорцисты, которые за пару сеансов убедили все семнадцать монахинь в том, что те одержимы дьяволом.

После этого монахини целыми днями бесновались, катались по полу, орали, хохотали и матерились, а монастырь из-за непрекращающейся церемонии экзорцизма ежедневно посещали толпы народа, чтобы полюбоваться такой диковинке. Обряды экзорцистов больше походили на издевательство над бедными девушками. К примеру, демона Асмодея изгнали из настоятельницы при помощи огромной клизмы-клистиры со святой водой. А всего в женщине насчитали семь бесов.

В итоге экзорцисты по наущению каноника заявили, что демонов на монахинь наслал Урбен Грандье. Бесы во время переговоров с экзорцистами через одержимых монашек якобы передавали записки с доказательствами его вины. В итоге Грандье судили за колдовство и сожгли на костре.

Инструкция по экзорцизму

На протяжении долгого времени экзорцисты черпали информацию о том, как именно следует изгонять демонов, из некоторых отрывков из Библии, пары церковных обрядов и народных преданий. Но с XIV века появились подробные руководства для экзорцистов, которые пользовались большим спросом.

Одна из первых популярных инструкций по изгнанию бесов излагалась в нескольких главах «Молота ведьм», первое издание которого напечатали в 1487 году. На страницах книги Генрих Крамер и Якоб Шпренгер писали, что нужно отделить суеверия от истинного католичества — хотя почти весь «Молот ведьм» по сути основывался как раз на суевериях, пришедших из народа.

По «Молоту ведьм», демоны вселялись в человека в пяти случаях: большая личная заслуга (когда добропорядочному христианину кто-то позавидовал), чужой лёгкий проступок, личный простительный проступок, чужой тяжкий грех, личный большой проступок. От этого зависела тяжесть одержимости. Во многих случаях для того, чтобы снять одержимость, человеку достаточно просто причаститься, отправиться в паломничество к святому месту, прикоснуться к мощной христианской реликвии или снять с себя церковное отлучение.

Экзорцизм мог проводить только священник. Во время экзорцизма ему было нельзя призывать дьявола, упоминать неизвестные имена, хоть как-то искажать свои слова, использовать какие-либо особые жесты кроме знамения креста, или сомневаться в чудодейственной силе написанных заклинаний. Также следовало делать так, чтобы «обращалось внимание исключительно на святые слова». Таким образом Крамер и Шпренгер предостерегали священников от колдовских ритуалов.

Пожалуй, о том, как проводился сам обряд, более красноречиво расскажут сами авторы:

Как совершается экзорцизм? Прежде всего околдованный должен исповедаться. После этого надо произвести подробный осмотр дома, где больной помещается, не пропуская ни одного уголка. Следует также поискать, не спрятаны ли в кроватях, в мягкой мебели или под порогом какие-либо орудия околдования. Найденные орудия тотчас бросают в огонь. Лучше всего, если больной вообще перейдёт в другое помещение. Если ничего подозрительного не было найдено, то больной должен пойти рано утром в церковь. Также и священник-экзорцист, если он исповедался и не осквернился во сне, будет иметь больший успех. Больной держит в руках свечу, сидя или стоя, а присутствующие в церкви за него громко молятся. После литии священник окропляет больного святой водой, кладёт ему вокруг шеи епитрахиль. Следует лития о больных, а затем священник произносит экзорцизмы, как, например, следующий:

«Я экзорцирую тебя, (Петра или Варвару), больного, но возрождённого чрез святой источник крещения именем бога живого + именем бога правого + именем бога святого + именем бога, искупившего тебя своей драгоценной кровью, чтобы ты стал экзорцированным человеком. Да удалится от тебя всякое зло дьявольского обмана и всякий нечистый дух, заклинаемый тем, который придёт судить живых и мёртвых. Аминь. Помолимся. Бог милосердия, допускающий по милости щедрот своих претерпеть порчу тем, кого ты любишь, кого ты в любви принимаешь, для исправления наказуешь; тебя призываем мы, чтобы ты своему слуге, страдающему слабостью членов тела, оказал свою милость и чтобы ты то, что ради земной слабости гибнет, что осквернено дьявольским наваждением, воссоединил в единство тела церкви. Смилуйся, господи, над нашими воздыханиями; смилуйся, над слезами этого больного, полного веры в твоё милосердие. Допусти его к таинству примирения с тобой чрез Христа, нашего господа. Аминь. Проклятый дьявол, признай свой приговор, воздай честь богу правому и живому, воздай честь Господу Иисусу Христу и отойди от этого раба божьего со своими кознями, от слуги бога, искупленного господом нашим Иисусом Христом, его драгоценной кровью».

