История первых российских веб-комиксов конца нулевых годов: сарказм, неформалы и мизантропия. Краткое описание первой части

История первых российских веб-комиксов конца нулевых годов: сарказм, неформалы и мизантропия. Краткое описание первой части
Мы уже писали, что интернет-комиксы зародились в середине 1980-х годов. В Рунете они появились позже: первые эксперименты начались в середине нулевых годов, а сколько-то массовым и заметным явлением они стали только к концу 2000-х. Ныне русскоязычных веб-комиксов бесчисленное множество на любой вкус и цвет, но на заре появления их можно было пересчитать по пальцам. Зато их активно репостили и бурно обсуждали в ЖЖ и зарождавшихся соцсетях, и без них нашу сеть тех лет было трудно представить. С тех пор прошло уже немало лет, но многие из них остались в сердцах олдов. Освежим же воспоминания — или узнаем, чем развлекали себя бронтозавры-миллениалы в золотой век Рунета!

Первый стрип веб-комикса на русском языке был про ежа (или Йожа?) в Интернете

Дисклеймер: в силу особенностей взглядов ряда авторов, без упоминания которых в обзоре зарождения и развития первых веб-комиксов на русском языке никак не обойтись, в статье будет присутствовать некоторое количество упоминаний и изображений политических позиций разного характера. Автор, насколько сумел, постарался описывать всё максимально нейтрально, и будет весьма признателен, если статья не станет причиной бурных политических дискуссий в комментариях.

▍ Весёлые зверята (Евгений Тимашёв)

Первым автором веб-комиксов на русском языке, а также создателем первого русскоязычного ресурса, посвящённого веб-комиксам, стал айтишник из донецкой Горловки Евгений Rezus Тимашёв. На своём чудом дожившим до наших дней сайте-визитке начала нулевых годов он подробно рассказывает, как дошёл до этой идеи. Перескажем вкратце: на третьем курсе ДонНТУ Евгений решил сделать собственный сайт. И сделал. В честь ника автора он назывался «Село Резусово» и выглядел примерно так:


Буквально через неделю после запуска, в октябре 2002-го, Евгений наткнулся на (ныне покойный) англоязычный сайт веб-комиксов www.comics.com и решил, что ему тоже хочется делать что-то подобное. Больше всего ему понравился комикс Стефана Пастиса «Pearls Before Swine», который с чёрным и слегка абсурдистским юмором повествует о приключениях и злоключениях разных животных. На тот момент комикс был новинкой — он выходил с конца 2001 года — и выходил сугубо чёрно-белым.

Пример раннего стрипа «Pearls Before Swine» в русском переводе

Спустя ещё две недели, 20 октября 2002 года, Евгений Rezus Тимашёв опубликовал первый стрип собственного веб-комикса «Весёлые зверята», который приведён выше. В центре повествования находился ёж-айтишник, в котором угадывался автор, а сами стрипы обыгрывали реальные ситуации из его жизни. Он решил выпускать стрипы еженедельно, а чтобы было ещё веселее — найти единомышленников. 20 декабря Евгений разместил на своём сайте призыв к начинающим художникам рисовать веб-комиксы и выкладывать их на его сайте — чтобы тот превратился в русскоязычный аналог www.comics.com.

Несколько стрипов «Весёлые зверята»

Тыц дальше на злоключения ежа-айтишника в реалиях начала нулевых годов









Евгений до начала 2006 года успел выпустить 112 стрипов, которые помимо айтишных моментов были посвящены бытовым и политическим вопросам: от ремонта с участием раздолбая-ломастера и семейных отношений до украинских президентских выборов 2004 года. Потом ему, видимо, наскучило рисовать. Сейчас Евгений Тимашёв проживает в Подмосковье и занимается созданием и изданием настольных игр.


Однако ещё в начале 2003 года Тимашёв сделал первый русскоязычный сайт, целиком посвящённый веб-комиксам: свою личную страницу он в итоге счёл не очень для этого пригодной. Он зарегистрировал сайт comics.com.ua и захостил его у провайдера из Уфы: у того нашлось уникальное предложение бесплатного хостинга для проектов, которые нравились владельцам провайдера. И стал размещать на нём ещё больше русскоязычных веб-комиксов от авторов с постсоветского пространства. Именно на нём, как на единственном тогда специализированном сайте, в марте 2003 года начала публиковаться большая серия стрипов от первого российского автора.

▍ Русские горки (Владимир Сахнов)

Им стал московский энтузиаст комиксов Владимир Сахнов, поначалу ориентировавшийся на их классический бумажный формат. Однако после знакомства с увлечённым веб-комиксами Евгением Тимашёвым он решил попробовать себя в сетевом формате и размещать свои работы на сайте Rezus’a. Так 9 марта 2003 года, 20 лет тому назад, родился первый сугубо российский веб-комикс под названием «Русские горки».

