История сериалов: «Подпольная империя»

История сериалов: «Подпольная империя»

«Канобу» продолжает серию материалов, посвященных величайшим сериалам мира, самым интересным телевизионным провалам и малоизвестным культовым шоу. Упомянутые сериалы и эпизоды можно легально посмотреть в России на сайте «Амедиатека». Пришла пора вспомнить «Подпольную империю», телевизионную реконструкцию тяжелого быта американских гангстеров во времена сухого закона в Америке.

Гангстерское кино в ретро-декорациях сейчас стало редким гостем что на киноэкранах, что на ТВ. Но это не всегда было так. Были времена, когда культовая трилогия Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец» наделала шума, когда почти четырехчасовое полотно Серджио Леоне «Однажды в Америке» выбивало скупую мужскую слезу, а фильм Брайана Де Пальмы «Неприкасаемые» подарил миру лучшее киновоплощение культового гангстера Аль Капоне, которого великолепно сыграл Роберт Де Ниро (совсем скоро, кстати, Том Харди попытается стать его конкурентом).

Но это тогда. А что сейчас? Создается ощущение, что миру больше не нужны фильмы про крутых мужчин в костюмах и шляпах, которые дробовиками и автоматами Томпсона решают все насущные проблемы, связанные или не связанные с тяжестью бытья во времена американского Сухого закона (1920-1933).

Что подтверждает редкий выход картин подобного плана и очень сильный провал последнего фильма Бена Аффлека «Закон ночи», снятого по произведению культового американского писателя Денниса Лихейна. В проекте были все необходимые атрибуты жанра: Бен Аффлек, не имевший как режиссер ни одного провала, Роберт Ричардсон — любимый оператор Оливера Стоуна, Мартина Скорсезе и Квентина Тарантино, а также классический сюжет о том, как мелкий бандит, стал крутым и большим гангстером.

Единственным серьезным недостатком картины был герой Аффлека, ибо он просто фактурой не подходил под книжный образ. Глупо было снимать самого себя в главной роли, если очевидно, что в первоисточнике совершенно другой типаж. Остальное же в фильме было на достаточно высоком уровне, но было дружно всеми проигнорировано. В итоге — негативная критика, ничтожные сборы и намек на то, что тематика себя исчерпала.

Но на ТВ за это время успело выйти одно из лучших криминальных произведений — сериал «Подпольная империя», который в России даже показывали на «Первом канале».

История создания начинается в 2008 году, когда уже популярный на тот момент кабельный канал HBO попросил продюсера и сценариста сериала «Клан Сопрано» Теренса Уинтера адаптировать для ТВ книгу «Подпольная империя: Рождение, Рассвет и Коррупция в Атлантик-сити». Книга не была художественной литературой, а скорее хроникой, и Уинтеру очень хотелось сделать сериал, сосредоточенный на 20-х годах и событиях вокруг запрета на алкоголь.

Неожиданно в 2009 году HBO улыбнулась неслыханная удача, и к обладателю «Эмми» Теренсу Уинтеру решил присоединится один из величайших режиссеров в истории кинематографа — Мартин Скорсезе. Ему дали срежиссировать пилотный полуторачасовой эпизод, который стал одним из самых дорогих эпизодов на ТВ и обошелся каналу в 18 миллионов долларов, 5 из которых были потрачены на декорацию Boardwalk — пляжного комплекса казино и развлекательных заведений в Атлантик-сити. Скорсезе был очень щепетилен, вплоть до того, что хотел, чтобы размеры досок соответствовали их размеру в те времена.

И так с сериалом было во всем. Он очень дорого и красиво выглядел от начала и до конца своего существования. Потрясающие костюмы, аутентичные декорации, множество деталей, свойственных той эпохе, актеры, часть из которых выдавала чуть ли не лучший перфоманс в своей карьере.