Этот экзорцизм повторяют 2-3 раза. Под конец больного причащают. Большую силу изгнания бесов имеет чтение страстей Господних. Напиши также слова из Евангелия Иоанна: «В начале бес слово», надень на шею больного и ожидай от бога благодати выздоровления.

«Молот ведьм», Генрих Крамер и Якоб Шпренгер

Если ритуал оборачивался неудачей, вызывали другого экзорциста. А когда не помогало и это, то одержимого крестили повторно, что уж точно должно было помочь.

Сразу же после первого тиража «Молот ведьм» был раскритивован церковью, а где-то даже и запрещён. Но на протяжении долгих веков это не останавливало практикующих экзорцистов от того, чтобы использовать эту книгу как руководство к действию.

В 1523 году Альберто Кастеллани написал книгу для экзорцистов Liber sacerdotalis, которую одобрил Папа римский как одно из руководств для борьбы с нечистой силой.

В XV веке самый знамений экзорцист той эпохи, Иероним Менго, написал Flagellum daemonum, Fustis daemonum, Eversio daemonum и другие труды, которые изучал каждый уважающий себя экзорцист. Он призывал церковь готовить специалистов по изгнанию дьявола, которые занимались бы только экзорцизмом.

В конце концов в 1614 году Святой Престол выпустил первое официальное руководство для экзорцистов — Rituale Romanum, «Римский ритуал», что было призвано раз и навсегда внести порядок в обряды изгнания дьявола.

По Rituale Romanum, перед изгнанием дьявола экзорцист сперва исповедовался и одевался в стихарь и лиловую накидку, очищал разум и прогонял страх. Затем ему надлежало понять, действительно ли человек одержим, ведь, как говорил епископ Альфонс Лигуори, «в большинстве случаев одержимость — лишь игра воображения, выдумка или слабость».

Признаками одержимости считали безумное поведение, внезапно объявившиеся сверхъественные способности, разговоры на языках, ранее неизвестных человеку, упоминание фактов, которые одержимый просто не мог знать заранее. Одними из признаков одержимости называли и чрезмерную мастурбацию, и сексуальное влечение к людям своего пола.

Если всё-таки человек был одержим, священник приступал к церемонии. Молитвами, латынью, что сильно мучила бесов, и простыми разговорами экзорцисту следовало узнать количество вторгнувшихся демонов — как-то раз священник Гаспар Нейбек насчитал у одной одержимой целых 12 652 чёрта. И у каждого из них экзорцист узнавал имя и причину, по которой он вторгся в тело жертвы.

Во время ритуала жертву демонов держали физически сильные мужчины. Чтобы избежать скандалов, при обрядах присутствовал глава семейства. Также экзорцист не мог давать одержимому лекарств, а потому рядом постоянно стоял лекарь.

Всё это напоминало ментально и физически сложный поединок, где каждый неверный шаг приводил к провалу. Поэтому священнику следовало постоянно сохранять концентрацию и не отвлекаться на посторонние разговоры с одержимым.

Что касается переоценки экзорцистом своих сил, то Григорий Великий в своих «Диалогах» рассказывает следующее: одна женщина, по настоянию своего мужа, должна была согласиться на половое соитие с ним во время заутрени при освящении церкви святого Севастьяна. Сознавая греховность участвования, вслед за тем, в церковной процессии, она всё же к ней примкнула. Тогда в неё вошёл злой дух, и она начала бесноваться на улице. Увидев это, священник, желая ей помочь, взял с престола покрывало и осенил её им. Тотчас же демон вошёл и в него, и он тоже стал бесноваться, доказав этим, что и он согрешил. Таково сообщение Григория.

Что остроты при экзорцизмах недопустимы, об этом сообщает Нидер следующее. В Кёльнской епархии священствовал один монах, бывший острым на язык и отличавшийся даром изгнания бесов. При одном таком изгнании сильно теснимый бес просил монаха указать ему, куда он может скрыться, когда он покинет тело больного. На это монах ответил: «Иди в моё отхожее место». Когда же он ночью захотел опростать свой желудок, бес столь сильно начал мучить его возле отхожего места, что он с трудом спас свою жизнь.

