Эта игра получила незаслуженно мало внимания. Даже обидно, что за прошлый год здесь, на DTF, игра едва попала в топ-20 лучших игр года, хотя на мой взгляд, она входит в топ-1. Если вы не прошли игру, не теряйте возможность самостоятельно прочувствовать механики и лор игры, прочитаете потом. Этот пост создан не для того, чтобы заинтересовать тех, кто ещё не играл, а с целью заполнить пробелы в повествовании у себя в голове и обсудить детали с игравшими. Здесь лютейшие спойлеры и полное описание истории игры, насколько я её понял.
Часть 1. Прибытие в систему
В далёкой-далёкой галактике жила высокоразвитая цивилизация номаи. Это был трёхглазый кочевой народ, передвигающийся по миру с помощью звездолётов и способных обживать любые планеты. Общение в письменном виде между собой производилось с помощью завитков. Раз в 10 лет Номаи проводили фестивали, где делились достижениями науки — на одном из них было показано гиперядро, дававшее возможность исследовать глубокий космос. Многие звездные системы быстро умирали, номаи с трудом стали находить ресурсы, поэтому они решили держаться вместе.
У номаи была легенда про корабль, который внезапно полностью исчез с радаров других кораблей. Этот корабль принял странный сигнал, выглядящий древнее Вселенной — сигнал назвали зовом «Ока Вселенной» из-за его формы. Персонал корабля принял решение улететь к источнику сигнала, не предупредив остальные корабли. В процессе гиперпрыжка взорвалось гиперядро, убив экипаж.
Вместе с гиперядром утратилась возможность подать сигнал остальным кораблям, но бóльшая часть функций корабля осталась рабочей. Сам корабль застрял в Чёрном Терновнике — растении, которое изнутри больше, чем снаружи. Разрастаясь, растение начало ломать корабль и поглощать. Две спасательные капсулы успели улететь прежде, чем корабль провалился внутрь плода растения.
Третья спасательная капсула застряла внутри Терновника, получив большие повреждения, в том числе, утечку воздуха. Оставаться долго в ней было невозможно, связаться с остальными капсулами — тоже, а бросить маяк мешали атакующие удильщики. А сигнал корабля начал слабеть — его разрывал растущий Терновник, и через часы мог исчезнуть совсем, поэтому экипаж решил вернуться и починить корабль или попросить помощь.
Однако сигналов корабля оказалось несколько, и из разных мест. Третья капсула решила попытать счастья по ближайшему сигналу. Они проложили себе путь из фонариков, на случай, если бы за их маяком пришли номаи с других капсул. Оказалось, что сигнал шёл из семени Терновника. В отличие от самих плодов, в семя Терновника никто не мог протиснуться. (Интересно, почему на момент игры это семя не выросло в полноценный плод, если Терновник так быстро растёт?) В итоге, весь экипаж задохнулся в бессильных попытках влезть внутрь.
Часть 2. Номаи обживаются
Две другие спасательные капсулы выжили.
Одна капсула попала на Пустотную Сферу. Это полая планета с маленькой чёрной дырой в центре. Планета не упала целиком в чёрную дыру только потому, что она состояла из вещества, способного локально менять гравитацию (Это только моё предположение, которое объясняет, из чего делались гравикристаллы. Оно не объясняет, почему планета начала разрушаться в процессе игры, а не раньше). У планеты есть весьма агрессивный спутник — Пустотная Лампа, обстреливающий всё вокруг себя большими лавовыми снарядами. Поэтому почти вся поверхность Пустотной Сферы выглядит обгоревшей.
Номаи основали небольшое поселение на поверхности планеты. В нём была мастерская, штампующая из антигравитационного материала планеты гравикристаллы. Это было временное убежище, потому что номаи боялись спутника, поэтому было решено укрыться под землёй возле спасательной капсулы. Места под землей было достаточно для жизни, но не хватало для исследований. Номаи философствовали, что есть «Око», почему оно их позвало и сколько ему лет.