Все было сделано на максимально высоком и близком к большому кино уровне. А уж присутствие множества персонажей, основанных на реальных криминальных деятелях того времени — одна из главных причин для просмотра, который даже может принести долю образовательного эффекта (но небольшую, так как далеко не все там правда).

Сам же сериал повествует о казначее Атлантик-сити Енохе «Наки» Томпсоне, которого блистательно исполнил (даже получил за роль «Золотой глобус») уже работавший с Уинтером в «Сопрано» Стив Бушеми. Персонаж, основанный на реальном человеке Енохе Л. Джонсоне, визуально сильно отличался от прототипа, хотя сущность была передана абсолютно верно.

Политик и гангстер в одном лице, желающий использовать вступающий в силу Сухой закон, чтобы максимально приумножить свой капитал. А помогали ему в этом продажный бывший служитель закона и родной брат — Илаес «Илай» Томпсон (Ши Уигхэм), молодой и дерзкий бывший военный по имени Джимми Дармоди (Майкл Питт), который в последствии своей дерзостью и желанием подняться создаст множество проблем «Наки», боссы чикагской мафии и известный в Нью-Йорке предприниматель, игрок и глава еврейской мафии Арнольд Ротштейн (Майкл Сталберг).

Чем дальше, тем больше игроков появляется на рынке нелегального алкоголя, что провоцирует множество конфликтов и приводит к кровавым разборкам, предательствам, новым альянсам и драматическим событиям, оказывающим влияние на всех действующих лиц.

И если уж говорить о персонажах в центре сюжета, то нельзя не упомянуть самого яркого персонажа всего сериала — агента Нельсона Ван Алдена, воплощенного на экране невероятно талантливым Майклом Шенноном, который позже станет известен широкому зрителю благодаря роли генерала Зода из кинокомикса «Человек из стали».

Ван Алден — религиозный и очень упорный служитель закона, поставивший себе цель во чтобы то не стоило ловить и сажать преступников независимо от их статуса. Поначалу может показаться, что вот он, наш луч света в этом царстве гангстеров и людей, пресмыкающихся и боящихся их, но сценаристы подготовили для зрителя такие шокирующие повороты, что бедного агента Ван Алдена начинает кидать из огня да в полымя. Из добропорядочного и богобоязненного человека он превращается в изменника, убийцу, продавца утюгов, психа, шестерку ирландского гангстера Диана ОʼБэниона (Аррон Шивер), члена группировки Аль Капоне (Стивен Грэм) и однажды даже в полного идиота. Самый непредсказуемый и неоднозначный персонаж.

Выше я уже упомянул, что в сериале присутствует Аль Капоне, но лично на мой взгляд он получился очень странным, чудовищно контрастирующим с тем образом Капоне, что подарил нам Роберт Де Ниро в фильме «Неприкасаемые». Персонаж Грэма слишком безумный, слишком жестокий и неуправляемый. Я смотрел и не мог понять, как этот психопат мог управлять преступной империей, когда он себя даже в руках не может держать.

Он избивал, угрожал, а иногда и убивал собственных сотрудников, что не самый лучший метод управления. Я знаю, что у Капоне были проблемы с психикой, сифилис и т. д., он постоянно ввязывался в драки и даже вышибалой работал, но это было до того, как он стал большим человеком. Дальше он стал хладнокровным и расчетливым, а в сериале, обладая властью, периодически вел себя, как избалованный и очень жестокий ребенок.

Изначально я думал, что это только моя проблема, но, пообщавшись с другими поклонниками сериала, я понял, что не единственный, у кого были вопросы к такому воплощению знаменитого гангстера.

О персонажах можно говорит очень много. Ведь запоминаются даже второстепенные фигуры в этой кровавой шахматной партии, что затеяли большие боссы. Например, бывший снайпер армии США Ричарда Хэрроу (Джек Хьюстон), у которого изуродована половина лица и он вынужден маску с нарисованной на ней недостающей частью физиономии, или волонтер ИРА Оуэн Слейтер, блестяще сыгранный нынешним Сорвиголовой Чарли Коксом. Сцена в туалете, где его персонаж с особой жестокостью расправляется с одним из противников, реально выбивает из колеи, так как до этого герой предстает перед зрителем невероятно обаятельным и приятным молодым человеком, а тут на наших глазах он превращается в хладнокровного и кровожадного убийцу за идею.

