Несмотря на то, что наши лонги часто маячат в подсайтах, сами мы говорим о себе редко. И в этой публикации нам захотелось рассказать об истории интересной студенческой дружбы, в рамках которой мы проводили кинопоказ, заставляли пацанов плакать и делились впечатлениями о фильме. Написанное нами эссе по «Могиле светлячков» прилагается.
Оглавление для навигации:
Эссе для показа «Могила светлячков»
Как мы репетировали наше выступление
С чего все началось
Начать историю стоит с того, что мы, Саша и Настя, вместе занимались в вузе подкастами. У нас есть обязательный предмет «Проектная деятельность», который длиться 3,5 года. В его рамках студенты выбирают себе клуб по интересам и полностью воспроизводят реальный рабочий процесс: распределяют обязанности, веду медиаплан и паспорт проекта, поднимаются по карьерной лестнице и все в этом духе. Мы оказались в Медиа-лаборатории, которая занимается освящением других проектов и их активностей. Это что-то вроде студенческого СМИ, где мы создавали подкасты. Я была руководителем проекта, а Настя занималась монтажом эфиров.
На одну из осенних записей к нам на интервью пришел Лёня, глава проекта «КиноКуб». Дискуссия тогда длилась более полутора часов, а финальный выпуск после продакшена по хрону дошел до 50-и минут. В нем парень рассказывал о концепции проекта, подходе к выбору фильмов и о том, как они готовят эссе и обсуждают просмотренное. До сих пор в памяти свежа дискуссия нашей ведущей о фильмах Нолана и рекламе Скотта Пилигрима от Лёни.
Если кратко говорить о том, кто такой этот наш «КиноКуб», то выйдет так:
- Место, где грамотно готовят показы
- Место, где не только кино, но и его анализ
- Место, где смотрят фильмы на большом экране
- Место, где их обсуждают и любят
- Место, у которого есть свой стиль и атмосфера
На подкасте Лёня обмолвился, что они с ребятами однажды смотрели «Яйцо Ангела» Мамору Осии. Тогда мы особо не предали этому значения. То был октябрь, и нашего Блога еще не существовало. В конце ноября мы создали «Мульти Арт Хаус» и стали постепенно развиваться в блогосфере. В конце февраля наш бывший начальник проекта предложил сделать коллаборацию с «КиноКуб». А мы и не против, мы за любой творческий движ. Ребята любят хорошее кино, но мало смотрят аниме. Вот мы и решили посвятить их в эту культуру.
Через пару дней с нами связался Влад, СММ-специалист проекта, и предложил в апреле устроить показ. В течение оставшегося месяца нам нужно было выбрать аниме, написать по нему небольшое эссе, сделать презентацию с кадрами и отрепетировать выступление вместе с руководителями «КиноКуба».
P.S. Возможно, у нас будет вторая коллаборация, но уже в рамках подкаста в нашем Блоге. Не зря же мы ими уже несколько лет занимаемся.
Наше мероприятие было запланировано на 9 апреля, и мы стали готовиться. Фильм выбирали не долго. Так уж случилось, что недавно мне захотелось прогулять пары и смачно поплакать, поэтому я пересматривала «Могилу светлячков» Исао Такахаты. В очередной раз поныв Насте в голосовом сообщении, я узнала, что она этот фильм не смотрела. Тогда то я и подумала, почему бы ей не ознакомиться с ним, а после мы решим, может быть именно он подойдет для показа большой аудитории. Настя посмотрела, поплакала, и мы утвердили картину. Далее началась самая страшная и тяжелая в эмоциональном плане для нас часть: написание эссе. Скажу сразу, что столько правок мы не получали даже от нашего научного руководителя по диплому.
Изначально мы уточнили, есть ли какие-то критерии или шаблон для написания. Нам ответили, что творческие порывы приветствуются. В один день мы собрались у меня на хате и стали писать. Все как обычно: подводка, исторический аспект создания, немного о персонажах, сюжет без спойлеров и анализ визуальной части. Тогда нам почему-то казалось, что эссе мы будем читать перед просмотром, поэтому в разборе избегали большого раскрытия сюжета. Скинув первый вариант текста, мы получили массу рекомендаций по его улучшению, а также узнали новость о том, что эссе читать мы будем после. Поэтому все пришлось переписывать.