Спустя продолжительное время накопилось достаточно гравикристаллов для перехода из маленького поселения в более широкую область под поверхностью планеты. Там появился многоэтажный Висячий Город. В этом городе появилась более удобная технология использования гравикристаллов — из них делали мозаику, которой выкладывали дороги. Благодаря этому не использовались механические лифты — наверх можно было забраться по отвесной стене. Кристаллы и мозаика широко использовалась номаи по всей системе.
Другая капсула попала на Час Угля. Час Угля и Час Пепла — сдвоенные планеты, вращающиеся очень близко к Солнцу. Эту группу назвали Песочные Часы из-за их особенности — земля, обрушившаяся по экватору Часа Угля, могла пересыпаться между планетами то в одну, то в другую сторону. Во времена номаи, песка между планетами было меньше, и поэтому засыпало только нижний уровень планеты.
Номаи не могли переносить сильный жар на поверхности, поэтому решили уйти под землю. Долгие блуждания привели их в огромную пещеру, где появился Тёмный город — четырёхэтажный комплекс с жилыми и рабочими помещениями. Первый этаж был выделен под провод электропитания и резервный путь к высокоэнергетической станции, снабжающей электричеством город через солнечную батарею на поверхности. Второй — жилой, третий был вроде музея, где номаи могли поглазеть на гигантского удильщика, четвёртый был предназначен для выхода на поверхность и запуска шаттла.
Для письменного общения между планетами были созданы специальные стены с двумя постаментами. Один постамент показывал планету своего расположения, другой (если положить соответствующий камень) показывал, с кем происходит связь. Чтобы сохранить важную информацию с них, некоторые стены имели возможность записи на каменные свитки. Записи текущей планеты указаны синим цветом, другой планеты, с которой связываются — оранжевым. Связываться можно было также через проекции — стоя в определённой зоне, можно было видеть комнату на другой планете.
Также номаи сделали телепорты между планетами. Им было известно, что если объект притягивается в чёрную дыру, то потом он выталкивается из белой дыры. На подобном принципе работало гиперядро корабля, на котором прилетели номаи в систему. Оказалось, что белая и чёрная дыры находятся в этой же системе, а значит, материал обеих дыр можно использовать для создания телепортов. Для собирания материала была построена специальная кузница на Пустотной Сфере. Сначала была создана экспериментальная башня-телепорт возле белой дыры, а затем, когда номаи научились собирать материал дыр, они организовали башни-телепорты для каждой из планет на Часе Пепла. С развитием технологии номаи научились делать шаттлы — мини-версии звездолётов для путешествия в окрестностях системы. Их возврат обратно происходил с помощью телепортации.
Часть 3. Квантовая Луна
На разных планетах номаи наблюдали странные перемещения и исчезновения вещей. На планете Пустотная сфера, например, стоял огромный осколок непонятного происхождения, который мгновенно перемещался на соседнее место, если отвести от него взгляд. То же самое делали предметы поблизости, например, деревья. На планете Час Угля, в глубокой пещере, один номаи, стоящий на странном камне, исчез вместе с ним, после того, как его друзья выключили ненадолго свет. Такие камни, способные мгновенно перемещаться, назвали квантовыми. Они издают характерный сигнал.
В космосе, возле планет, можно обнаружить летающий спутник, который перемещается к другой планете, если на него никто не смотрит. А иногда он исчезает из системы — номаи догадались, что объект попадает в неизвестное шестое положение. Его сигнал был очень похож на сигнал камней на планетах, поэтому спутник назвали Квантовая Луна.
Опыты с осколками показали, что они подчиняются двум правилам, названными квантовыми правилами. На Квантовой Луне была построена башня, позволяющая использовать все правила и отслеживать положение Луны. В каждой позиции Луна перенимала характерные особенности поверхности планеты, и в шестой Луна была забита квантовыми камнями. При этом выйти с поверхности Луны не получалось.