Самый первый стрип «Русских горок»

Главными героями комикса были утрированный русский Мужик в краснозвёздной ушанке, тельняшке и валенках, и его друг-Медведь с ракетой СС-20. Также из постоянных персонажей присутствовали подчёркнуто рабоче-крестьянская Жена Мужика, а также супруга Медведя. Жили они все посреди бескрайних снежных пустошей в избе, пили водку, разговаривали за жизнь, отбивали нападения ящеров разных иноземных (и инопланетных) супостатов и иронизировали над зарубежными «клюквенными» стереотипами о России и русских.

Тыц дальше!






Если Тимашёв был скорее аполитичен, и о бурных событиях украинской политической жизни середины нулевых годов писал в духе «чума на оба ваших дома», то Сахнов не скрывал своих российских патриотических убеждений: позже он называл себя «ватником до того, как это стало мейнстримом». Впрочем, с антизападными и антилиберальными стрипами соседствовали самоироничные и самокритичные, а противостояние с врагами нередко оборачивалось совместной выпивкой и дружбой.

Больше клюквенной самоиронии!









С какого-то момента к основным персонажам добавились два неупокоенных деда главного героя: красноармеец и белогвардеец, откопавшиеся из могил в вечной мерзлоте из-за глобального потепления. Белогвардеец был красноармейцем расстрелян, но обещал тому увидеться на том свете. Так и получилось, но с нюансами. Однако после выяснения отношений при встрече они стали закадычными друзьями и собутыльниками, постоянно подстёбывая друг друга, внука и реалии второй половины нулевых годов.

Больше посмертного стёба!







Владимир Сахнов и сейчас продолжает активно заниматься веб-комиксами и графикой, хотя свой первый цикл завершил, перевалив за 400 стрипов к началу 2010-х годов. О том, что он стал пионером веб-комиксов в России, он узнал только где-то в 2016-м году, чему посвятил один из стрипов уже в другом своём цикле:


Ну а мы перейдём к следующему автору. Быть может, три его цикла из первой половины нулевых не во всём отвечают каноничному понятию веб-комикса, но зато они занимали очень близкую нишу в раннем Рунете.

▍ Чебурген, лубки, и Чук и Мак (АкуАку ака Андрей Кузнецов)

Ещё в начале 2003 года художник и мультипликатор из Южно-Сахалинска, а затем Москвы, Андрей Кузнецов, он же AkuAku, стал публиковать на сайте «Иероглиф» серию рисунков «Чебураки / Чебурген». В них сюжеты известных фильмов и картин обыгрывались с участием персонажей советских мультфильмов о Чебурашке. Постил он поначалу по рисунку каждый день — что прозрачно намекало, что нарисованы они были раньше. Чебурашка, крокодил Гена и Шапокляк отыгрывали в этой мультивселенной самые неожиданные роли, и это очень заходило аудитории раннего Рунета, ещё не избалованной прикольными артами с отечественными культурными отсылками.

Больше Ген и Чебурашек!












Уже в июне 2003-го от «Чебургена» ответвился цикл «Лубки» — который иронично обыгрывал популярные киносюжеты в стиле старинного русского лубка. В полном соответствии с традицией, кстати: лубки и в XVIII веке часто представляли собой саркастичные графические комментарии анонимных авторов к актуальным событиям и явлениями общественно-политической жизни, либо к популярным тогда историям и народным байкам. Некоторые работы АкуАку из этого цикла, впрочем, мы опустим в силу содержания совсем уж 18+.

Больше лубков!










И чебурашки, и особенно лубки до сих пор бродят по сети и периодически всплывают в пабликах. Тема с лубками оказалась особенно стойкой, и сейчас имеет своих современных продолжателей. Однако нам в данной статье важнее третий цикл АкуАку, который ближе всего к формату веб-комикса: в нём уже были постоянные персонажи и у них были реплики. В январе 2005 года на страницах Андрея Кузнецова появились новые работы из серии «Чук и Мак» — под последним подразумевался компьютер Apple Macintosh, а под первым — Чукча, отчасти вышедший из неполиткорректных советских анекдотов про жителей Крайнего Севера.

Первый стрип из цикла «Чук и Мак»

Главным героем был стереотипный и почти мультипликационный житель Чукотки (он же Чохча в языке картинок), в компании безымянной супруги и разнообразной приполярной живности. Чохча с переменным успехом осваивал компьютерные премудрости и Интернет с полярным колоритом, и всё это комментировалось фразами, смешивавшими искажённые русские слова и компьютерные термины с внезапными вставками на тюркском. Видимо, потому, что для уха среднестатистического россиянина тюркская речь звучит более стереотипно-экзотично, тогда как фразы на настоящем чукотском языке не вызывали бы комичного эффекта полу-узнавания (к примеру, чук. «кʼъэйнʼэквыткы йилыльын» — «пригласите переводчика»).

