Как один непроверенный факт из сети навсегда вошёл в игровую культуру.
История о любви игровой версии Махатмы Ганди к ядерному оружию считается одной из самых известных и любимых игровых баек. Долгое время в сообществе игроков распространялся слух: дескать, в оригинальной «Цивилизации» при выполнении некоторых условий параметры лидера Индии «ломались», из-за чего Ганди, что совершенно не свойственно его реальному прототипу, становился очень агрессивным.
Считалось, что в Civilization уровень агрессии стран под управлением ИИ определялся по шкале от 1 до 10. По этой версии Индия была единственной страной с первым уровнем враждебности. На поздних этапах игры, как и полагается миролюбивой нации, ИИ выбирал демократический строй, а это в свою очередь снижало уровень агрессии ещё на 2 очка, то есть до -1.
Вот только отрицательные значения переменной не были предусмотрены кодом, что якобы приводило к багу, из-за которого уровень враждебности Ганди вырастал до 255 уровня. Таким образом Индия становилась самой воинственной фракцией на карте, к тому же с тягой к применению ядерных боеголовок.
Эта история — настолько же элегантная, насколько и до нелепости смешная, — получила огромное распространение в интернете. Этот «факт» считался общеизвестным и неопровержимым, его даже приводили в качестве примера переполнения счётчика на курсах информатики, в том числе в Гарвардском университете.
Однако год назад сам Сид Мейер в интервью для Ars Technica прямо ответил, что это всё выдумка. Миф опроверг и Брайан Рейнолдс, ведущий геймдизайнер Civilization II — в ролике для People Make Games упоминается его цитата, что в игре всего три возможных уровня агрессии, а никак не 10 или 255. При этом на первом уровне был не только Ганди, но и другие лидеры, что в таком случае должно было приводить к аналогичным багам со множеством других фракций.
После этого у многих возник вопрос — откуда тогда вообще пошла эта история? Одна из самых популярных версий гласит, что агрессивность Ганди — это «не баг, а фича». Якобы сам Сид Мейер шутки ради в первой «Цивилизации» сделал Индию очень воинственной, если та получала доступ к ядерному вооружению, а во всех последующих частях серии «подкручивать» характеристики индийского правителя стало доброй традицией.
Лишь недавно Мейер в своей автобиографии во всех подробностях рассказал, откуда взялся миф о любви Ганди к ядерным боеголовкам. И самое забавное в этой истории то, что ей не больше 10 лет, хотя она и касается самой первой «Цивилизации».
Всё началось с Sid Meier’s Civilization V. В ней действительно у Индии предпочтение ядерного оружия другим формам ведения войны было на значении, близком к максимальному — на 12 уровне. Джон Шафер, ведущий геймдизайнер пятой «Цивилизации», сделал этот параметр таким высоким исключительно ради шутки.
При этом ни о каком переполнении счётчика агрессии до 255 или вообще о враждебности Ганди в первой игре серии Джон не знал и знать в принципе не мог — но об этом чуть позже.
Конечно, в 2010 году, когда пятая часть «Цивилизации» вышла, игроки заметили враждебность индийского лидера. Это даже нашло своё отражение в одном из выпусков комикса Critical Miss. Но, опять же, все шутки касались только конкретно Civilization V.
И только в 2012 году, через двадцать один год после выхода оригинальной Civilization, на сайте TVTropes (вики о поп-культурных феноменах) в статье, посвящённой игре, автор под ником «Tunafish» добавил ныне всем известную историю о якобы баге в первой Civilization, приводящем к повышенной агрессии Ганди.
До этого момента в интернете не встречается историй о чрезмерной воинственности Индии в «Цивилизации» до пятой части, а сам Tunafish опубликованную информацию не подкрепил какими-либо доказательствами. Что, впрочем, не помешало людям поверить в эту историю.
По словам Сида Мейера, следующие два года этот миф медленно, но уверенно распространялся по форумам и среди игроков. Каждый раз, когда кто-то сомневался в этой истории, в качестве доказательства прикладывали ссылку на сайт TVTropes, даже не принимая во внимание, что статьи на этой фанатской вики может править кто угодно.
И уже в 2014 году миф получил наибольшую огласку. На Reddit повторно опубликовали комикс о Ганди в Civilization V, пост набрал популярность, что привело в комментарии людей, которые «знали» реальные причины враждебности индийского правителя. Сразу несколько пользователей сообщили о том, как по их мнению работала система агрессии в первой Civilization и даже вступили в небольшой спор между собой на эту тему.
Через 10 дней Kotaku, ссылаясь на Reddit, опубликовали статью «Почему Ганди такой мудак в Civilization». Вскоре эту тему подхватили и другие новостные сайты, при этом издания даже не попытались проверить, насколько эта информация достоверна.
Вскоре об этом «интересном факте» узнали все поклонники серии, а ещё через какое-то время «Ядерный Ганди» стал общеизвестным игровым мемом и предметом для шуток. К тому же, в том числе благодаря эффекту Манделы, появились люди, которые «вспомнили», как в первых частях Civilization им особенно сильно досаждала Индия.
Сид Мейер (или его помощники) в своей книге провёл исчерпывающее расследование, после которого не остаётся никаких сомнений, что не только история с багом выдумана, но и сам факт того, что Ганди в ранних играх серии был особенно воинственным.
Да, он, как и любой другой лидер, вне зависимости от предустановленного уровня агрессии, немного «сходил с ума», когда получал доступ к ядерному вооружению. Но закидывать ядерными боеголовками своих соседей Ганди мог не чаще, чем, например, Авраам Линкольн. Просто по совокупности факторов у части игроков в голове отложилась только картина того, как конкретно Индия угрожает разнести мир в труху.
И всё из-за парадоксальности ситуации (Ганди с «ядерным чемоданчиком» даже представить сложно). К тому же благодаря мирной натуре и упору в развитие науки, Индия часто одной из первых открывала технологию расщепления атома.
Остаётся загадкой только то, как и для чего Tunafish изначально придумал эту историю и выложил её в сеть. Может быть, он сделал ложные выводы, когда случайно увидел, как в игре Ганди принимает демократию и тут же начинает вести себя агрессивно. Может быть, он услышал эту историю от кого-то из друзей, а возможно, просто хотел доказать всему миру, что в интернете никому нельзя доверять.
В миф, придуманный им, не только можно было поверить, но и хотелось, чтобы он оказался правдой — настолько он был изящным. И, скорее всего, он ещё надолго останется в «фольклоре» геймеров. Но только если раньше «Ядерного Ганди» приводили как пример забавного бага, то теперь его будут помнить как интересный случай самообмана игроков.