[Из песочницы] Что они думали о программистах

Привет, Хабр! Представляю вашему вниманию перевод статьи «What They Thought of Programmers» автора Robert C. Martin.

Интересно и познавательно вернуться в прошлое и посмотреть, как программисты были представлены в массовой культуре. Что люди о нас думали? Знали ли они, кто был программистом?

Важно помнить, что до 1946 года не было программистов, что сами компьютеры были практически неизвестны до конца 50-х годов. Практически никто не жил по соседству с программистом в то время.

Сегодня же практически все в западном мире, и даже в большинстве развивающихся стран, окружены компьютерами. И хотя программирование остается загадкой для многих, программисты являются общими соседями.

Итак, давайте просканируем последние шесть десятилетий и посмотрим, как культура меняет представление о том, кто мы и что мы делаем.

Запретная планета (1956) (Forbidden Planet)

Лучше всего начинать с самого начала. Первый по-настоящему классический научно-фантастический фильм. Запретная Планета. Если вы его не смотрели, то вы упускаете нечто глубокое и захватывающее. Я призываю вас посмотреть, даже изучить это.

В этом фильме нет явных упоминаний компьютеров или программистов. Эта концепция просто не является чем-то, к чему может относиться общественность. Однако была машина. Очень большая машина. И подразумевалось, что она была умной, но не разумной.

[Из песочницы] Что они думали о программистах

В фильме антигерой доктор Морбиус оказывается в необитаемом мире Альтаир IV. Он обнаруживает древнюю инопланетную машину. Спустя два десятилетия на планету прибывают спасатели.

Программисты этой большой машины давно мертвы, но они описаны как принадлежащие к высокоразвитой и доброжелательной инопланетной расе.

На этой планете есть еще одна машина. Это робот по имени Робби.

image

Робби явно умный и разумный. Он говорит по-английски, с изюминкой настоящего британского дворецкого, в манере Карсона в «Аббатство Даунтон». Доктор Морбиус утверждает, что создал Робота, так что он явно программист.

Морбиус прилежен, строг, даже суров. Он не злой, но он отшельник и не особенно любит общество других. Также он очень умный, но довольно антисоциальный.

Теперь вспомните, что это были 50-е годы. В те дни у ученых был особый стереотип, и доктор Морбиус соответствует этому, хотя с намеком на Капитана Немо.

Тобор Великий (1954) (Tobor the Great)

Да, я иду назад на два года, но только чтобы сказать, что я не забыл этот фильм. Я просто не считаю его значительным. Это был фильм для детей, а полуинтеллектуальный робот гораздо больше похож на Лесси, чем на Робби. Создатель Тобора — выдающийся ученый, который также соответствует шаблону 50-х годов.

Звездный путь (1966) (Star Trek )

В этом сериале мы очень мало узнаем о программистах. Компьютер, однако, был увлекателен. Компьютер был озвучен Маджел Барретт, женой Джина Родденберри. Она также играла медсестру Чапел и «номер один» в пилотном эпизоде Звёдного пути. Она озвучивала компьютер совершенно монотонным голосом. Информация была фактической. Компьютер никогда не высказывал своего мнения и не испытывал никаких эмоций. Он был не более чем инструментом.

Исключением был эпизод под названием The Ultimate Computer, в котором новый интеллектуальный компьютер был подключен к предприятию. Создателем (и неявно программистом) этой машины был доктор Дейстром. У него и у компьютера одновременный нервный срыв, и Кирк должен «выдернуть вилку».

Смысл в том, что программисты настолько умны и движимы, что со временем теряют эмоциональную стабильность.

Это один из первых примеров компьютера, выступающего в роли злодея.

2001 год: Космическая одиссея (1968) ( 2001: A Space Odyssey)

Компьютер ХЭЛ(HAL) 9000 – злодей этой истории. Мы мало знаем о программисте, докторе Чандре, за исключением того, что он научил компьютер песне.

Обратите внимание, что в эту эпоху именно компьютер является персонажем. Программисты, если они вообще упоминаются, являются вспомогательными.