Дубль два тоже был не без греха. Мы раскрывали яркие моменты истории, старались избегать лексических повторов и образно формулировать мысли. А потом нам дали по лицу за текст, похожий на «Аватар: путь воды», и изобилующий пространными, хоть и красивыми высказываниями. В общей сложности, на правки второй версии эссе у нас ушло два часа. И вот, на календаре было уже 4 апреля, мы снова собираемся вместе, чтобы выпустить финальный-финал (фанаты «Атаки Титанов» тут есть?) нашего текста.
На этот раз мы потратили чуть больше часа, вырезали некоторые моменты и добавили парочку штрихов. Вроде, руководителям «КиноКуба» зашло. Но знали бы они, как мы злились на правки. Мы не отрицаем, а даже признаем, что большинство их было по делу. Но когда их больше, чем поступало от кураторов нашей практики, это немного злило. Особенно когда фоном пишешь диплом. Сами мы остались немного раздосадованы тем, что текст вышел довольно сухой и академичный, едва ли похожий на то, что мы публикуем в Блоге.
Ниже представляем вам финальную версию эссе, которое мы зачитывали после просмотра, а также скриншоты из презентации к нему:
Дети, у которых отняли детство
А теперь предлагаем вернуться к разбору самого мультфильма. Аниме цепляет уже с первых секунд, когда звучит фраза: «21 сентября 1945 года. В этот день я умер». В этот момент зрителю дают понять, что его слезным железам придется напрячься в процессе просмотра. Развязка фильма становится ясна с самого начала. Особенно удивительно видеть подобное тем, кто знаком с другими работами отца-основателя.
Да, студия не изменяет себе, выбирая в качестве главных героев детей. Однако общий антураж мультфильма резко контрастирует с привычными аниме «Ghibli». Здесь все по-серьезному. Хоть в мультфильмах студии всегда есть место «взрослым» детям, становящимся такими под влиянием «сказочных» проблем, на этот раз создатели демонстрируют реальные исторические факторы, вынуждающие героев резко стать старше.
Вместо поучительной и забавной истории, на экране разворачивается настоящая людская трагедия. Продемонстрирована она глазами детей, так как именно они наиболее уязвимы в восприятии суровой действительности. На протяжении всего мультфильма зритель наблюдает то, как жуткие условия заставляют людей обнажать их истинные сущности. Тот, кто еще вчера приглашал героев погостить, уже сегодня готов драться с ними за рисовый шарик. Голодные времена и постоянные воздушные налеты не дают пощады никому. А взрослые перестают делать скидку на возраст, начиная видеть в сиротах конкурентов за еду и ночлег.
Например, эпизоды с тетей главных героев. В начале зрителям показывают милую, добродушную женщину, выказывающую расположение и желание помочь. Но как только Сэйто говорит о гибели их матери, тетя начинает хмуриться и ворчать. Ведь она понимает: теперь детей никто не заберет, а значит ответственность за них ляжет на ее плечи. Посредством намеков, а затем в открытую, женщина начинает демонстрировать неприязнь к детям. Для нее они — лишние рты, ради которых приходится работать. Ближе к концу мультфильма она поступает совсем жестоко, с порога прогоняя оголодавшего Сэйто.
Еще один ключевой момент изменения человеческих взаимоотношений раскрывается в образах врачей. В начале картины мы видим сочувствующего доктора, который с сопереживанием рассказывает Сэйто о плачевном состоянии матери. Когда же мальчик позднее обращается к доктору за помощью для сестры, тот скупо отвечает, что ее просто нужно нормально накормить. Он не дает ни лекарств, ни рекомендаций по лечению, а в конце и вовсе просит детей не задерживать остальных пациентов.
Сам Сэйто под влиянием суровых обстоятельств начал совершать неблаговидные поступки. Его сложно осуждать за это, ведь он пытался спасти болеющую сестру. Понимания, что помощи ждать неоткуда, Сэйто дошел до точки невозврата. А потому пошел на риск, начав воровать еду и вещи при любой возможности. При этом он сохранил чувство родственной привязанности, до последнего выхаживая умирающую Сэцуко. Роль взрослого была ему не по плечу, ведь он не мог работать с ними на равных. Поэтому в социальном смысле он опустился до маргиналов, на которых даже охранники смотрят свысока.