Южная обсерватория номаи исследовала, куда исчезает Квантовая Луна в шестом положении, и выяснила, что шестое положение находится в области притяжения Солнца — возле «Ока Вселенной». Для подготовки к встрече с Оком, было организовано паломничество на Квантовую Луну.
Для демонстрации паломникам каждого квантового правила были созданы свои объекты. Одним из них был квантовый осколок с Часа Угля, перемещающийся, если выключить свет. Основным объектом для тренировки была башня в самом тихом месте Пучины Гиганта — в крупнейшем вихре. Финальным объектом была башня на Пустотной Сфере. Она указывала третье правило словами: в шестое положение Квантовой луны можно попасть только из башни, стоящей на северном полюсе Луны. С этой же планеты можно было сесть на шаттл для полета специально на Луну.
Часть 4. Поиск «Ока Вселенной»
Чтобы понять, когда нужно запускать шаттл, на поверхности Часа Угля был построен «компас», указывающий направление на важные и близкие к планете объекты. 2 планеты, а потом и солнечная станция легко находились по введённым координатам, а с «Оком Вселенной» такой приём не работал — «компас» крутился, не показывая конкретного направления. Поэтому было решено построить более точный компас в обсерватории на Пустотной Сфере, но ни один не смог показать точное направление. Симуляция положения показала, что «Око» находится на большом расстоянии от системы в непонятном направлении. По Квантовой Луне номаи поняли, как «Око» должно выглядеть. Поэтому решено было создать пушку, способную запускать быстрые зонды в космос. Зонд должен был передавать снимки и возвращаться при нахождении «Ока».
Для постройки была выбрана Пучина Гиганта. Планета была одной из самых удалённых от Солнца, и его притяжение меньше бы влияло на зонды. А ещё пушку было удобно выводить на орбиту планеты с помощью огромных вихрей. При строительстве пушки, одна из частей внезапно упала на дно Пучины Гиганта. Симуляция в Южной обсерватории показала, что есть 2 типа вихрей. Большинство закручены по часовой и отправляют предметы в небо, но есть и закрученные против часовой, отправляющие предметы к ядру.
Зонды возвращались так же, как и шаттлы. Номаи, работавшие на пушке, хотели проигнорировать ограничение на мощность, поставленное мастерской — так зонды бы летели быстрее и дальше. В какой-то момент запуски пришлось приостановить, поскольку появились перебои с энергией. Проблема запусков зонда была в том, что летели они всё ещё довольно медленно, и на проверку определённой координаты требовалось очень много времени. А использование большей мощности для запуска могло безвозвратно уничтожить пушку. Поэтому Южная обсерватория обратилась к высокоэнергетической мастерской насчёт их разработок со временем.
Номаи заметили, что время между падением в чёрную дыру и вылетом из белой дыры отрицательное, то есть, сначала появляется объект в новом месте, а потом исчезает в старом. Долгое время им казалось, что это просто погрешность измерения прибора, но в высокоэнергетической лаборатории на Часе Угля удалось увеличить время до заметного. На это увеличение требовалась вся энергия, снабжающая город.
Южная обсерватория интересовалась, можно ли увеличить интервал отката в прошлое до 22 минут, требуемых на полет зонда до ожидаемого положения «Ока Вселенной» при максимальной мощности. Это было возможно, но требовалась энергия много больше — солнечные батареи на Часе Угля копили бы её 100 лет. Появилось предложение создать солнечную станцию, чтобы взорвать Солнце. Против этого были очень многие — риски уничтожить систему велики, а гарантии, что всё сработает, не было. Тем не менее, солнечная станция была построена.
Вдобавок к ней, требовалось создать устройство, возвращающее память к владельцу после того, как система взорвётся и произойдёт откат на некоторое время назад. Это было необходимо, чтобы зонд не искал «Око» только в одном направлении полёта, а также, чтобы можно было отключить взрыв системы. Таким устройством являлось гиперядро — такое же, как и на звездолёте, потерпевшем крушение. Номаи боялись за ним возвращаться и сомневались, что оно осталось целым. Ученица мастера номаи, который делал такие ядра, решила, что ей не нужно искать остатки, чтобы построить полноценное ядро самостоятельно.