Колосс: Проект Форбина (1970) (Colossus: The Forbin Project)

Еще один фильм, в котором компьютер является гиперинтеллектуальным злодеем, а программист — ученый по шаблону доктора Морбиуса.

Бегущий по лезвию (1982) (Blade Runner)

Компьютеры являются одними из главных героев и по сути являются рабами. Мы не встретим программистов, но ясно, что они были моральными банкротами.

Трон (1982) (Tron)

Герой-программист побеждает злой компьютер. Это впервые, когда мы видим программиста хорошим парнем, который побеждает компьютер. Фильм также предвещает «Матрицу», потому что главный герой переносится в компьютер. Как программист (хотя его называют «пользователь»), он имел власть.

Герой-программист здесь описывается как всемирно известный ученый и бизнесмен. Он не живет по соседству.

Военные игры (1983) ( War Games)

Компьютер снова персонаж, хотя на этот раз невиновный дубликатор. Мальчик встречается с программистом и проводит его психоанализ, чтобы убедить компьютер не разрушать мир. Программист изображен как известный ученый, который эмоционально нестабилен. Компьютер изображен как персонаж, похожий на ребенка, который любит играть в игры.

Терминатор (1984) (The Terminator)

Люди программируют злой компьютер, Скайнет, который затем запрограммирует Терминатора убить Сару Коннор. Таким образом, это предсказание сингулярности. Компьютеры программируют компьютер.

Одним интересным аспектом этого фильма является изображение человека, похожего на машину, которая полностью сосредоточена на своей миссии. Сначала вы думаете о терминаторе как о почти человеке, но постепенно это хуманизация исчезает. В конце концов, вы видите только машину, полуразрушенную, потерявшую ноги и остатки человеческой формы, все еще преследующую только одну цель.

Короткое замыкание (1986) (Short Circuit)

(Вздох) Джонни №5 — это боевой робот, которого повредил удар молнией. Это делает робота разумным и чисто невинным. В конце концов робот изобретает свой собственный моральный кодекс, который значительно превосходит все человеческое.
Таким образом, в этом случае нет программиста — кроме природы или Бога или кого-нибудь ещё.
Милый фильм, но очень тупой.

Парк юрского периода (1993) (Jurassic Park)

Это наш первый реальный взгляд на гуманизированного программиста. Деннис Недри не сумасшедший ученый, не уважаемый исследователь, он просто обычный программист. И он ущербный человек. О, там есть что-то вроде еды Twinkie, подвального стереотипа, но это первый раз, когда фильмы показывают программиста как человека, который может жить по соседству.

Компьютер вовсе не персонаж. Это просто инструмент («система Unix»).

Сеть (1995) (The Net)

Главная героиня — программист, которая должна использовать свои навыки программиста, чтобы победить безжалостный заговор, в котором она обвиняется в убийстве и других гнусных вещах.
Это еще один случай, когда программист может быть кем-то по соседству.

Матрица (1999) (The Matrix)

Все человеческие персонажи — программисты. Все они живут по соседству, но учитывая красную таблетку, они переносятся в альтернативную реальность, где они могут «видеть» код. Они ведут апокалиптическую борьбу за добро и зло. Главный герой является прообразом Иисуса.

Итог

Обратите внимание на прогрессию. С годами представление компьютера меняется от главного героя (добро или зло) к вспомогательному персонажу и инструменту. Программист превращается из несуществующего в безумного или испорченного ученого, в природу или Скайнет, в парня по соседству, в гипер-сознательного Спасителя.

Ещё я остановил этот обзор незадолго до тысячелетия. Были ли с тех пор фильмы, в которых программисты играли значительную роль? На самом деле, я думаю, что мы перешли с экрана и стали частью киноиндустрии. Практически ни один фильм, снятый в настоящее время, не может быть сделан без огромной компьютерной графики и усилий по программированию. Так что теперь они знают нас тесно. Мы живем по соседству. И им больше не нужно показывать нас на экране.

 

Источник

обзор, перевод, фильмы

Читайте также