«Молот ведьм», Генрих Крамер и Якоб Шпренгер

Когда священник узнавал все имена демонов, он окроплял одержимого святой водой, держа перед собой распятие. Следом он накладывал свою руку на одержимого и именем Христа призывал демона уйти. Постоянно читалась молитва Pater Noster («Отче наш») и псалом 53, которые перемежались с молитвами Ave Maria, Gloria Patri («Слава быть отцом»), Anima Christi («Тело Христа») и Salve Regina («Спаси нас, милосердная Мария»), крестными знамениями и отрывками из священного писания.

Это всё повторялось до тех пор, пока не спадали все признаки одержимости и человек своими поступками мог доказать, что он больше не во власти демонов. Тогда священник просил у Господа, чтобы он в будущем защитил человека от нечистой силы. На этом ритуал заканчивался.

Интересно, что при такой сложности правил церемонии, церковь считала, что успех экзорцизма всё равно зависел исключительно от божьей воли.

Несмотря на все правила, указанные в Rituale Romanum, церковь разрешала использовать дополнительные руководства для экзорцизма, не противоречащие официальной инструкции. Впрочем многие священники просто игнорировали Rituale Romanum.

С разрешения местной церкви в особо запущенных случаях экзорцисты обращались за помощью к колдунам и ведьмам, чтобы они своей магией изгнали демонов.

Порой экзорцисты бранили демонов, чтобы узнать их имена. По стенам мелом рисовали кресты, везде разбрызгивали святую воду, все щели в помещении заделывали церковным воском и в темноте зажигали лампады. Иногда одержимого привязывали к кровати или стулу, обмазывали маслом и благовониями, обкладывали пахучими травами и опаивали магическими зельями. А что самое ужасное, несчастных часто пытали, чтобы сломить сопротивление демонов. Многие не выдерживали таких мучений и умирали.

Часто, чтобы заработать денег или заполучить побольше славы, священники заставляли самых обычных людей верить в то, что они одержимы. Нечистые на руку экзорцисты, например, подкладывали рядом со своей жертвой кусочки серы, чтобы она якобы ощущала запах преисподней — это считалось одним из знаков одержимости.

После пика своей популярности в начале XVII веке экзорцисты из-за начавшейся эпохи Просвещения растеряли весь свой авторитет. В глазах значительной части образованных людей церковь окончательно превратилась в сборище алчных болванов, верящих во всякую чепуху. Хотя в сельской местности страсть к экзорцизму и не думала идти на спад.

Но в XIX веке всё переменилось.

Тем временем в других частях света

Прежде, чем окунуться в странную историю экзорцизма последних двух столетий, стоит немного отвлечься от католиков и протестантов и посмотреть, как изгоняли демонов в остальном мире.

Хоть до православия в XVII веке частично дошло новое видение экзорцизма с Запада, ортодоксальная церковь всё равно не уделяла такого пристального внимания обрядам изгнания бесов. В православии не делали чётких описаний признаков одержимости, а демонов из людей гнали в основном только святые. Отчитка, православный обряд экзорцизма, проводилась наедине с одержимым, её расценивали скорее как дополнение к избавлению от греха и исповеди. Каких-то особых правил для этого не придумали.

В деревнях спокойно проводились обряды, языческие по своей сути. Одержимых крестьяне звали кликушами. Во время припадков за кликуш, как верил люд, говорил сам дьявол, отчего тогда кликуш расспрашивали о предсказаниях и том, где найти некогда потерянные вещи.

В русской деревне, где чрезвычайно живучи демонические верования и где рассказы о бесноватых передаются из уст в уста с величайшими подробностями, истерия принимает характер кликушества.

Михаил Юрьевич Лахтин
историк медицины

В священном писании иудаизма почти не говорилось об одержимости демонами. Лишь вскользь упоминалось, что Соломон умел изгонять бесов. В первой книге Самуила говорилось: «И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя» — и на этом практически всё.

Хотя в Талмуде и в книгах Абода Зара и Санхедрин экзорцизм описывали на порядок чаще. Там даже приводились конкретные заклинания, которые использовали для таких обрядов. Иосиф Флавий в I веке н.э. рассказывал про один из способов борьбы с одержимостью. Он прежде всего заключался в том, чтобы дать пациенту выпить вытяжку из ядовитых кореньев.