Ядро требовало большой энергии. Для сбора энергии было удобно использовать маленькую и бесполезную планету Час Пепла, летающую возле солнца. Был организован проект «Час Пепла», в котором было создано несколько масок, возвращающих память существам, с которыми они были связаны (Вроде бы, для возвращения памяти, необходим прибор — маска на голове, которая есть у одежды номаи, но на протагонисте её не было). Чтобы не было томительного ожидания, маски бы возвращали воспоминания либо в случае успеха программы, когда «Око» найдено, либо в случае ошибки оборудования. На момент игры работало всего 3 маски — одна из них получала информацию с зонда. В подземной мастерской на Пучине Гиганта создавались статуи, связывающие воспоминания владельца с проектом «Час Пепла».
Требовалось сохранить высокотехнологичное оборудование на Часе Пепла в целости, иначе бы весь проект развалился. Поэтому было решено найти жаростойкую породу. Для безопасности, жаростойкость проверялась не на самом Солнце, а на спутнике Пустотной Сферы — Пустотной Лампе. Нужная порода обнаружилась на Камельке. Номаи развернули широкую добычу этой породы, однако прекратили активные действия, чтобы не погубить развивающуюся и пока не разумную жизнь на планете.
Часть 5. Конец Номаи
После всех приготовлений было решено использовать станцию, но выстрел не сработал. Номаи разочаровались в станции и забросили её, переключившись на комету, только что вошедшую в систему. (Судя по компьютеру на станции, примерно в момент выстрела пушки была зафиксирована опасная солнечная активность, из-за чего были запечатаны выходы станции. Эти два факта связаны? Интересно, что повредило станцию, что там летают два огромных куска моста?). Она испускала необычный сигнал. Шаттл с Пустотной Сферы отправился на комету.
Один персонаж был охранником, в итоге застрял внутри шаттла, когда комета замерзла. Двое других спустились внутрь кометы, обнаружив, что в ней содержится огромное ядро, которое при нагревании может превратиться в смертельный газ (призрачную материю) и заполнить всю систему. Один из номаи решил послать предупреждение на другие планеты, для этого нужно было выбраться из ядра, но комета подлетела слишком близко к Солнцу и ядро разорвалось. Все номаи в системе были уничтожены, за исключением одной паломницы, находящейся в этот момент на Квантовой Луне. Также выжили и существа с Камелька (почему, если на них призрачная материя тоже влияет?).
Вероятно, номаи вымерли не сразу, и некоторые из них смогли сделать сканер, позволяющий заметить призрачную материю. Однако все населённые пункты номаи в игре либо содержали призрачную материю, либо кристаллические следы от неё (на Квантовой Луне и Часе Пепла есть свежие трупы номаи. Как кто-то смог выжить достаточно долго?).
За 280000 лет, прошедших с исчезновения номаи, Чёрный терновник разросся внутри одной из планет и смог её разорвать, разбросав семена на некоторые другие объекты системы. Там они ещё не успели прорасти. Постройки номаи по всей системе обветшали и частично развалились. Комета так и осталась в этой системе.
Незадолго до начала игры, орбитальная пушка активировалась и успела сделать 9354 выстрела к началу игры (Что её активировало?)
(У пушки был экипаж. Предполагалось, что он отправится на 22 минуты в прошлое, к нему вернётся память и это позволит перенаправить зонд. Экипаж должен был умереть от призрачной материи или хотя бы от старости. От взрыва пушки точно не умер, иначе трупы были бы свежие. Кто тогда перенаправлял зонды? Если прибор, то почему статуя связывала приборы с маской, ведь с маской связывались сами номаи? Экипаж был, в том числе, на самом зонде?).
Кроме этого, земноводные с Камелька эволюционировали в разумную расу.