Сэцуко, будучи ребенком, совершенно угасает. Если в начале она — жизнерадостный розовощекий ребенок, в конце — маленькое, обтянутое кожей создание с потухшими глазами. Сецуко не раз приходилось оставаться одной, пока она ждала брата. Когда брат и сестра начали жить отдельно, у нее были типичные детские занятия: она играла в игрушки, каталась на качелях. Ближе к финалу у Сэцуко не оставалось сил даже выйти из импровизированного дома. Из-за недостатка еды она уже играла не в игрушки, а в благополучную жизнь, в которой съестного было вдоволь. Так, девочка сосала камушки вместо леденцов, пытаясь найти замену привычному ритуалу.
В этом раскрывается символизм названия. Помните, как Сецуко спрашивает Сэйто о том, почему светлячки живут так мало? А еще момент, когда девочка хоронит их в могилке, вырытой в земле? И при этом с детской невинностью произносит, что их мама сейчас тоже там. Наши герои — это все те же светлячки, которые ярко и беззаботно горели, окруженные любовью. И все те же, что очень быстро угасли из-за людского равнодушия и жестокости.
Важный визуальный элемент фильма — цветовая гамма, которая меняется в зависимости от сюжета. Например, когда зрителю показывают эпизоды-мостики «жизни после смерти», где души детей путешествуют по местам своего прошлого. Здесь фигуры брата и сестры выделяются оранжево-красным светом. В то время как основная палитра мультфильма — классическая для работ студии Хаяо Миядзаки: натуралистичные и насыщенные цвета. И, как бы в противовес ужасам войны, — есть вечная красота природы. Зеркальная гладь озера, склонившиеся над водой ивы, синие сумерки и сотни светлячков, которые живут так мало.
Аниматоры также используют дуалистический прием колористики, когда показывают нам «путешествия» героев по воспоминаниям прошлого. Или же в самом конце фильма, где дети сидят на скамейке и их взор направлен на современные многоэтажки. Сами они в тепло-красной палитре, в то время как здания и мерцающие вокруг светлячки холодных оттенков.
В лице второстепеннных персонажей нам показывают, что в водовороте жестокости и безысходности оказались не все. Были люди, которым посчастливилось уехать заблаговременно до начала страшных событий. Все произошедшее было для них неведомым кошмаром, случившимся где-то не с ними. Это продемонстрировано в конце мультфильма в образе семьи, возвращающейся к прежней жизни. Они заново заселяются в дом, который не пострадал от бомбежек, оставшись стоять «как новый». Их беззаботное настроение резко контрастировало с тем, что испытывал голодающий подросток, только похоронивший младшую сестру.
Смерть — это не то, о чем должны думать дети. Но когда они сами оказываются в ее эпицентре, она становится лишь сопутствующей обыденностью. В условиях карточной системы и всяческих ограничений, люди снимают свою доброжелательную маску, обнажая истинную сущность. Да, безусловно, остаются и те, кто способен поддержать близких, но для них сострадание было не маской, а отражением души.
С Сэйто это сработало в обратной последовательности: ему пришлось взять на себя роль взрослого. И как в своей рецензии отмечал Wael Khairy, одобренный сайтом Rotten Tomatoes кинокритик:
Но героям было не под силу вынести тяжесть «взрослой» жизни, ведь они столкнулись с ней в раннем возрасте.
Так вот, голодные и холодные, в 9 вечера мы были в поисках места, где сможем покормить мою подругу, которую я по глупости потащила с собой на такое беспонтовое (как оказалось) мероприятие. Мы же с Настей жестко хотели выпить. В итоге, стоя возле Дома Литераторов, я вбиваю в Гугл картах одно слово: БАР. Выбираю место очень просто — самое ближайшее. В 650 метрах от нас оказывается весьма забавное заведение «Geisha Superman». На фото все неоново, меню большое, нам подходит.
Далее топаем под моросящий дождик к заветной цели. На перекрестке видим розовую подсветку и понимаем: это оно. Заходим, садимся и слету заказываем авторские коктейли. Посидели часика два, покормили подружку гёдзой (азиатскими пельмешками) и пофоткались. Заведение «Geisha Superman», к слову, очень советуем к посещению. Лучший рандомный бар, в который мы захаживали.
Правда на утро пришлось встать, побороть похмелье, взять себя в руки и повторно созвониться для редактуры эссе. А потом еще пойти пересматривать полнометражку, чтобы поскринить кадры для презентации. Но это, как говорит Леонид Каневский, уже совершенно другая история.