Больше Чохчи!














В наши дни эти работы многие посчитали бы некорректными, экзотизирующими и свидетельствующими о колониальной оптике, и даже не без оснований — но в середине 2000-х они заходили аудитории Рунета со свистом. Ну и да, «Чук и Мак» тоже можно назвать одним из первых популярных веб-комиксов на русском языке. Кроме картинок и комиксов, к слову, в сети второй половины нулевых завирусился с миллионами просмотров ещё и мультфильм «Жихарка» по мотивам уральской сказки в анимации Андрея Кузнецова.

Правда, в его версии невезучая злодейка-Лиса вызывала искреннее сочувствие, несмотря на поползновения к каннибализму

С АкуАку мы не прощаемся — в финале поговорим о ещё одном его цикле, уже самых что ни на есть каноничных веб-комиксов. Ну а пока что следуем дальше.

▍ Заяц ПЦ и его воображаемые друзья: Щ, Ф, грелка и свиная отбивная с горошком (Линор Горалик)

Как рассказывала российско-израильская писательница и программистка Линор Горалик, ныне имеющая в России статус иноагента — Заяц ПЦ (читается как Ԥ, а не «пэцэ») появился на свет ещё в 2003 году. Публиковаться и вируситься в ЖЖ характерные стрипы про упоротых существ с абсурдистским юмором стали где-то с мая 2005 года. Несмотря на всю психоделичность, схематичность и пессимистичность комикса, многие обитатели Рунета были покорены его стилем, а где-то и узнавали в его депрессивных и немного поехавших героях себя самих.

Первый стрип «Зайца ПЦ» наглядно демонстрировал суть сеттинга

Главный герой комикса — Заяц ПЦ, перманентно пребывающий в депрессии и странных состояниях сознания, в силу чего с переменным успехом принимает лекарства. Прочие перечисленные персонажи — кошка Щ, жираф (?) Ф, Грелка и Свиная Отбивная — существуют в основном в сознании зайца. И исчезают в чёрной трещине в реальности, стоит ему произнести «ПЦ!». При этом Щ влюблена в Зайца, Ф считает, что это Заяц — порождение его сознания, «холодная и неприятная» Грелка с Зайцем спит, а Отбивная С Горошком «требует от зайца стремления к таким вершинам духа, на которые не решился бы вознестись даже Далай-лама». В общем, это лучше видеть, чем объяснять.

Больше ПЦ













Популярность Зайца ПЦ во второй половине нулевых была впечатляющей. Уже в 2007 году подборка стрипов о Зайце ПЦ вышла в виде бумажного комикса, который был почти мигом сметён ценителями из числа завсегдатаев сети, несмотря на солидную цену. В одном из интервью Линор охарактеризовала своего героя как «алкоголика, который любит рассказывать, что он бывший алкоголик». А также неудавшегося свингера с душой «малой видом и не бессмертной».

Он человек, вечно чувствующий себя «недостаточно»: недостаточно хорошим, недостаточно умным, недостаточно заботящимся о ближних, недостаточно политически активным, недостаточно то, недостаточно сё. И на йогу ходящим недостаточно.


В силу почти диаметральной противоположности политических взглядов воззрениям вышеупомянутого Владимира Сахнова, и активного выражения означенных взглядов, ныне Линор Горалик проживает в эмиграции в Израиле и считается в России иноагентом. Ну и продолжает выпускать стрипы о непростой жизни своих персонажей.


Ну а в 2008 году мир веб-комиксов на русском языке вошёл в новую эпоху. Именно тогда начал работу большой централизованный портал AComix.ru, он же «Авторский комикс» — самый крупный сайт веб-комиксов на русском языке с тех пор и поныне. Именно он стал той центральной площадкой для массовой публикации веб-комиксов, которой не удалось стать пятью годами ранее сайту Евгения Тимашёва. 2008-2009 годы стали эпохой взрывного роста количества и качества русскоязычного контента в этом жанре. И одним из самых популярных из них с 2009 года и по сей день стал…

▍ Cynic mansion (Артём Евсеев)

Автор, Артём Евсеев, не скрывает, что исходным источником вдохновения для создания этого цикла стал англоязычный комикс «Cyanide and Happiness», выходящий с 2004 года в весьма минималистичном стиле рисовки и эксплуатирующий «самые циничные и неприличные темы»: инвалидность, неизлечимые болезни, ЗППП, насилие, смерть, сексуальные девиации и нигилизм.