Часть 6. Камеляне
Камеляне создали деревню, используя почти исключительно древесину. Главным развлечением стало исследование других планет, но на случай аварии на каждом корабле имелись запасы еды и семян деревьев — потенциально, возможно было организовывать новые поселения. Спустя несколько полётов, камеляне нашли приборы номаи, включая прибор наблюдения за призрачной материей, определитель сигналов и дрон-разведчик. Все эти приборы использовались в исследованиях, а прочие интересные объекты с планет собрали в музей космонавтики. Тут же можно было узнать разную информацию о солнечной системе и планетах.
Космические корабли камелян состояли из деревяшек, листов железа, веревок и прочего мусора. Внутренняя гравитация обеспечивалась гравикристаллами, кислород — растениями в горшках, энергия — реактором. Первые версии кораблей даже не имели тормоза для приземления, последние имели бортовой компьютер для управления. Кроме того, из недавно найденных обломков статуи (той самой, что запоминала все события, произошедшие с персонажем, посмотревшим в глаза этой статуе) удалось соорудить компьютер, запоминающий всю информацию, несмотря на постоянные откаты во времени в процессе игры.
Протагонист — один из первых камелян, отправившихся в космос. Для подготовки к реальным полётам и испытаниям приборов были организованы антигравитационная камера, уменьшенная копия космического корабля, запуск искусственного спутника Камелька. Проходя мимо статуи номаи, протагонист случайно активирует её, что позволяет ему сохранять память после каждого цикла (надо полагать, статую принес камелянин с Пучины Гиганта. Почему она сработала лишь на конкретном камелянине?).
Предыдущие путешественники либо погибли, либо пропали без вести, либо остались жить на разных планетах. В процессе их поисков можно узнать, что самый первый из камелян, посетивший почти все объекты в системе, не пропал, а осел в Чёрном Терновнике, поскольку сломал свой корабль. Другой камелянин боится упасть в чёрную дыру, поэтому сидит на месте внутри Пустотной Сферы. Третий исследует космос, поэтому сидит в самой высокой точке Часа Угля. Он заметил, что больше десятка солнечных систем умерли за время наблюдения. Он может также заметить быстрое старение Солнца за пару минут до его взрыва. Четвёртый познал дзен, поскольку попал в ту же ситуацию, что и протагонист, и помнит каждый прожитый цикл. Он уже не хочет покидать планету, но может научить протагониста медитации для быстрого конца цикла. Пятый построил себе жильё на луне Камелька.
В процессе игры можно заметить, что запуск зонда привёл ко взрыву орбитальной пушки. Часть пушки успевает затонуть прежде, чем протагонист успеет до неё добраться. Оборудование на пушке засекло сигнал из ядра Часа Пепла, который заставил сделать выстрел в произвольном направлении (что заставило испустить сигнал?) На 9354 попытке оборудование с шаттла зафиксировало положение «Ока» и сохранило их в ядро Часа Пепла. С этого момента начинается игра (Статуя появилась на Камельке ещё до начала всех этих циклов. Почему она не сработала раньше? Или дело в том, что она начала работать только при нахождении «Ока»? Почему тогда другая статуя сработала на камелянине с Пучины Гиганта на несколько циклов раньше, судя по разговору с ним?). Пустотная лампа начинает обстрел поверхности Пустотной сферы, из-за чего вторая начинает разрушаться (номаи боялись этого обстрела, из-за чего и ушли под землю, почему же Пустотная Сфера не развалилась из-за него раньше?). Песок с Часа Пепла начинает засыпать Час Угля.
Закончить игру можно разными путями. Можно застрять внутри ядра Часа Пепла, улететь вне досягаемости взрыва Солнца, сломать игру временным парадоксом, безвозвратно умереть с гиперядром в руках. А можно узнать координаты Ока Вселенной с затонувшей части орбитальной пушки, использовать гиперядро с Часа Пепла для восстановления звездолета и отправиться по этим координатам. Находясь в «Оке», можно увидеть смерть солнечных систем и зарождение новой вселенной.