Где-то с XVI века евреи-хасиды особенно часто проводили ритуалы для изгнания злых духов. Только это были не демоны, а диббуки, души неупокоенных, которые из-за своих преступлений не могут покинуть землю, а потому стремятся завладеть чужим телом. Диббука изгонял цадик вместе с ещё десятью другими членами еврейской общины. Все они одевались в погребальные рубахи. Экзорцисты во время обряда читали молитвы, жгли благовония и трубили в шофар.

В XVIII веке из Эфиопии постепенно распространился по всей Восточной и Северо-Восточной Африке культ Зар, вышедший из слияния ислама и разных местных верований. Зар практически целиком построен на той или иной одержимости, добровольной или нет.

Экзорцисты культа сперва предлагали подарки злому духу, чтобы он ушёл. Если это не помогало, готовились к ритуалу изгнания демона. В полдень в дом одержимого приходили всего его друзья и родственники и устраивали там чаепитие. Всё время играл флейтист. После ряда формальностей экзорцисты резали жертвенного ягнёнка, его кровь втирали в лоб одержимого. Обычно жертва духа тут же начинала безумно танцевать до тех пор, пока не падала в обморок — это означало, что демон ушёл.

В исламе акт изгнания нечистой силы зовут рукъйа. В целом он напоминает христианские обряды — вот только мусульманские экзорцисты изгоняют джиннов.

По мусульманским воззрениям, джинны — существа из бездымного невидимого пламени, которые появились ещё до сотворения людей. Они, подобно людям, могут быть как добрыми, так и злыми. Чаще всего приходится изгонять злобных джиннов-шайтанов, которые используют людей для своих тёмных дел. Особенно массово джинны вторгаются в неверных и грешников-мусульман. Считалось, что если джинн надолго задержится в теле человека, тот окончательно сойдёт с ума.

Джинны часто вторгались в тела тех людей, что их оскорбляли или попытались потушить их пламя, например, помочившись на него. Одержимость у женщины могла появляться даже из-за того, что джинн её полюбил и захотел быть с ней — некоторые девушки описывали, как они занимались сексом с джинами, засевшими в их теле.

Во время рукъйи одержимого окропляли водой Зам-Зам и над ним читали отрывки из Корана, восхваляющие Аллаха. В таких обрядах особенно популярны суры Аль-Ихляс («Верность»), Аль-Фаляк («Рассвет») и Ан-Нас («Человечество»). Амулеты и магические артефакты во время такого экзорцизма были недопустимы.

В «Атхарваведе», четвёртой части вед, индуисты раскрывали секреты борьбы с одержимостями. Главное для экзорциста — заниматься киртан, то есть читать нужные мантры, давать духам яджну, огненное жертвоприношение, и в рамках пуджи опрыскивать одержимого водой из священного источника. В некоторых практиках экзорцизма во время сеанса жгли свиной помёт.

В буддизме во время одержимости демоны одновременно испытывают и человека, и самих себя, ведь бесы вполне могут быть реинкарнациями каких-то умерших людей. Кроме того, с точки зрения буддизма, они точно такие же живые существа, как и люди, так что было бы неправильно их убивать во время экзорцизма — хотя в некоторых буддистских сообществах встречалось и такое.

Так что для борьбы с демонами буддисты прежде всего пытались восстановить душевное равновесие, ведь нечистая сила символизировала искушения на пути к Нирване и исчезала, когда находила умиротворение. Если же человеку не удавалось справиться самому, на помощь приходили монахи. Именем Будды они уговаривали демона уйти — а то и вовсе пытались обратить его в буддийскую веру.

Пока есть эго, есть демоны. Когда не будет эго, больше не будет демонов.

Мачиг Лабдрон
тибетская йогиня, основательница школы чод

Впрочем всё сильно зависело от того, где проводился экзорцизм. Особенно много ритуалов придумали тибетские экзорцисты. Они могли совершить глуд — дать подношение и успокоить демона. Или провести глуд-цхаб — сделать чучело человека из риса, заманить туда духа, после чего выбросит фигурку и сжечь. Демонов порой убивали специальными ножами-фурбами. Часто демоны просто застревали в ловушках-мдосах из красных нитей.

Как говорят, одна из причин возникновения даосизма — обряды по изгнанию демонов и обозлившихся призраков неупокоенных мертвецов, что мстили людям, непочтительным к ним. Для экзорцизма постоянно использовали святую воду и огонь.