А уж Джип Розетти (Бобби Каннавале получил Эмми за эту роль в 2013 году), появившийся в третьем сезоне, так и вовсе является лучшим отрицательным персонажем всего сериала. Дьявольски харизматичный и неадекватный гангстер, что ставил Наки Томпсону такие бревна в колеса, что тот чуть ноги не сломал.

И таких персонажей в «Империи» полно. Поэтому я перейду к тому, почему сериал был закрыт раньше, чем планировалось.

Несмотря на высокое качество исполнения и отсутствия ограничений по контенту (секс, ненормативная лексика, море насилия) сериал с каждым сезоном смотрело все меньше и меньше людей. В 4 сезоне была попытка сместить немного акцент, что вылилось в самую слабую сюжетную линию в сериале — арку Альберта Уайта по кличке «Мелок» (Майкл Кеннет Уильямс, известный многим по роли Омара в сериале «Прослушка). Этот чернокожий гангстер помогал Наки в некоторых делах, за что и заслужил его уважение. Но проблема в том, что сценаристы не смогли придумать ему интересную историю и продублировали на него историю Наки. Только теперь все чернокожие.

Ему подвезли персонального антагониста в лице Валентина Нарцисса (Джеффри Райт, исполняющий одну из главных ролей в сериале «Мир дикого запада»), его тоже предал его подельник, он тоже изменил жене с творческой женщиной и прочее.

Это смотрелось жутко вторично и абсолютно неинтересно. И, судя по всему, завлечь этим чернокожее население не удалось, так как рейтинги продолжали падать. Падение не было катастрофическим. Например, у последнего сезона сериала рейтинги были близки к недавно закончившемуся второму сезону шоу того же HBO «Мир Дикого Запада»(что не помешало продлить последний сериал на 3 сезон). Хорошо, что о закрытии «Подпольной империи» поведали до выхода 5 сезона, чтобы создатели могли логично завершить историю. И завершить они ее решили максимально странным способом.

Действия финального сезона происходят спустя 7 лет после событий предыдущего. Некоторые персонажи исчезают за кадром, а зритель узнает об их кончине лишь в диалогах, да и за семь лет многое было упущено, но так решили создатели, а мы можем лишь смириться с этим.

Но этого им показалось мало. Сезон был сокращен с 12 до 8 серий, да еще часть его решили отдать на историю становления Наки Томпсона. Вместо того, чтобы рассказать об этом в первых сезонах, что куда логичнее, создатели тратят драгоценное время укороченного сезона на события далекого прошлого, хотя им следовало бы разбираться с той кучей сюжетных линий, что они наплодили за прошедшее время. В итоге сезон получился скомканным, а с персонажами стали расставаться быстро, а иногда и довольно глупо. А финал так и вовсе получился откровенно пошлым, да еще и расходящимся с реальным итогом жизненного пути прототипа персонажа Стива Бушеми.

Если смотреть в целом, то, несмотря на промах с линией Мелка и слишком скоротечный финальный сезон, то «Подпольная империя» все равно остается одним из лучших криминальных сериалов в истории ТВ. Шоу заработало уважение критиков и любовь зрителей, да и престижными наградами его не обделили.

Любителям ретро и бескомпромиссного гангстерского кино надо смотреть в обязательном порядке, так как, возможно, мы уже больше не увидим ничего столь же дорогого и качественного на данную тематику.

«Подпольную империю» можно легально посмотреть в «Амедиатеке»

Другие материалы в проекте «История сериалов»

 
Источник

Кино и сериалы, Мнение

Читайте также