О нашей репетиции эссе
6 апреля мы узнали две очень интересные новости. Первое — эссе мы будем не читать, а рассказывать. Второе — репетиция выступления будет уже этим вечером. И нам с Настей пришлось резко корректировать наши планы на день. В итоге, за пару часов до созвона по видеосвязи с организатором «КиноКуба», мы встретились в кофейне моего района и начали жестко учить текст.
Но есть одна проблема — написан он так, как обычно мы не говорим. Ну знаете, не все писатели в повседневной жизни используют те речевые обороты, что мелькают в их работах. Мы не исключение. Поэтому пришлось заучивать эссе в перестроенном формате, запоминая наизусть только цитаты и наиболее яркие высказывания.
В 19:00 нас ждала встреча с Ирой, которая правила наш текст несколько раз. Поэтому настроение был кусаться и задираться. Но девушка оказалась очень милой, скоординировала нас по основным вопросам и выслушала монолог, что вышел за рамки хронометража из-за волнения. Мы достаточно приятно пообщались, Ира записала наши пожелания по поводу выступления и дала пару своих ремарок. На этом моменте наша длительная подготовка к мероприятию была завершена. Мы стали ждать воскресенья, попутно не выкидывая из головы только что заученный текст.
Как прошел показ фильма
Прежде чем оказаться в зале для просмотра, каждому желающему нужно было пройти процедуру регистрации через TimePad. Это что-то вроде онлайн-афиши мероприятий, где можно найти событие на свой вкус и сразу приобрести на него билет. Наш кинопоказ, разумеется, был бесплатным. Даже не смотря на то, что проходил он в корпусе Университета, попасть на него мог любой желающий: нужно было лишь заполнить небольшую анкету. Там указывался актуальный адрес электронной почты, ФИО и очень важная графа «Внешний зритель», предназначенная для администрации, которая делала попуск на каждого стороннего зрителя. Именно ее галочкой помечали наши друзья, чтобы их по паспорту пустил охранник в нашу шарагу.
Когда все анкеты заполнены, билеты с QR-кодом оказываются на вашей почте и терпеливо ждут дня Х. Наш ивент проходил 9 апреля, а регистрация на него открылась уже 4 числа. Примерно в это же время в социальных сетях «КиноКуба» появляются анонсы о кинопоказе. Тут хочется вспомнить грустно-смешной момент, когда мы с Владом (тот самый СММ-специалист) выбирали цитату, которая должна была появиться на обложке мероприятия. Кто смотрел фильм, то поймет, что найти здесь мотивационную и положительно цепляющую реплику практическим невозможно. Все диалоги героев бытовые, приземленные и пропитанные трагизмом. В итоге выбирать пришлось между «21 сентября 1945 года. В этот день я умер» и «Что ж, не я один потерял свой дом. Все мы в одной лодке. По крайней мере, мы еще живы». Хороший маркетинговый ход, чтобы привлечь зрителя, не так ли?
9 апреля состоялось мероприятие. Нам было велено приехать за полчаса до его начала, то есть к 15:00. Перед показом мы должны были определиться с расстановкой мест и согласовать озвучку. Этот момент был особенно комичен, потому что я смотрела в оригинале с сабами, в то время как Настя смотрела в пиратке на каком-то сайте. Озвучку она не запомнила. В итоге, отсмотрев несколько скаченных «КиноКубом» вариантов, нашли +- нормальную. Ну а потом ждали начала еще минут 30. И того, мы приехали на час раньше показа и тупо слонялись по аудитории библиотеки в ожидании.
Из плюсов — нам предложили чай и печенье, пока мы ждали сбора гостей. Из минусов — чай был только черный, зато в нескольких видах. Ну а я пью только зеленый и только с лимончиком. Так что я погрустила, допивая свой схваченный на бегу и уже остывший кофе. Зато не пожалела, что успела купить его у метро. Но пожалела, что торопилась, ведь, как оказалось, начали мы с неприличным таким опозданием.
В 16:00 стартанул показ фильма. Людей, как и ожидалось, было не особо много. Я насчитала человек 20 под конец ивента. Просто некоторые приходили в середине мероприятия, и было сложно отследить их броуновское движение между стульев и стойки с бесплатной едой. Перед показом нам дали слово, и мы решили узнать, знакомы ли ребята с другими работами Ghibli. Как оказалось, смотрели все по классике: «Рыбка Поньо на утесе», «Ходячий замок» и «Унесенные призраками». Поэтому мы предупредили гостей, что картина, которую мы решили им показать, вызовет у них диссонанс, если сравнивать ее с другими популярными полнометражками студии. Они поняли, приняли и похлопали нам перед началом просмотра.