Китайцы не особо разделяли богов и демонов — даже между добрыми духами, шэнь, и злыми, гуй, была не слишком большая разница. Так что даосские монахи для обрядов изгнания часто обращались за помощью к повелителю демонов Чжун Куй. Ведь логично же, что лучшим в изгнании демонов будет их прямой начальник.

У японцев среди монахов-ямабуси, живущих в горах, были гэндзя, священники-экзорцисты. Во время изгнания демона гэндзя загонял его из одержимого в медиума, через которого он расспрашивал имя и причины такого вторжения. Затем гэндзя как-то пытался решить эту проблему при помощи молитв.

Если поблизости не находили гэндзя, то обращались к буддистским монахам. Они читали заклинание и исполняли особый танец, что отпугивал демона. Также обращались к мастерам Инь-Ян (оммёдзи), которые порой проводили обряд обожествления злого духа, после которого тот умиротворялся и уходил восвояси.

Экзорцизм снова в моде

В 1848 году сёстры Фокс в своём доме установили контакт с духом мёртвого торговца — как позднее рассказала одна из сестёр, всё это было обманом. А уже 1849-м они показали это чудо спиритизма широкой публике. С тех пор всего за несколько лет по всему миру возникло огромное число спиритических сообществ, а сами спиритические сеансы вплоть до 30-х годов прошлого века считались одним из самых модных способов досуга.

Взлёт популярности спиритизма во всех слоях общества привлёк внимание к эзотерическим практикам и вообще всему сверхъестественному. Многие, насмотревшись сеансов с призывами злых духов, захотели на всякий случай изгнать из себя нечисть. А богословы снова погрязли в обсуждениях экзорцизма, раз уж спиритисты так любили призывать самых разных духов. К примеру, в 1852 году священники англиканской церкви массово отринули свои предубеждения по поводу существования злых духов и назвали спиритистов одержимыми.

Возрождение интереса к экзорцизму ещё сильнее сказалось на католицизме. В 1878 году новым Папой римским избрали Льва XIII, а он захотел сплотить церковь под угрозой какого-нибудь внешнего врага. Вскоре понтифик нашёл такого противника и в 1884 году опубликовал энциклику Humanum Genus, «Род человеческий», с которой начал свою кампанию против масонов.

Он утверждал, что масонами руководят одержимые дьяволом евреи, которые строят козни против Святого Престола, а протестантизм — якобы один из их проектов. Против масонов нужно было бороться при помощи регулярных обрядов экзорцизма — причём каждый ритуал делался от лица всей католической церкви и был направлен против космического зла вообще. По монастырям разослали печати с метками, по которым определялись одержимые. В 1890 году Лев XIII весомо дополнил список молитв для экзорцизма.

Самое анекдотичное в этой ситуации, что информацию обо всех дьявольских обрядах, которые будто бы проводили масоны, Лев XIII почерпнул из рассказов Лео Таксиля. Этот французский журналист активно критиковал церковь, но в 1895 году внезапно для всех покаялся и задался целью раскрыть мировой сатанинский заговор масонов. Он сочинил много самых абсурдных историй про них и даже возглавлял антимасонские конференции. Всё, что он писал, Папа римский вместе со своими кардиналами принимали за чистую монету.

Когда в 1897 году Лео Таксиль публично объявил о том, что это всё был розыгрыш, призванный показать глупость церковников, Лев XIII ужасно разозлился и предал журналиста анафеме.

Да будет проклят волос его и мозг его, мозжечок его, виски его, лоб его, уши его, брови его, глаза его, щеки его, нос его, кисти рук и руки его, пальцы его, грудь его, сердце его, желудок его, внутренности его, поясница его, пах его с прилегающими частями, бедра его, колени его, ноги его, ногти его. Да будет он проклят во всех суставах, членов его. Чтобы болезни грызли его от макушки головы до подошвы ног […] Аминь. Да будет так, да будет так. Аминь.

отрывок текста отлучения Лео Таксиля от церкви за авторством Льва XIII

Несмотря на то, что Лев XIII приказал втайне ото всех отозвать печати с дьявольским клеймом, он всё равно не отказался от своего мнения о пользе экзорцизма. Некоторые церковники и вовсе продолжали верить в россказни Таксиля.