(найти среди них приличный для вставки сюда — не такая уж простая задача)

Артём и трое его единомышленников решили сделать нечто подобное, но на русском языке, и с февраля 2009-го стали публиковать стрипы на своём сайте. Поначалу это были рисунки буквально в стиле «палка-палка-огуречик, вот и вышел человечек», выполненные в Paint. Некоторые и вовсе были нарисованы шариковой ручкой на бумаге и отсканированы. Впрочем, ценители «Cyanide and Happiness» всё равно сразу подметили сходство двух комиксов.

«Кто-то скажет, что стиль наших рисунков один в один «цианид и хаппинес», но я скажу, что это — глупые домыслы, общее с ними у нас только чувство юмора. Рисуем мы ещё хуже, чем они».

— прокомментировали авторы во главе с Артёмом Евсеевым, и это гордое утверждение по сей день красуется в описании их паблика. Конец нулевых годов был временем расцвета в сети битардства, тролльства, чёрного юмора и цинизма, так что комикс успешно и быстро завоевал большую популярность в Рунете. Впрочем, подчёркнутой мизантропией дело не ограничивалось, и чем дальше, тем её становилось меньше — что сыграло свою роль в сохранении популярности проекта до наших дней.

Больше «Cynic mansion»!








Соратники, правда, со временем отвалились, но Артём по-прежнему несёт гордое знамя «Cynic mansion». За прошедшие 15 лет этот веб-комикс успел стать классикой Рунета — и даже сейчас находится на втором месте по популярности на AComix.ru, тогда как все прочие хиты конца нулевых давным-давно ушли из топов этого рейтинга.

▍ Кожа да Кости (Мария Пономарёва / Гробовская ака Nedzumi)

В июне 2010 года в рейтинг AComix.ru ворвался новичок — и буквально за десять дней вырвался на первое место в топе. Новичок назывался «Кожа да Кости» и принадлежал перу московской художницы Марии Пономарёвой. Он повествовал о жизни сотрудников магазинчика для неформалов — и оные сотрудники сами были неформалами всех мастей самого замечательного вида, вкусов и поведения. Соответственно, сетевым неформалам, бесчисленным в Рунете на рубеже нулевых и десятых годов, он зашёл со свистом и как родной.

Райские врата для неформалов по версии «Кожа да Кости»

Условно главной героиней была сферическая в вакууме синеволосая неформалка Мэл — которую из-за нестандартного облика (2010 год) не приняли в Солидную Компанию. Зато сразу взяли в магазинчик для неформальной публики. Именно её глазами мы знакомимся с остальными сотрудниками заведения — и каждый из них замечательно колоритен. Олдовый дед-хиппи Сэм Ясгур (завхоз), неопределённого пола, возраста и видовой принадлежности кавайный Пеннивайз (продавец-консультант), обширных габаритов пафосная готка Лилит (кассир), саркастичный и негуманный дьявол (sic!) Лютик (мастер тату и пирсинга), и, наконец, безымянный альфа-неформал Босс по уши в тату, мышцах и килте на босый торс, предающийся БДСМ-утехам с безымянной же Секретаршей. В общем, опять же, это лучше видеть.

Тыц на КдК дальше!








Как и полагается неформалам рубежа нулевых и десятых, персонажи искренне не переваривали официоз, гламур, наци и гопников. А также как над религиозным фанатизмом, так и над радикальным атеизмом — в 2010-м это была одна из популярнейших тем, мм, оживлённых сетевых дискуссий. Ну и немного англичан, потому что ирландский день св. Патрика — это для неформала святое! Доставалось за пафосность и готам: которые в то время не вылезали из споров по поводу того, кто из них труЪ, а кто позёр.

Тыц ещё на Кдк!










Увы, комикс завершился ещё в начале 2010-х. И, хотя многие мечтали о его продолжении, тема была в общем почти исчерпана — да и субкультуры в прежнем виде стали понемногу уходить в прошлое. Ныне Мария Гробовская работает иллюстратором и активно угорает по постапоку и ролёвкам живого действия (а также берёт заказы, если кому вдруг надо).

Ну а мы пока сделаем паузу — и в грядущей второй части будет не меньше олдовых комиксов вроде бы почти недавней, но уже безвозвратно ушедшей эпохи. Оставайтесь с нами!

P.S. Ну и напоследок — самый известный из стрипов КдК, разошедшийся далеко за пределы фан-базы комикса и до сих пор бродящий по сети: о том, как видели себя и как выглядели с точки зрения автора субкультуры рубежа нулевых и десятых.

Тык

Узнавайте о новых акциях и промокодах первыми из нашего Telegram-канала 💰


 

Источник

Читайте также