Ну а дальше мы 1,5 часа сидели на попах ровно и наслаждались просмотром. Я, как и ожидалось, не особо растрогалась. Но не спешите крестить меня бездушной. За эту неделю я уже видела «Могилу светлячков» дважды, когда готовила скриншоты для презентации. Да и мои слезные железы уже хорошо так поработали за день до этого при просмотре фильма «Кит» с Бренданом Фрейзером (просто любимый актер детства, и было приятно снова видеть его в кино после всей драмы в жизни). Так что я была не в ресурсе. Зато Настю все еще тронуло, ставлю лайк.
После фильма был 20-и минутный перерыв, чтобы все могли сделать свои грязные делишки и обмозговать увиденное. Далее мы рассказывали эссе-анализ. Пока Настя говорила свою часть, я сканировала аудиторию. Никто не тупил в телефон, а смотрел на докладчиков. Было приятно видеть заинтересованность в нашем спиче. Но минусы все же были. Об одном расскажу сейчас, а второму мы посвятим финальную часть лонга.
Так вот, что по минусам. Немного отвлекало, что «КиноКуб» нонстопом делал фото-контент. Перед мероприятием ходила девушка и фоткала всех на пленку. Это было мило. Но когда посреди фильма ворвался Влад ( все еще СММ-специалист) и начал щелкать все вокруг каждые 10-ть секунд, это уже мешало. Особенно когда он делает это практически возле твоего уха.
Наше мнение о кинопоказе
Знаете, когда мы выкладываем обзоры в наш Блог и подсайты, мы всегда видим отдачу от аудитории. Кто-то благодарит за рекомендацию, кто-то вступает с нами в дискуссию и выражает альтернативное мнение. И мы рады любому исходу. Комментарии для нас имеют больший вес, чем просмотры и лайки. О донатах мы вообще не говорим, мы такое почти не видели. И я лично стараюсь отвечать на каждый коммент или как минимум лайкать. Но после рассказа эссе мы получили ровно 0 реакции от гостей.
Безусловно, когда закончился фильм, по зрителям было видно, что он не прошел мимо. Некоторые из них обсуждали картину в своих компаниях. Некоторые девочки и вовсе растрогались. Нет, мы не ждали оваций и рукоплескания. Но почему не высказать это мнение всем и вступить в дискуссию? Как минимум, чтобы показать, что мы сделали свою работу не зря, несколько раз переписывая анализ и заучивая его наизусть. Создалось впечатление, что мы не вписываемся в их камерную тусовку.
Жалеем ли мы, что потратили на это месяц своей жизни? — Нет. Просто сейчас мы в очередной раз убедились, что не зря начали свой Блог именно на DTF, где нет наших друзей из реальной жизни, фейковых накруток подписок, и твои посты видны любому человеку. Мы рады, что нас читают, комментируют и лайкают. Потому что в этот момент понимаешь, что делаешь работу не просто так. Кто-то воспринимает ведение блога, как личный дневник, мы же стремимся вовлекать аудиторию в просмотр разного контента. И, если вы могли заметить, пишем мы об всем и сразу, не делая упор на конкретный формат или жанр.
«КиноКуб» же позиционирует себя, как многогранный проект (да-да, поэтому они куб), где смотрят фильмы, заставляющие зрителя задуматься. Быть может, та картина, что выбрали мы, была для них слишком очевидна. Это все же не искать библейские отсылки в «Бойцовском клубе», а у них и такое было. Мы же люди простые, которые иногда смотрят сложное кино и не притворяются великими рецензиантами. Выбрали то, что нас тронуло. И разве вся прелесть не в простоте, которую поймет каждый ?
Но в качестве позитивного стоит отметить, что после нашего мероприятия у «КиноКуба» появилась обложка, а не градиент, как было в начале лонга. Так что мы не такие безнадежные, и хоть как-то повлияли на их творчество.
Мы не знаем, зачем все это пишем, но знаем, что нам точно нужно было выговориться и, может быть, рассказать о себе чуть побольше. Чтобы за подписями «Ваша Саша» и «С вами была Анастасия» под лонгами стояли не пространные фигуры, а люди, которые просто живут свою жизнь, что-то пробуют и в чем-то разочаровываются. Ну на этом все. Спасибо, что дочитали.
Ваши Саша и Настя