Эта история прекрасно показывает то, какие дремучие нравы царили в те времена в католической церкви — причём в последующие десятилетия ситуация если и улучшалась, то очень медленно. Изгнания демонов проводились регулярно, Святой Престол это одобрял. Папа Пий X даже поддерживал Годфри Рауперта, совмещавшего богословие с парапсихологией, который называл главным признаком одержимости отрицание святынь.

С 1962 по 1965 год католики провели Второй Ватиканский собор — он сильно либерализовал церковь и ударил по экзорцизму, к которому теперь относились с неприятием. Многие богословы посчитали изгнания дьявола древним суеверием, от которого следовало избавиться. И хотя экзорцизм не запретили, с тех пор демонов из людей гнали всё реже и реже. Это был закат экзорцизма.

Но уже в 1973 году всё изменилось, а экзорцизм пережил новый бум популярности. Всё из-за того, что в прокат вышел «Изгоняющий дьявола».

Режиссёр Уильям Фридкин снял этот фильм под большим впечатлением от реальной истории 1949 года про изгнание дьявола из маленького мальчика, которого журналисты звали то Роландом Доу, то Робби Мангеймом. Многие детали обряда перекочевали в фильм непосредственно из реальной истории, из-за чего картина неплохо передавала общую атмосферу экзорцизма.

Если одержимость мальчика, как посчитали многие специалисты, была притворной, то в фильме священники боролись с реальным демоном Пазузу. Который, правда, в мифологии народов Междуречья, наоборот, помогал людям бороться со злыми духами.

Да, в кино и до «Изгоняющего дьявола» показывали обряды экзорцистов — например, в «Матери Иоанны от ангелов» 1961 года. Но фильм Фридкина стал одной из самых кассовых картин своего времени. И при этом он сильно понравился критикам: достаточно сказать, что это первый хоррор, который номинировался на главный «Оскар».

Ошеломляющий успех «Изгоняющего дьявола» открыл поток очень похожих друг на друга фильмов ужасов про экзорцистов и одержимых, который не прекращается до сих пор.

Причина такой выдержки кроется в нескольких вещах. Это, как правило, очень камерные фильмы, которые легко снимать. Изгнание дьявола — предельно ясный сюжет, в нём понятны причины всех действий, много опасностей и весомая ставка — жизнь и сама душа одержимого. Такой вид хорроров одновременно показывает физическую угрозу со стороны могучего одержимого, так и духовную от незримого демона.

Фильмы про нечистую силу удовлетворят запросы той части аудитории, которая жаждет прикоснуться хотя бы через кино к чему-то мистическому. А одержимость и последующее изгнание дьявола легко трактуется как то, что с любой проблемой (которую тут символизирует демон) можно справиться.

Хотя эти истории можно интерпретировать и как то, что в конце концов восторжествует консерватизм и всё реально вернуть на круги своя. Такой подтекст особенно легко заметить, если в роли одержимых выступают дети, а взгляд на беснования идёт со стороны других персонажей. В такой ситуации демонов можно рассматривать как метафору полового созревания, а изгнание дьявола — как подсознательное желание родителей, чтобы их ребёнок остался прежним.

Из-за популярности «Изгоняющего дьявола» резко подскочил спрос на экзорцизм. Неопятидесятники тут же включили элементы экзорцизма в свои обряды. Англиканская церковь открыла службу по изгнанию демонов. В харизматическом христианстве начали изгонять бесов при помощи молитв и наложения рук. Протестантские священники быстро превратили экзорцизм в прибыльный бизнес, своего рода шоу для верующих. На Кавказе пошла мода на изгнание джиннов.

В Африке и Латинской Америке христианские практики экзорцизма слились с местными верованиями и суевериями, что только усилило популярность изгнаний бесов. В Мозамбике священники из церкви Сиона обвязывали одержимых специальной верёвкой тичакачакой, в которой заключена божественная сила, чтобы помучить демонов. В эфиопской православной церкви проводили массовые обряды экзорцизма: при этом в одной руке у экзорциста был шланг, из которого он поливал всех освящённой водой, а в другой — крест, который священник подносил ко лбу каждого встречного.

В такой ситуации Святой Престол отказался от своих планов борьбы с экзористами и начал их поддерживать, чтобы воспользоваться истерией и пропагандировать таким образом христианство. Священник Габриэле Аморт превратился в суперзвезду экзорцизма: он утверждал, что провёл 160 000 обрядов изгнания дьявола в ходе своего служения.

Ритуалы всё сильнее стремились сделать похожим на то, что видели зрители в кино. Тот же Габриэле Аморт назвал «Изгоняющего дьявола» главным источником своего вдохновения. А многие фильмы стремились показать то, что делали современные священники во время обряда. Получилась парадоксальная ситуация: кино копировало реальные обряды, которые копировали кино. Новые одержимые вели себя так же, как персонажи фильмов об одержимых, которых теперь списывали с новых одержимых.

Экзорцизм настолько сильно превратился в шоу, что в 1991 году американский канал ABC провёл первый в истории прямой эфир ритуала экзорцизма. Одержимая девушка во всём, кроме совсем уж сверхъестественных деталей, копировала поведение героини «Изгоняющего дьявола». Правда экзорцисту не удалось ей помочь и она отправилась в психиатрическую лечебницу.

К концу 90-х церковь решила осовременить обряд экзорцизма. В 1999 году Святой Престол впервые с Тридентского собора изменил правила проведения обрядов экзорцизма, которые к тому же перевели с латыни на все основные языки мира.

Теперь ритуал проводился только после серьёзных проверок одержимого психиатрами, а одержимость разграничивалась с психическим расстройством. Больше внимания уделялось молитве. Всё должно проходить в спокойной обстановке. Заклинательную молитву убрали — теперь ритуал направлен на то, чтобы восстановить связь крещальных обетов, нарушенных демоном.

А с 2005 года в Ватикане раз в несколько лет проводятся масштабные курсы для новоиспечённых экзорцистов, где изучаются теологические, психологические и антропологические аспекты экзорцизма, что призвано внести ещё больше цивилизованности в процесс изгнания дьявола.

Вот только такие изменения со стороны официальной церкви ничего не могут сделать с теми, кто занимается экзорцизмом, так сказать, «неофициально», отчего до сих случаются ужасные истории. Так в январе этого года в Панаме члены секты «Новый свет бога» в ходе обряда экзорцизма убили девушку, беременную женщину и пятерых детей — те так и не раскаялись в своих грехах, что требовалось для успеха ритуала.

Одержимость с точки зрения науки

Гиппократ одним из первых предположил, что заболевания вызваны не одержимостью, а какими-то физиологическими проблемами. Асклепиад и Цицерон заявляли, что такие недуги, как депрессия, вызваны эмоциями. Но уже во втором веке нашей эры Цельс заявлял, что болезни — это божественное наказание.

Только в Новом времени на официальном уровне отказались от идеи того, что болезни вызваны одержимостями. В 1838 году французский психиатр Жан-Этьен Доминик Эскироль назвал какодемономанией чрезвычайную увлечённость идеей того, что человек одержим демонами. Термин прижился надолго, так что ещё в 1923 году Зигмунд Фрейд считал, что у больных какодемономанией демоны — результат подавления желаний.

Сейчас в психиатрии нет таких терминов, как какодемономания и демономания. То, что в древности (а кое где и до сих пор) принимали за одержимость, на самом деле могло быть одним из психических или неврологических расстройств. Хотя жертвой экзорцистов мог стать вообще любой.

При шизофрении человеку могут чудиться демоны, которые ему что-то нашёптывают. При эпилепсии случаются судороги, сопровождаемые ощущением, что кто-то чужой управляет твоим телом, случаются краткие помрачения сознания, во время которых приходят бредовые идеи. При биполярном расстройстве человек резко меняет своё поведение.

При расщеплении личности появляются посторонние голоса в голове. Люди с синдромом Туретта неожиданно начинают неконтролируемо ругаться или как-то странно двигаться. Во время приступов некоторых расстройств у больного случается гипертонус мышц, из-за чего человек принимает неестественные позы, у него появляется гиперчувствительность к свету, брызгам воды. Люди в изменённом состоянии сознания часто демонстрировали чрезмерную силу.

Всё это накладывается на образы из мировой культуры, из-за чего многие галлюцинации приобретают такие знакомые нам черты демонов. Окружающие часто сами заставляли человека верить в то, что у него одержимость. Многие и вовсе просто притворялись одержимыми по той или иной причине. Ну а часть случаев борьбы с демонами — и вовсе полная выдумка.

И хотя порой срабатывал лечебный эффект плацебо, успехи экзорцизма — полная случайность. Демоны существуют лишь в воображении людей. А придумали их для того, чтобы объяснить, почему этот мир, который задумывался идеальным, полнится грехами и болезнями.

 

Источник

Читайте также